Слайд 1Диагностическая компетентность учителя
Слайд 2
Гутник
Ирина Юрьевна
570 49 50
iragutnik@mail.ru
кандидат пед. наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И. Герцена,
Слайд 3Зачем нужна педагогическая диагностика?
Функция «обратной связи».
«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете,
когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде»
Э.Ловелл
Слайд 5Но я никогда не слышал, чтобы она свистела!...
Слайд 6Я сказал, что я учил - а не что она
научилась
Слайд 81991 год
Карлхайнц Ингенкамп
Слайд 91991 г.- З.И.Васильева, Т.К. Ахаян, М.Г.Казакина, Н.Ф.Радионова
Слайд 101993г.- И.С.Батракова, А.В.Мосина, А.П.Тряпицына
Слайд 14
Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
Понятие «педагогическая диагностика» - означает ту познавательную и
оценочную деятельность, которую осуществляет сам учитель.
Слайд 15Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
«ДИАГНОСТИКА»
Соотнесение двух знаний – знания о том,
что есть и знания о том, что должно быть.
Слайд 16Зачем она нужна?
Причем диагностика предполагает с одной стороны
реальную объективность, а с другой стороны учет индивидуального прогресса ученика.
Слайд 17О.С.Газман уттверждает, что педагог сегодня должен реализовать 3 основные функции
в школе:
Обучение
Воспитание
Поддержка (основанная на диагностике).
Учитель, планомерно использующий педагогическую
диагностику в школе – это учитель выполняющий все 3 ролевые позиции.
Слайд 18 При этом диагностика всегда предполагает коррекцию – т.е.
внедрение знаний о том, как решить проблему.
«Диагностика и коррекция» -
это мягко говоря неграмотно, т.к. еще Л.С.Выготский доказал, что коррекция это один из этапов диагностики, причем не последний.
Слайд 19Основные ошибки в использовании данного термина:
1. Педагогической называют любую
диагностику используемую в школе:
Социальную- проводит либо социальный педагог, либо администрация.
Психологическую
– проводит психолог школы.
Но! дагогическую диагностику может использовать только учитель!
Слайд 20Принцип органичности включения педагогической диагностики в образовательный процесс.
Кочетов А.И.
«Говорят: Лихое дело – начало». В педагогике это начало –
диагностика. И не стоит надеяться на психологов: они дело знают, но совершают свою работу непомерно долго, используя десятки валидных тестов и методик. Педагогу-практику нужны экспресс – диагностики, простые, удобные, совместимые с обычной работой на уроке или практическим делом. Такие методики чаще всего приходится создавать самим».
Слайд 21Отличие педагогической и психологической диагностики
Слайд 22Отличие педагогической и психологической диагностики
Слайд 23Отличие педагогической и психологической диагностики
Слайд 24Отличие педагогической и психологической диагностики
Слайд 25Отличие педагогической и психологической диагностики
Слайд 26Отличие педагогической и психологической диагностики
«Когда человека изучили, узнали
и записали, что у него воля – А, эмоции –
Б, инстинкт –В, то потом, что дальше с эти делать, никто не знает….» А.С.Макакренко
Слайд 272. Педагогическую диагностику путают с мониторингом.
Но! Цель мониторинга – это
отслеживание результативности по определенным критериям и показателям, контроль со стороны
(внешний - РОНО или внутренний – администрацией школы).
Цель педагогической диагностики определяет сам учитель – для помощи ученику или для его аттестации.
Слайд 28Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006.
Стереотипы в диагностической деятельности
педагога. С.260
Метафоры Дж. Холта
Слайд 29Метафора «Конвейер».
Школа представляется как конвейер, через который проходят ученики. В
их головы, как в пустые бутылки, требуется залить определенные ингредиенты:
чтение, правописание, математику, историю, естественные науки.
Диагностика в этом случае направлена на выявление «объема» полученного и недополученного содержания образования, о пропорциях, его «ингредиентов».
Учащиеся оцениваются с точки зрения способности воспринимать это содержание в требуемых программой темпе, объеме и т.д.
Слайд 30Метафора
«Подопытные животные»
Образовательный процесс строится по принципу выработки условных рефлексов
«стимул-реакция» (задача – награда или наказание).
«Положительное подкрепление» - это
улыбки учителей, хорошие оценки на экзаменах, перспектива поступить в престижный колледж, найти хорошую работу, преуспеть и зарабатывать много денег. «Отрицательное подкрепление» - это замечания учителя, оскорбительный смех товарищей, страх остаться на второй год.
Диагностика при этом направлена на выявление степени «восприимчивости» стимулирующих воздействий, степени продуктивности этих стимулов.
Слайд 31Метафора «Больница»
Взгляд на школу как на особое место, где исправляют,
лечат мозги, - это, пожалуй, самый опасный стереотип. В школе
бытует странное предубеждение, что если ученика удалось чему-то выучить, то это всецело заслуга педагогов. Если же ребенок остался неучем, то это исключительного его вина.
В этом случае диагностика направляется на выявление и оценку уровня способностей ребенка, а не на поиск эффективных способов помощи в его изучении себя и окружающего мира.
Слайд 32Иллюстрации к метафоре «?».
Коэффициент усвоения учебного материала (K) находится как
отношение объема учебного материала, усвоенного учащимся в течение определенной единицы
времени (занятия, нескольких занятий) (Uо), к материалу, сообщенному ему за то же время (Uа):
Kуум=Uо/Uа
Слайд 33Критерии сравнения в диагностировании.
Нормативный
Слайд 34Какие существуют критерии сравнения в диагностировании?
Учитель, должен
учитывать следующие критерии:
Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки
зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта.
Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика.
Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками.
Слайд 35Постарайтесь придумать 3 разных формы экрана успеваемости, в соответствии с
каждым из существующих критериев.
Слайд 56Увлечение в познании только естественнонаучными методами
Чем опасно увлечение
в познании только естественнонаучными методами очень точно описал, кибернетик Е.Л.Фейнберг:
"Поэт Ю.Кузнецов написал современную сказку о царевне-лягушке: молодой ученый, не разглядев в лягушке красавицу-царевну, вместо того чтобы любовью снять заклятие, начинает ее изучать и анатомирует. Кончается сказка строфой:
«В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века,
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака»
Слайд 58Оси координат для диагностирования (В.Н. Дружинин )
Слайд 61Аутентичная диагностика.
Аутентичный - равнозначный, подлинный, настоящий
Происходит от др.-греч. αὐθεντικός «подлинный,
главный», далее от αὐθέντης «собственноручный»
Итак, аутентичная диагностика – это диагностика
– от первоисточника.
Какие методы и методики можно отнести к аутентичным?
Слайд 62
К какой группе методов можно отнести
технологическую карту?
Слайд 63Технологическая карта подготовки к ЕГЭ
ГОУ № 307
Слайд 66Матрица методик педагогической диагностики. S- кто?, О – что, кого?
Слайд 67Матрица методик педагогической диагностики
Вы придумали анкету:
«Знаю ли я проблемы своих
учеников?»
Назовите цифру матрицы в которой будет находится данная анкета?
Слайд 70Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?
Слайд 71Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?
В Интернете набираем:
«Модель комплексной
педагогической диагностики ученика», либо в поисковой строке перетаскиваем информацию
http://go.mail.ru/search?q=%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8&fr=fftb
либо смотрим
гиперссылку:
Модель диагностики.ppt
Слайд 72Библиграфия по проблеме
Основная литература
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006.
Голубев
Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.
Гутник
И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. - СПб. 2000.
Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. СПб. КАРО. 2005
Диагностические методики самопознания, изучения личности школьника и класса. М. 1991.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.
Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. - Минск., 1987
Педагогическая диагностика в ОЭР школ. Батракова И.С., Мосина А.В. Тряпицына А.П. СПб.1993
Слайд 73Библиграфия по проблеме
Дополнительная литература
Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы.//Сов.
педагогика. -1993.
Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория и практика.
- Киев. 1986.
Диагностика современной школы: Пособие для учителей. /Под. ред. В.А. Онищука. - Киев. 1987.
Изучение личности школьника учителем. Под. ред. Васильевой З.И. и др. - М., 1991.
Слайд 75Цитата :
Знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека
опытного;
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного;
Знание
же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро