Слайд 1
Личность
Презентация доц. кафедры Педагогики и медицинской психологии
Самойловой В.М.
Слайд 2Основные вопросы темы
понятие личности; понимание личности в различных психологических школах;
понятия индивид, личность, индивидуальность; компоненты, составляющие личность; структура личности в
отечественной психологии; типологии личности; индивидуальные особенности: характер, способности, темперамент
Слайд 3Личность в медицине и психологии
Медицина использует данный термин, имея в
виду, прежде всего, участников лечебного процесса. Говоря о сохранной личности
пациента, подразумевают человека, способного осознанно относится к своему состоянию, принимать ответственность за последствия лечения и сознательно выполняющего лечебные мероприятия.
Психология рассматривает личность как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Психология изучает закономерности развития и формирования личности.
Слайд 4Биогенетический подход
Человек рассматривался как биологическое существо, наделанное от природы определенными
способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития
человека: его темп, предел его способностей. Основу развития личности составляет биологическое созревание организма. Сам процесс развития в основном трактуется как созревание, стадии которые универсальны для всех периодов истории и для всех культур. Среда, в которой человек воспитывается, является всего лишь условием изначально предопределенного развития.
Слайд 5Социологический подход
В этом подходе делается попытка объяснить особенности личности, исходя
из структуры общества, способов социализации, взаимоотношении с окружающими людьми. Человек
от рождения есть чистая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель пишет все, что угодно. Человек, не отягощенный наследственностью, вырастает таким, каким его хотят видеть воспитатели. Психическое развитие заключается в накоплении социально приёмлемых норм поведения и выработке полезных привычек и навыков.
Слайд 6Психогенетический подход
(гуманистическое направление)
Личность - целостная саморазвивающаяся, самоактуализирующаяся структура. Человек стремится
найти смысл своего существования, жить свободно и ответственно. Человек от
рождения наделен способностью к саморазвитию. Основными факторами развития личности являются: самовоспитание, самообучение, самообразование, т.к. в душе человека заложены движущие силы его развития.
Слайд 7Деятельностный подход
Личность есть субъект активного взаимодействия со средой, в процессе
которого индивид приобретает личностные черты. Мера развития личности определяется освоением
ею общественно–исторических норм, ценностей, знаний человечества.
Слайд 8Конституциональная типология
Э. Кречмера
Идея Э.Кречмера сводилась к тому, что
наши тело и душа суть две ипостаси одной сущности. Их
проявления находятся в тесном взаимодействии, т.е. соматическое и психическое объединены общим фактором, лежащим в их основе. Согласно Э.Кречмеру, конституция и характер тесно связаны между собой.
Слайд 10Лептосоматик,
или астенический тип
Человек хрупкого телосложения, с плоской грудной
клеткой, узкими плечами, удлиненными и хрупкими конечностями. Лицо вытянутое. Ноги
длинные. Толщина всех частей тела и систем недостаточная. Для них характерно отставание веса тела от его длины. Нервная система сильно развита, особенно головной мозг. С детства астеники нежные, слабые. Они растут быстро и не обнаруживают в течение всей жизни ни малейшей склонности к увеличению объема мышц или жировой прослойки. Астенические женщины по своему габитусу напоминают мужчин, но часто к тому же малорослы.
Слайд 11Лептосоматик,
или астенический тип
Лептосоматическое (астеническое) телосложение имеют шизотимики. Типологическими
чертами шизотимической личности являются настойчивость, систематическая последовательность, непритязательность, спартанская строгость,
холодность в отношении к судьбам отдельных людей в сочетании с утонченными эстетическими чувства; неподкупная справедливость, пафос по отношению к народным страданиям – и в то же время недостаток доброжелательности,
естественного человеколюбия,
понимания конкретной ситуации и
особенностей отдельной личности.
Шизотимиков разделяют
чистые идеалисты и моралисты;
деспоты и фанатики, люди холодного
расчета.
Слайд 12Пикники, или циклотимический тип
Характеризуются сильным развитием внутренних полостей тела (голова,
грудь, живот), склонность торса к ожирению при слабом двигательном аппарате.
Рост средний, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный массивный живот. Конечности пикников круглые, со слабо выраженным рельефом мышц, часто изящные. Пикническое телосложение имеют циклотимики. Для циклотимиков характерны перепады настроения: их эмоции колеблются между радостью и печалью. Они общительны, откровенны, добродушны, реалистичны во взглядах.
Слайд 13Пикники, или циклотимический тип
Циклотимики склонны к таким психическим заболеваниям как
маниакально-депрессивный психоз, а из соматической патологии у них отмечаются заболевания
желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
Слайд 14Атлетики, искотимический тип
Характеризуется сильным развитием скелета, выраженной мускулатурой, крепким пропорциональным
телосложением, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.
Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее. Костный рельеф наиболее заметен в чертах лица. Рост тела обычно выше среднего. Они склонны зацикливаться на мелочах.
Искотимики бывают двух видов:
а) энергические, резкие, уверенные в себе, агрессивные;
б) мало впечатлительные, со сдержанными желаниями и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
Искотимики склонны к таким психическим заболеваниям как эпилепсия; из соматических болезней для них характерна патология костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Слайд 15Типология людей в соответствии с «локус контролем»
Локус контроля есть обобщенное
ожидание человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от
его собственного поведения (интернальный локус контроль), а в какой контролируются силами из вне (экстернальный локус контроля).
Люди, которым свойственно верить в то, что они управляют своей судьбой, т.е. имеют интернальный локус контроль, с экстернальным локус контролем, люди обычно считающие, что их судьба зависит от удачи, случая или власти имущих.
Слайд 16Типы людей с эктернальным локус контролем
Люди с эктернальным локус контролем
полагают, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил:
случая, обстоятельств, действий других людей и т.д. Экстерналы чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, всё зависит от обстоятельств, а они "пешки" в этой жизни. Даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Слайд 17Типы людей с интернальным локус контролем
Люди с интернальным локус контролем
интерпретируют значимые для себя события как результат собственных усилий. Интерналы
считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они берут на себя ответственность за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Интернал себя самого, стремиться изменить себя. Интернал несет ответственность за свое здоровье. В болезни обвиняет себя самого и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не о врачей. Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.
Слайд 18Понимание личности в отечественной научной психологии
Личность – субъект сознательной деятельности
(А.Н. Леонтьев).
Личность – субъект и объект общественных отношений (А.Г. Ковалев).
Личность
– дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов).
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной деятельности (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко).
Слайд 19Взаимосвязь и взаимоотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
Индивид –
это отдельный типичный представитель своего рода носитель, типичных, природообусловленных свойств.
Субъект
деятельности – индивид как источник познания и преобразования действительности; как типичный носитель видов человеческой активности.
Личность (в узком смысле) – человек как типичный представитель сформировавшего его общества.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида её неповторимость. Это своеобразие личности
Слайд 20
Схемы, поясняющие понятие «личность»
Слайд 21Структуры личности
сознание, самосознание, психогенные потребности, некоторые способности, психическая зрелость, коммуникативные
способности, социогенные потребности, этнический стереотип поведения, социальные роли, социальный статус,
широкие социальные умения.
Слайд 22Индивидные свойства
Связь индивидных, субъективных и личностных характеристик человека выражается в
том, что
индивидные свойства образуют фундамент, основу формирования субъективных и личностных
свойств;
индивидные характеристики определяют формально-процессуальную сторону проявления и личностных свойств.
Индивидные свойства могут быть:
условием формирования субъективных и личностных свойств (задатки по отношению к способностям);
частным содержанием (отдельное физиологическое ощущение как содержание сознания);
условием реализации психического акта (психофизиологические функции по отношению к операциям);
одним из факторов формирования психического явления (темперамент по отношению к способностям и мотивам).
Слайд 23Индивидуально-психологических особенности
- специфические проявления
темперамента,
характера,
способностей.
Слайд 24Определения темперамента
И.П.Павлов: «Темперамент есть самая общая характеристика отдельного человека, самая
основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту
или иную печать на всю деятельность, каждого индивидуума» (1951).
С.Л.Рубинштейн: «Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида» (1999).
Ю.Б.Гиппенрейтор: «Темперамент – характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности, психических процессов и состояний, степени его эмоциональности» (2002).
Слайд 25Биологические основы темперамента
Подтверждается связь темперамента такими физиологическими факторами, как:
химический состав
крови;
ширина и толщина кровеносных сосудов;
особенности обмена веществ;
деятельность желез внутренней
секреции;
тонус нервных и мышечных тканей;
миелинизация нервных волокон;
свойства нервной системы.
Слайд 26Сферы проявления темперамента
общая активность;
особенности моторной сферы;
свойства эмоциональности.
Слайд 27Холерический темперамент
Характерен для человека, у которого возбуждение преобладает над
торможением. Проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность его
нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности. Быстро утомляется. Возникает плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения, энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неравномерность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлениям невротических срывов и конфликтов с людьми.
Слайд 28Проявления холерического темперамента
Положительные
энергичность (пусть непродолжительную),
увлеченность,
пытливость,
целеустремленность,
работоспособность,
возможность влиять на других,
стремления
к деятельности,
отсутствие
страха
перегрузок.
Отрицательные
горячность,
невыдержанность,
нетерпеливость,
конфликтность,
затруднения в переключении внимания,
склонность к бурным эмоциональным вспышкам,
быструю смену настроения,
неумение сдерживать свои желания и настроение,
вызывающее поведение в случае угрозы их независимости,
упрямство.
Слайд 29Сангвинический темперамент
Характерен для человека с сильной, уравновешенной, подвижной нервной
системой. Он обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы. Сангвиники жизнерадостны,
благодаря чему их характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспосабливаемость к новым условиям. Сангвиники общительны, легко сходятся с новыми людьми, поэтому у них широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и привязанностях, они продуктивны, деятельностны при постоянном возбуждении, когда много дел.
В ином случае сангвиник скучает, отвлекается. В стрессовой ситуации лица с сангвиническим темпераментом активно обдуманно защищают себя, борются за нормализацию обстановки.
Слайд 30Проявления сангвинического темперамента
Положительные
мобильность,
оптимизм,
общительность,
легкость взаимодействия,
высокая адаптивность.
Негативные проявления
легкомыслие,
поверхностность,
высокая подверженность посторонним влияниям,
непереносимость эмоциональных перегрузок,
непостоянство настроения.
Слайд 31Флегматический тип темперамента
Характерен для людей с сильной уравновешенной, инертной нервной
системой. Они реагируют медленно, мало общительны, эмоциональные процессы разворачиваются медленно.
Флегматики обладают высокой работоспособностью, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способны быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Они прочно запоминают материал, но не способны отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любят менять привычки, распорядок дня, работу, друзей, с трудом приспосабливаются к новым условиям жизни.
Преобладает ровное стабильное настроение. При неприятностях флегматики остаются внешне спокойными.
Слайд 32Проявления флегматического темперамента
Положительные
некофликтность,
уравновешенность,
самокритичность,
постоянство, способность к длительному
сохранению контактов
Негативные
поздние сроки физиологического созревания,
медлительность,
ригидность,
социальный инфантилизм,
малая общительность,
трудности приспособления к новым условиям
Слайд 33Меланхолический темперамент
Обладают люди со слабой нервной системой. У меланхоликов повышенная
чувствительность даже к слабым раздражителям. Сильный раздражитель вызывает у них
срыв, поэтому в стрессовых ситуациях у меланхоликов ухудшаются результаты деятельности по сравнению с спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности, меланхоликам требуется более продолжительный отдых, чем людям с другими типами темперамента. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы.
Настроение у меланхоликов изменчиво, но они обычно стараются скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. В то же время меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Слайд 34Проявления меланхолического темперамента
Положительные
высокая чувствительность,
склонность к рефлексии, самоанализу,
ответственность.
Негативные
ранимость,
неуверенность в собственных силах,
неустойчивость внимания,
заниженная самооценка,
подозрительность,
трудности установления и поддержания контактов,
проблемы приспособления к новым условиям,
раннее приобретение сексуальности,
боязливость,
чрезмерная осторожность.
Слайд 35Роль темперамента в деятельности
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и
к её динамическим характеристикам определенные требования:
холерики более пригодны для
активной рискованной деятельности («воины»);
сангвиники – для организаторской деятельности («политики»);
флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»);
меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»).
Слайд 36Характер
Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к
другим людям, к работе, к окружающему его миру, а также
его целенаправленные действия, называемые поступками.
Слайд 37Уровни нормативности характера
«Нормальный характер» - это характер без патологических отклонений.
Акцентуации
– крайние варианты нормальных характеров.
Скрытые акцентуации – неявное, неяркое, часто
проявляющееся в стрессовых конфликтных ситуациях ненормативные способы поведения и эмоциональное реагирование.
Явные акцентуации – ярко выражено, часто проявляющее неадекватные ситуации способы поведения и эмоционального реагирования.
Психопатии или личностные расстройства – патологические расстройства. Человек, имеющий патологический характер, испытывает значительные трудности в адаптации к обществу и в социализации.
Слайд 38Акцентуации
В медицинской практике акцентуациям придают большое значение. Именно акцентуанты могут
вступать в конфликтные отношения с медицинским персоналом, не выполнять предписания
врача, кроме того, эта группа больных в большей степени, чем другие пациенты с
«нормальным
характером»
предрасположены к
психосоматическим
реакциям
и заболеваниям.
Слайд 39Отличие акцентуаций от психопатий
При акцентуации отсутствует стойкость, стабильность явлений и
состояний.
При акцентуации нет всех признаков психопатии сразу; т.е. стабильности патологического
характера во времени, тотальности его проявления, глубокой социальной дезадаптированности.
Черты акцентуации проявляются в особых условиях либо при перенапряжении акцентуанта.
Социальная дезадаптация либо непродолжительна, либо не наступает.
Как правило, психопатии имеют наследственную составляющую, а акцентуации обычно вызываются неправильным воспитанием.
Слайд 40Факторы, оказывающие на формирование характера сильное влияние
длительное, хроническое заболевание, заставляющее
человека надолго отказаться от привычного образа жизни, от реализации ранее
намеченных жизненных планов;
изменение социального положения человека;
утрата / приобретение новых друзей и близких;
возрастные изменения.
Слайд 41Определение способностей
Ю.Б.Гиппенрейтер:
"Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность
к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению"
(1996).
А.В.Петровский: "Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся" (1996).
Слайд 42Задатки их признаки
Задатки - некоторые генетические врожденные анатомо-физиологические особенности нервной
системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Признаки
задатков:
1) Многозначность, т.е. задатки лишь предпосылки способностей. На базе одних и тех же задатков могут сформироваться неодинаковые способности.
2) Одно из условий формирования способностей. Наличие задатков не есть решающее условие наличия способностей. Задатки не предопределяют способностей.
3) Фактор, предопределяющий пути формирования способностей, скорость их развития и уровень достижения.
Слайд 43Специфические признаки способностей
1) Наличие структуры. Различают ведущие и вспомогательные уровни
способностей.
2) Социальная обусловленность: способности формируются в социуме прижизненно, под влиянием
обучения и воспитания.
Слайд 44Виды специфических человеческих способностей
а) общие - специальные;
б) теоретические – практические;
в)
учебные – творческие;
г) коммуникативные
Слайд 46Признаки наличия способности к какому-либо виду деятельности
Высокий темп обучения соответствующей
деятельности;
Широта переноса навыков, которая состоит в том, что, обучившись
применению в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях;
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности;
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;
Высокая мотивация стремление к деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
Высокий темп обучения соответствующей деятельности;
Широта переноса навыков, которая состоит в том, что, обучившись применению в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях;
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности;
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;
Высокая мотивация стремление к деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
Слайд 47Способности, необходимые людям, работающим в системе Человек-Человек
Конструктивные способности, т.е. желание
и умение замечать. Развивать личность своего пациента; отбирать и композиционно
строить рабочий материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям людей.
Организаторские способности, т.е. умения включать пациентов в различные виды деятельности. Воздействовать на личность других людей;
Коммуникативные способности, или умения устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, чувствовать настроение партера по общению, понимать намерения другого человека.
Сидоров В.В., Ппарняков А.В. / Клиническая психология. – М., 2002.
Слайд 48Условия формирования способностей
развитие способностей начинается либо интенсивно происходит в определенные
сензитивные периоды,
высокая мотивация к определенным видам деятельности,
наличие задатков, т.е. определенных
предпосылок,
комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Слайд 49Рекомендуемая литература
Айсмонтас Б.Б. / Общая психология: схемы, М., 2003, стр.
257-287, стр. 213-256.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. / Атлас по
психологии, М., 2003, стр.60-79, стр.215-241.
Дружинин В.Н. / Психология общих способностей, СПб, 1999.
Кречмер Э. / Строение тела и характер, СПб, 2001.
Маслоу А. / Мотивация и личность, СПб, 1999.
Мерлин В.С. /Структура личности. Характер, способности, самосознание, Пермь, 1990.
Немов Р.С. / Психология, М., 2005, стр. 340-377.
ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, М., 2001, стр. 457-497.
Реан А., Бордовская Н., Розум С. / Психология и педагогика, СПб, 2008. стр.166-174.
Рубинштейн С.Л. / Основы общей психологии, СПб, 2003.
Психология и психоанализ характера: хрестоматия / под ред Райгородского Д.Я., 2005.
Сидоров В.В., Парняков А.В. / Клиническая психология, М., 2002, стр.323-366; 423-515, 367-422.
Соложенкин В.В. / Психологические основы врачебной деятельности, М., 2003, стр.201-211.
Столяренко Л.Д. / Основы психологии, Ростов-на-Дону, 2003, стр. 264-273; 273-369, 318-364.
Стреляу Я / Роль темперамента в психическом развитии М., 1982.
Фрёйд З. / Психопатология обыденной жизни, СПб, 1997.
Фрейджер Р., Фейдимен Дж. / Личность: теории, упражнения эксперименты, СПб, 2004.
Шадриков В.Д. / Способности человека, М.-Воронеж. 1997.
Слайд 50Контрольная работа № 2
Укажите на наиболее яркие отличия научения от
рассудочной деятельности.
Могут ли совершаться человеком действия, если в них нет
потребности? Почему?