Слайд 1Литературная классика XX в.
F
ПОЛЮСЫ ДОБРА
И ЗЛА
Слайд 2XX в. совсем недавно стал историей. Западная культура оказалась на
краю бездны, куда были низвергнуты основные нравственные устои, понятия совести,
чести, добропорядочности, милосердия, любви. В произведениях искусства, как в беспристрастном зеркале, отразились и черты духовной деградации, и попытки выйти за пределы заданности жесткого прагматичного времени, увидеть «свет в конце тоннеля», вернуть человеку духовную цельность, смысл жизни, веру и надежду. Эту альтернативность художественная культура сохраняла на протяжении всего XX столетия.
Слайд 3В 10-40-е гг. XX века главные бои в искусстве слова
развернулись вокруг реализма и модернизма «нового поколения». Художники-модернисты не видели
смысла существования человека в дисгармоничном, нестабильном, хаотичном мире.
«Предчувствие гражданской войны»
Слайд 4Франц Кафка (1883-1924)
Один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века,
бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно.
Слайд 5Кафка слыл человеком необычайно болезненным и ранимым. Он мучился беспричинными
страхами и сомнениями, жил с чувством вины перед близкими.
Австрийский
писатель. Родился 3 июля 1883 в Праге. В 1906 окончил юридический факультет Пражского университета. Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка постоянно занимался самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности. Гротеск и обличение мирового зла – основная концепция его произведений
Кафкианство – это предсказание картин истории XX в., страшная метафора фашизма и тоталитаризма, бездушного обесчеловеченного государства
Слайд 6Цитаты Франца Кафки
Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой
точки надо достичь.
Один из самый действенных соблазнов зла —
призыв к борьбе.
Ты — это задача. Ни одного ученика кругом.
Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему.
Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать.
Слайд 7Произведения:
Братоубийство
Тоска
Замок
Процесс
Приговор
Заботы главы семейства и др.
Слайд 8Э́рих Мари́я Рема́рк
(Erich Maria Remarque),
22 июня 1898 –
25 сентября 1970
— один из наиболее известных и читаемых немецких
писателей двадцатого века. В первые три года жизни он был заброшен матерью, отдававшей всю привязанность больному (и вскоре умершему) брату Эриха. Отсюда на всю жизнь осталась неуверенность в себе, ощущение, что его никто не любит. В 18 лет попадает на фронт, где пройдут три тяжелых года, все это отраженно в его произведениях через настроение пессимизма, утраты идеалов и иллюзий, внутреннее опустошение.
Слайд 9
(от лат. exsistentia – существование)
одно из ведущих модернистских
направлений в литературе XX в. Основным атрибутом экзистенции является свобода,
которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Экзистенциализм
Слайд 10Экзистенциализм возник в философии в 20-е гг. XX в. Согласно
этому учению человек, обреченный в мире на одиночество, может постичь
свою сущность, лишь став абсолютно свободным от общественных предписаний и норм поведения, но и то иллюзорно, поскольку изначально приговорен к неизбежному исчезновению.
Слайд 11Альбер Камю
(1913-1960)
Французский писатель, публицист и философ, близкий к
экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской
премии по литературе 1957 года.
Слайд 12В одном из своих первых сочинений – повести «Посторонний» (1937-1940,
опубликован 1942) Камю раскрывает тему абсурда через анализ «потока сознания»
опустошенной личности.
«Поток сознания» – литературный прием, преследующий цель прямого воспроизведения процессов душевной жизни, форма «внутреннего монолога».
Слайд 13 Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его
данности. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под
влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества
Слайд 14Основные произведения
«Чума».
«Миф о Сизифе».
«Осадное положение».
«Бунтующий человек».
«Злободневные заметки».
Слайд 15Жан Поль Сартр
(1905-1980)
Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма писатель, драматург и
педагог.
Слайд 16— французский атеистический философ-экзистенциалист марксистской направленности (в 1952—1954 годах Сартр
занимал наиболее близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист.
Слайд 17Основные произведения:
«Стена»
«Слова»
«Тошнота»
«Размышления о еврейском вопросе»
«Экзистенциализм – это гуманизм»
Слайд 18Ад — это другие.
Постановка «я могу» приводит к положительному
результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому
результату.
Цитаты
Слайд 19Джеймс Джойс (1882-1941)
Ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.
Слайд 20Основное произведение
роман «Улисс» (1922)
Роман повествует об одном дне шестнадцатого
июня 1904 г. из жизни дублинского еврея тридцати восьми лет
Леопольда Блума и двадцатидвухлетнего Стивена Дедала, Три части огромной книги, делящейся на восемнадцать эпизодов, должны, по мысли автора, соотноситься с гомеровской "Одиссеей. Но связь эта с древнегреческим эпосом весьма относительна и, скорее, от обратного: в пространном романе ничего важного, по сути, не происходит.
Слайд 21Модернистский способ познания действительности был не единственным в литературе XX
века. Ее ветвь блестяще представлена жанром
«интеллектуального романа»
Слайд 22Томас Манн (1875-1955)
Немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской
премии по литературе 1929
Эссеист - автор кратких, сжатых очерков по
какому-либо научному предмету.(пишущий эссе)
Слайд 23Герман Гессе (1877-1926)
Немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии 1946.
Слайд 24Основные произведения:
роман «Степной волк» (1927),
роман «Игра в бисер» (1943)
и др.
Слайд 25«Потерянное поколение» – определение, применяемое к группе зарубежных писателей, в
произведениях которых отразилось разочарование в жизни, обостренное опытом Первой мировой
войны.
Тема «потерянного поколения» вошла в творчество Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона и других.
Слайд 26Эрих Мария Ремарк
(1898-1970)
Видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного
поколения.
Слайд 27— один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого
века. В первые три года жизни он был заброшен матерью,
отдававшей всю привязанность больному (и вскоре умершему) брату Эриха. Отсюда на всю жизнь осталась неуверенность в себе, ощущение, что его никто не любит. В 18 лет попадает на фронт, где пройдут три тяжелых года, все это отраженно в его произведениях через настроение пессимизма, утраты идеалов и иллюзий, внутреннее опустошение.
Слайд 28Только несчастный знает, что такое счастье.
Не всегда прощения просит тот,
кто виноват. Прощения просит тот, кто дорожит отношениями.
Если мы перестанем
делать глупости — значит, мы состарились.
Женщина, экономящая на себе, вызывает у окружающих только одно желание — сэкономить на ней еще больше.
Первый человек, о котором ты думаешь утром, и последний человек, о котором ты думаешь ночью — это или причина твоего счастья, или причина твоей боли.
ЦИТАТЫ РЕМАРКА
Слайд 29Не многое на свете долго бывает важным.
Что может дать
один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть
больше этого?
Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.
Одиночество - извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нём лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда.
Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете, вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить.
Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее
Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.
Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.
Слайд 30Основные произведения:
«На западном фронте без перемен»
«Три товарища»
«Триумфальная арка»
«Жизнь взаймы»
«Возлюби ближнего
своего»
Слайд 31Антуан де Сент-Экзюпери
(Antoine de Saint-Exupéry)
29 июня 1900 –
31 июля 1944
— французский писатель и профессиональный лётчик. Все произведения
пропитаны чувством ответственности за окружающий мир, который включает себя, как природу, так и человека. Светлые духовные идеалы наиболее ярко воплотились в жанре сказка.
Слайд 32Цитаты
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь. (Маленький принц)
Узнать можно только те
вещи, которые приручишь. (Маленький принц.)
…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (Маленький принц.)
…любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении. (Планета людей, VIII. Люди.)
Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. (Планета людей, II. Товарищи.)
- Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. (Маленький принц)
Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. (Военный летчик.)
Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать. (Военный лётчик,)
Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. (Планета людей, III. Самолёт.)
Слайд 33Планета людей.
Маленький принц.
Военный летчик.
Письмо заложнику.
Цитадель
Основные произведения
Слайд 34Райнер Мария Рильке
(1875-1926)
Один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.
Слайд 35Поэтические сборники:
Жизнь и песни (1894)
Жертвы ларам (1895)
Увенчанный снами (1897)
Сочельник (1898)
Первые
(1903)
Мне на праздник (1909)
Книга образов (1902)
Часослов (1905)
Книга картин (1906)
Новые стихотворения (1907-08)
Цикл
«Жизнь Девы Марии» (1912)
Дуинские элегии (1912/1922)
Сонеты к Орфею (1923) и др.
Слайд 36Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936)
Испанский поэт и драматург, известный также как
музыкант и художник-график.
Слайд 37Литература второй половины XX в.
Вторая половина XX в. изменила облик
планеты, иной стала и художественная культура. Многие представители довоенной плеяды
писателей еще верили в «общечеловеческое богатство», провозглашали необходимость творения «нового искусства для нового общества», перспективы которого связывали с социалистической идеей.
Этот период принято называть постмодернистским. Классика модернизма ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей.
Слайд 38Во второй половине XX в. во многих странах возрождается вкус
к историческому мышлению и вновь приобретает ценность национальное прошлое (
сочинения А. Моруа, Ч.П. Сноу, Г.Грина и т.д.)
Расцветает литература с самодовольствующей развлекательностью – детективы, боевики, фантастика. К концу XX в. художественная литература оказалась в тисках коммерциализации, «новая религия» которой рождена идеалами накопительства и наживы.