Слайд 1ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА
Панова Т.В.
Слайд 2Качества личности психолога (1964г. США):
1 доверие к людям
2 уважение ценностей
другого человека (невозможно без эмпатии)
3 проницательность
4 отсутствие предубеждений
5 самопонимание
6 сознание
профессионального долга.
Слайд 3Модель Бруженталя:
1 аутентичность (самосознание себя здесь и сейчас) отражает экзистенциальный
рост – 3 признака: 1 полное осознание настоящего момента, 2
выбор способа жизни в данный момент, 3 принятие ответственности за свой выбор.
2 открытость собственному опыту (не должен подавлять в себе «+» или « - », иначе не сможет успешно контролировать сове поведение.
Слайд 4Модель Бруженталя:
3 развитие самопознания (ограниченное самопознание уменьшает количество выборов в
жизни, ограничивает свободу)
4 сила личности и идентичность (должен знать кто
он, что он хочет т жизни, что для него важно. Не должен отражать ожидания других людей, должен руководствоваться своей собственной интуицией)
Слайд 5Модель Бруженталя:
5 толерантность к неопределенности
6 принятие личной ответственности
7 глубина отношений
с другими людьми (без их оценивания и навешивания ярлыков)
Слайд 6Модель Бруженталя:
8 постановка реалистических целей (свои способности – свои возможности)
9
эмпатия
10 зрелая личность психолога.
Слайд 7ВАЖНО!!!!!
Все данные постулаты стоят на 2 месте после внутренних качеств
личности психолога, его способности к тому, чтобы разговорить клиента, создать
атмосферу доверия, интуитивно чувствовать проблему.
Итак, психологу необходимо знать свои личностные особенности, знать свои сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.
Слайд 8Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
«На уровне общения»:
поддерживает конгруэнтное общение;
подталкивает
к поиску новых способов решения проблем;
создает условия для укрепления чувства
самоценности;
стремится добиться эмоциональной включенности.
Слайд 9Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
В работе над повышением самооценки психотерапевт:
обучает
человека глубже понимать себя и других;
старается быть терпеливым и реально
смотреть на вещи;
сводит воедино прошлый опыт человека и реальность сегодняшнего дня;
Слайд 10Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
уделяет внимание каждому в отдельности, проводя
с ним психотерапевтическую работу;
распознает истинные чувства и приводит человека в
согласие с ними;
относится с уважением и доверием к каждому.
Слайд 11Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
При работе с "я" человека психотерапевт:
моделирует
ситуации, понуждающие человека идти на риск и обнажать свою сущность;
заряжает
энергией;
создает все условия для того, чтобы подтолкнуть человека к внутренним изменениям;
Слайд 12Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
умело использует шутку, юмор, метафору, образы;
грамотно
использует психотерапевтические техники;
умеет в нужный момент обратиться к жизненному опыту
человека;
Слайд 13Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
быстро схватывает суть главных жизненных событий
и находит первопричину чувств человека, чтобы затем наметить направление коренных
личностных изменений;
Слайд 14Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
добивается осмысления и понимания, а совсем
не обязательно полного согласия;
Слайд 15Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
разбирается в истории, политике, литературе, театральном
искусстве, психологии, биологии, юриспруденции, медицине, экономике, социологии, физиологии, антропологии и
умеет применять по необходимости свои знания;
Слайд 16Роль консультанта-психолога, психотерапевта: (по В.Сатир)
обладает познаниями в области теорий о
семейной системе, развитии навыков общения и совершенствовании личности;
легко воспринимает новые
знания»
Слайд 17Требования к личности психолога-консультанта
Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего
является терпение в общении с ними.
Чувствительность к установкам и поведению
других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
Эмоциональная стабильность и объективность.
Слайд 18Требования к личности психолога-консультанта
Аутентичность.
Открытость собственному опыту. Означает искренность в
восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства,
в том числе и отрицательные, не вытеснять их.
Слайд 19Требования к личности психолога-консультанта
Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о
самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует
умение слышать то, что творится внутри нас.
Слайд 20Требования к личности психолога-консультанта
Сильная идентичность. Идентичность – сложная динамическая структура,
формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой
структуры является самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий («Преждевременная идентичность») или в результате преодоления кризиса идентичности («Достигнутая идентичность»).
Слайд 21Требования к личности психолога-консультанта
Толерантность к неопределенности. Психолог-консультант должен уметь без
значительного дискомфорта переносить ситуации неопределенности. Это достигается через: а)уверенность в
своей интуиции и адекватности чувств; б)убежденность в правильности принимаемых решений; в)способность рисковать. Все эти качества приобретаются по мере личного и профессионального опыта.
Слайд 22Требования к личности психолога-консультанта
Принятие личной ответственности. Критика не вызывает у
такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью,
улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
Слайд 23Требования к личности психолога-консультанта
Стремление к глубине межличностных отношений. Обычно этому
препятствуют: страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другим
положительных чувств, отклонение их. Для того, чтобы эти факторы не мешали стремлению к развитию глубоких межличностных отношений, в среде, где живет психолог-консультант, необходимо стараться создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков».
Слайд 24Требования к личности психолога-консультанта
Постановка реалистичных целей. Правильная оценка собственных возможностей
позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели. Следует не винить
себя за ошибки, а делать полезные выводы.
Слайд 25Типичные ошибки психолога-консультанта
Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге.
Излишняя естественность (говорит
и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, надевает
«маску», психологически защищается, прячась за искусственный фасад) поведения психолога-консультанта в диалоге.
Слайд 26Типичные ошибки психолога-консультанта
Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет;
Психологическая консультация как
монолог психолога-консультанта.
Слайд 27Типичные ошибки психолога-консультанта
Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента.
Психолог
оценивает клиента. Оценочное суждение психолога – барьер на пути его
понимания состояния и проблем клиента.
Слайд 28Типичные ошибки психолога-консультанта
Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные.
Многочасовая
консультация как ошибка консультанта.
Психолог как объект манипулирования со стороны
клиента.