Разделы презентаций


ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ

Содержание

Самоопределение (англ. self-determination)- процесс и результат выбора личностью своей позиции, выбора целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни».С.Л. РубинштейнСамоопределение как жизненная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ РАЗДЕЛ 3
УМК

ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор и составитель программы – кандидат психологических

наук, доцент кафедры «Возрастная психология» Кузнецова Оксана Викторовна

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ РАЗДЕЛ 3 УМК ДИСЦИПЛИНЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ		Автор и

Слайд 2Самоопределение
(англ. self-determination)- процесс и результат выбора личностью своей позиции,

выбора целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

«Проблема самоопределения

есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни».
С.Л. Рубинштейн

Самоопределение как жизненная задача личности. Проектирование жизненного пути во временной перспективе.

Самоопределение 	(англ. self-determination)- процесс и результат выбора личностью своей позиции, выбора целей и средств самоосуществления в конкретных

Слайд 3Тема самоопределения, осуществления выбора, принятия решения получила оформление уже в

ранних философских учениях, начиная с Аристотеля.
Р. Декарт, И.

Кант, И. Фихте, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер.
В трудах мыслителей-экзистенциалистов (Ж.-П. Сартр,
Э. Фромм, К. Ясперс), эта тема занимает центральное место.

Различают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

Тема самоопределения, осуществления выбора, принятия решения получила оформление уже в ранних философских учениях, начиная с Аристотеля. Р.

Слайд 4Анализ философско-психологических оснований самоопределения позволяет предположить, что жизненные стратегии личности

кристаллизуются в процессе принятия решений и построения образа будущего.
Жизненная стратегия

человека во многом зависит от особенностей восприятия личностью своего времени.
Выбирая профиль обучения, подростки осуществляют свой первый профессиональный выбор.

Самоопределение как жизненная задача личности. Проектирование жизненного пути во временной перспективе.

Анализ философско-психологических оснований самоопределения позволяет предположить, что жизненные стратегии личности кристаллизуются в процессе принятия решений и построения

Слайд 5Психологическая готовность к самоопределению (по Л.И. Божович) – основное

новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста.
Основа самоопределения:
сформированность

на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего, самосознания;
внутреннее богатство личности;
развитие нравственных установок;
многообразие чувств и переживаний;
становление временной перспективы, ценностных ориентаций, жизненных смыслов.
Готовность (способность) к личностному и профессиональному самоопределению - главное новообразование ранней юности (по И.В. Дубровиной).

ГОТОВНОСТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Психологическая  готовность к самоопределению (по Л.И. Божович) – основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста.

Слайд 6Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемы

подросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы.
С точки зрения

Ж. Пиаже, на стадии пропозициональных или формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет) у подростка формируется способность мыслить гипотезами, что создаёт возможность построения жизненного плана.

Временная перспектива в подростковом возрасте. Представления зарубежных психологов.

Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемы подросткового возраста связаны с трудностями построения временной

Слайд 7Л. С. Выготский называл подростковый возраст возрастом открытия своего Я, оформления

личности, а также возрастом оформления мировоззрения. Он отмечал, что внешним

коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который впервые осознаётся подростком в этом возрасте.
Л. И. Божович связывала возникновение жизненного плана с развитием самосознания как способности направлять сознание на свои собственные психические процессы.


Временная перспектива в подростковом возрасте. Представления отечественных психологов.

Л. С. Выготский называл подростковый возраст возрастом открытия своего Я, оформления личности, а также возрастом оформления мировоззрения. Он

Слайд 8Интересы, по мнению Л.С. Выготского, - это целостные структурные, динамические

тенденции, которые развиваются вместе с развитием всей личности («интересы не

приобретаются, а развиваются…»).
С. Л. Рубинштейн отмечал, что интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека.

Интересы и способности подростков как факторы первого профессионального выбора. Формирование профессиональной направленности в подростковом возрасте.  

Интересы, по мнению Л.С. Выготского, - это целостные структурные, динамические тенденции, которые развиваются вместе с развитием всей

Слайд 9первый этап (12-13 лет) – интересы характеризуются высокой изменчивостью, они

слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей и являются

преимущественно познавательными;
второй этап (14-15 лет) – наблюдается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей;
третий этап (16-17 лет) – усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, происходит объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально- психологическими свойствами;
четвёртый этап (этап начальной профессионализации) – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора.

Этапы становления познавательных интересов и профессиональной направленности ( Л.А.Головей)

первый этап (12-13 лет) – интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических

Слайд 10Стадия фантазии – охватывает раннее детство и заканчивается примерно в

11 лет. В этот период, независимо от своих реальных способностей

и потребностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях.
Гипотетическая стадия – 11-17 лет. Эта стадия, в свою очередь, делится на четыре периода:
период интереса (11-12 лет) – дети делают свой выбор, в основном руководствуясь своими склонностями и интересами;
период способностей (13-14 лет) – подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Но определяющим фактором на этом этапе выступают способности;
период оценки (15-16 лет) – молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют их со своими возможностями;
переходный период (17 лет) - в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например влияния школы, родителей, сверстников.

Согласно теории Э. Гинзберга, процесс выбора профессии заключён в жёсткие рамки возрастного развития и проходит ряд этапов

Стадия фантазии – охватывает раннее детство и заканчивается примерно в 11 лет. В этот период, независимо от

Слайд 11Реалистическая стадия – в возрасте от 17 лет и старше

молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта

стадия делится на три периода:
период исследования (17-18 лет) – прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;
период кристаллизации (19-21) – в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;
период специализации - общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации.

теория Э. Гинзберга

Реалистическая стадия – в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о

Слайд 12Самоопределение в подростковом возрасте тесно связано с понятием идентичности (Э.

Эриксон).

Идентичность (по Э.Эриксону) – это чувство обретения, адекватности и владения

личностью собственным Я; тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени).

Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, содержит три основные задачи развития:
1) осознание временной протяжённости собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя на будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идёт о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).
 

Формирование профессиональной идентичности старшеклассников. Статусы профессиональной идентичности.

Самоопределение в подростковом возрасте тесно связано с понятием идентичности (Э. Эриксон).Идентичность (по Э.Эриксону) – это чувство обретения,

Слайд 13 1) «неопределённая, размытая идентичность»
(подросток ещё не выработал

чётких убеждений
и не столкнулся с кризисом

идентичности);

2) «досрочная, преждевременная идентичность»
(подросток включается в определённую систему отношений, но делает это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету);

3) этап «моратория»
(подросток находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития свой единственный);

4) на этапе «зрелой идентичности» кризис завершён, человек переходит от поиска себя к практической самореализации
(Marcia D. E., 1980).


Статусы идентичности - Д. Марсиа (D. E. Marcia)

1) «неопределённая, размытая идентичность»  (подросток ещё не выработал чётких убеждений  и не  столкнулся

Слайд 14Успешность обучения в старших классах сводится к формированию готовности к

обучению в условиях профильности. Готовность связана с формированием таких компетентностей

учащихся, как
интеллектуальная,
личностная,
коммуникативная,
рефлексивная,
деятельностная,
креативная,
эмоциональная.

Построение индивидуальной образовательной и профессиональной траектории старшеклассников.  

Успешность обучения в старших классах сводится к формированию готовности к обучению в условиях профильности. Готовность связана с

Слайд 15характеристика ценностей, связанных с выбором направления дальнейшего обучения;
представленность индивидуально выраженных

целей профильного обучения;
информационная подготовленность в отношении значимости обучения для дальнейшего

продолжения образования, жизненного и профессионального становления;
общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения;
опыт социального взаимодействия.

Критерии оценки готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения (по И.В. Гладкой):

характеристика ценностей, связанных с выбором направления дальнейшего обучения;представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;информационная подготовленность в отношении значимости

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика