Слайд 1Литургия Преждеосвящённых Даров.
Слайд 2Происхождение ЛПД
ЛПД появляется приблизительно в VII в. 52-е правило Трулльского
Собора 691-692 гг. канонически закрепляет совершение Л. П. Д. «во
все дни поста Святой четыредесятницы, кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения», тем самым корректируя предписания 49-го и 51-го правил Лаодикийского Собора (до 343 или ок. 360 г.), запрещавшие совершение к.-л. литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.
Возможно именно запрет совершать Литургию в будние дни ВП и привёл к возникновению ЛПД, а не тот фактор, что он появился из чина домашняго самопричащения (т.е Изобразительных) как считается некоторыми.
Время совершения ЛПД по Уставу: 14-15 чч., закончиться в 16:00 перед вечерней трапезой. В современных условиях служится обычно утром, хотя молитвы так и не переделаны на утренние. Евхаристический пост перед причастием не менее 6-ти часов.
Слайд 3Особенности ЛПД в системе ВП и оглашения.
Принятый ныне в РПЦ
Типикон, представляющий собой позднюю редакцию Иерусалимского устава.
Служится ЛПД в среду
и пятницу Великого поста, а также в четверг 5-й седмицы (память преп. Марии Египетской) и в дни полиелейных святых (праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы), а так же в Страстной Пн,Вт,Ср. Литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис).
Паремии на вечернях Великого поста, включая Л. П. Д., в седмицы с 1-й по 6-ю выбраны из книг Бытия и Притчей, на Страстной седмице - из книг Исхода и Иова. Изначально идея систематического чтения ВЗ за службами Великого поста была связана с традицией оглашения, но к-польский подбор конкретных паремий для этих служб, сохраняемый доныне, был, вероятно, осуществлен в VII в. уже не для огласительных, а для иных целей.
Строго говоря, запрета на служение ЛПД по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). В Киево-Печерской лавре до 1930 г. ЛПД совершалась во все будние дни Великого поста (кроме понедельника и вторника 1-й седмицы), что фактически было наследием студийской традиции, но формально объяснялось ежедневным совершением полиелейных служб киево-печерским святым.
Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех».
Со 2-й половины поста - к ектеньи об оглашенных добавляется ектенья «о просвещаемых». Причем по рукописным и печатным богослужебным книгам, вплоть до старопечатных московских изданий 1-й пол. XVII в., эта ектения возглашалась и на Преждеосвященных литургиях седмичных дней, и на полных литургиях суббот и воскресений (что соответствует как древней традиции, так и смыслу ектении). В совр. Служебнике предписано возглашать эту ектению только на литургиях Преждеосвященных Даров.
Слайд 4В современной РКЦ подобием нашей ЛПД можно считать службу в
Страстную Пятницу.
Идею о происхождении ЛПД с Запада, вопреки распространившемуся в
правосл. традиции - только с XVI в.! - мнению о ее составлении Римским папой следует полностью отвергнуть. Напротив, появление в Риме в нач. VIII в. мнению о ее составлении Римским папой Григорием I Великим (Двоеслов) (540-604), и немногим ранее практики причащения Преждеосвященными Дарами само могло быть обусловлено вост. влиянием.
Данное мнение существует на том основании, что на Востоке ложно восприняли по итогу информацию, того, что именно свт. Григорий ввёл ЛПД. На самом деле свт. Григорий ввёл служение полной мессы в будние дни, что наоборот противоречило древним канонам. А византийцы приняли его имя во время евхаристических споров с латинянами (видимо для аргументации).
Так же, в нашем Служебнике при отпусте положено поминать его имя в конце ЛПД, как на полных литургиях мы поминаем ИЗ или ВВ, но сама Литургия не носит его имени.
У греков и старообрядцев свт. Григорий нигде не упоминается.
Слайд 7Подготовка Агнца к Преждеосвященной: «напаять» или смачивать?
В последнее время в
практику подготовки Даров к служению Преждеосвященной литургии вошло обильное напаение
Агнца св.Кровью.
Многие священники просто погружают Агнец почти целиком в Чашу, в то время как Служебник предписывает лишь начертать на Агнце св.Кровью с помощью лжицы знак креста.
Слайд 9Может привести к тому что Агнец покроется плесенью.
Слайд 10Хранение Агнца до ЛПД.
Либо на Престоле, это создаёт дополнительный перенос
и манипуляции с Агнцем во время 18 кафизмы.
Либо на
Жертвеннике, что крайне редко.
Слайд 13Дополнительные манипуляции с Агнцем во время 18 кафизмы.
1) это
перенос Агнца с дискоса на другой дискос;
2) каждение вокруг престола
Агнца 3-ри раза;
3) перенос Агнца с престола на жертвенник, чтобы потом во время Великого Входа перенести обратно тот же самый Агнец обратно на престол.
Хотя согласно Служебнику, Преждеосвященные Дары должны храниться в артофории (слав. хлебоносец ) на жертвеннике, но на практике они хранятся на св. престоле на отдельном дискосе, под специальным колпаком).
Слайд 14Перенос Агнца с дискоса на другой дискос
Слайд 15Каждение вокруг престола Агнца 3-ри раза
Слайд 16Перенос Агнца с престола на жертвенник, чтобы потом во время
Великого Входа перенести обратно тот же самый Агнец обратно на
престол.
Слайд 18Проблематика Св. Чаши на ЛПД.
В современной литургической практике нашло
свое выражение воззрение, что в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров
— освященное вино, а не Кровь Христова.
Именно потому тот священнослужитель, который потребляет Дары, не испивает из Чаши сразу по причащении.
Также священник, когда испивает из Чаши сразу по причащении, ничего не произносит.
Наконец, именно потому на данной литургии не причащают младенцев: так как младенцев принято причащать Святой Кровью, а в данном случае в Чаше, как считается, не Кровь Христова, а освященное вино.
Так же и по чисто практическим соображениям: причастившись Преждеосвященного Хлеба и не запив, диакон затем произносит целый ряд возгласов литургии, что чревато утратой не вполне проглоченных - поскольку они были приняты практически сухими - частиц Св. Хлеба при прохождении потока воздуха через ротовую полость.
Слайд 19Следует заметить, что такое воззрение, несмотря на его принятие богослужебной
практикой, далеко не всегда имело место в Православной Церкви.
Уже
само положение в Чашу частицы «Иисус» позволяет говорить о том, что ее содержимое — более чем просто освященное вино.
В греческой церковной практике и в России до 2-й половины XVII века имел место совсем иной взгляд: признавалось, что вино в Чаше после вложения частицы «Иисус» претворяется в Святую Кровь, так что во время причащения духовенства в Потире находится Кровь Христова.
Слайд 20В первоначальной практике Преждеосвященный Агнец, который во время Преждеосвященной литургии
погружали в Чашу, вообще не напаялся Св. Кровью.
Слайд 21В древности христиане почти никогда не хранили Св. Кровь, поскольку
это было весьма затруднительно: обратно в кувшин с вином ее
уже не выльешь, а в Чаше она сохнет и т. п. Хранили только Тело.
Литургической науке прекрасно известно о существовании древней практики причащения христиан на дому, или «самопричащения», при этом в монашеской практике для этого возник чин «Изобразительных».
Слайд 22Итак, чин литургии Преждеосвященных Даров появился для того, чтобы получить
Св. Кровь без полной литургии (хотя это сомнительная причина). Кровь
получали через погружение в Чашу с вином Преждеосвященного Агнца, который заранее Кровью не напаялся.
После 12 века начала распространяться практика все-таки немного напаять Преждеосвященный Агнец Св. Кровью.
Именно такое, почти что символическое, напаение предусмотрено и принятым в Русской Православной Церкви Служебником: согласно его указанию, священнику предписывается не напаять Агнец, а только лишь, омочив лжицу в Св. Крови, нарисовать на Агнце знак Креста – и всё!
Слайд 23Переход от Хлеба к напаению Агнца.
К XIV в. древняя традиция
хранения Преждеосвященных агнцев без их напаения Св. Кровью окончательно ушла
из практики.
Но с повсеместным установлением традиции напаять Преждеосвященный агнец Св. Кровью его помещение в чашу влекло за собой уже не только физический контакт освященного Хлеба с неосвященным вином, но и смешение частиц жидкости, т. е. Св. Крови, находящейся в Преждеосвященном агнце, с жидкостью в чаше. Тем самым вопрос о том, как и почему освящается чаша, должен был быть окончательно снят.
Следов., при совершении Л. П. Д. священник должен причащаться из чаши так же, как на полной литургии.
Слайд 24Поздневизант. литургический комментатор свт. Симеон Солунский описывает Л. П. Д.
следующим образом:
«Совершенный, священнодействованный и вознесенный [Преждеосвященный] Хлеб, соединенный в том
числе и с Божественной Кровью… вкладывается во святой потир с вином и водой без какой-либо молитвы… и когда верхняя часть [Преждеосвященного агнца] будет вложена, находящееся в потире освящается в силу контакта (ἁγιασθῶσι τῷ μετοχῇ)… и предстоятель ( ερεύς) причащается от Хлеба и чаши, и подает имеющим потребность причаститься... Ибо не посредством призывания Святого Духа и назнаменования [знаком креста: οὐ τῇ ἐπικλήσει... κα σφραγῖδι] на Преждеосвященной литургии освящается находящееся в потире, но благодаря контакту и соединению (τῇ μετοχῇ κα νώσει) с животворящим Хлебом, который воистину есть Тело Христово и который соединен с Кровью [Христовой]».
Слайд 26Следов., при совершении Л. П. Д. священник должен причащаться из
чаши так же, как на полной литургии.
Слайд 27Более обильное напоение (а тем более – часто практикуемое сейчас
погружение) не только противоречит ясному указанию Служебника, но и весьма
усложняет хранение Агнца, Он становится очень влажным, поэтому Агнец нужно как-то очень хитро сушить; что самое ужасное, от влажности Агнцы сплошь и рядом плесневеют или зацветают.
Сегодня некоторые священники стремятся напоять Агнец таким образом, чтобы потом, при его раздроблении, в каждой частичке Тела присутствовала хотя бы капля Крови.
Однако это едва ли возможно физически; но главное – это обесценивает сам чин Преждеосвященной, лишая его смысла. Зачем вообще служить тогда литургию Преждеосвященных Даров, если и так получаются фактически запасные Дары?
Слайд 28К историческим ошибкам и католическим влияниям.
В 17 веке под
влиянием латинских книг митрополит Киевский Петр Могила добавил в свой
знаменитый Требник примечание о том, что Чаша на литургии Преждеосвященных не только не освящается, но вообще нужна лишь для «церемониального обиходу ради полоскания уст»; последняя фраза очевидно шла вразрез с многовековой византийской и древнерусской практикой.
Слайд 30В русском Служебнике – освящённое вино.
В русский Служебник, Учительное известие
к которому по указанию священноначалия составлял известный справщик конца 17
века Евфимий Чудовский (деятельность которого началась при пат. Никоне) на основе разнообразных указаний Требника Петра Могилы, сомнительный выпад Петра Могилы Евфимий вставить не решился.
В служебнике вместо этой фразы теперь находится весьма двусмысленное утверждение: «аще и освящается вложением св. Тела вино, но не пресуществляется в Кровь».
Слайд 31ЕВФИМИЙ
(† 28.04.1705), монах московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в
Хонех мужского монастыря, писатель, переводчик, редактор, библиограф.
Слайд 32В других Поместных Православных Церквях.
В Православных Церквах греческой традиции по-прежнему
служат Преждеосвященную с причащением из Чаши по чину полной литургии
– т. е. продолжают верить и в освящение содержимого Чаши в Кровь Христову через погружение Агнца, таким способом (οὕτως) вино и считается прелагающимся, и [действительно] прелагается (μεταβάλλεται κα πιστεύεται μεταβάλλεσθαι) во Святую Кровь Господню» (RegPatr, N 1021).
В старообрядных приходах РПЦ причащение на Л. П. Д. происходит по чину полных литургий.
Слайд 33Подробно этот вопрос исследован отечественным литургистом Карабиновым И. А., труд
которого настоятельно рекомендуется всем интересующимся исторической Литургикой:
Карабинов И.А. Святая
Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское чтение. Пг., 1915. №6. С. 737–753; №7–8. С. 953–964.
А так же:
Желтов М, свящ. Литургия Преждеосвященных Даров // Православная энциклопедия. М, 2017. Т. 41. С. 263-278. http://www.pravenc.ru/text/2110603.html
Слайд 34Радостная новость из Православной Церкви в Америке: накануне Великого поста
2018 г. Священный Синод выпустил литургические инструкции, в которых исправлены
две застарелые ошибки русской богослужебной традиции:
При совершении литургии Преждеосвященных Даров Православная Церковь в Америке будет теперь придерживаться вселенской, а не русской (идущей от митр. Петра Могилы) традиции в отношении к содержимому Чаши:
«В соответствии с древним, вселенским преданием Церкви, когда преждеосвященный Агнец во время литургии Преждеосвященных Даров погружается в потир, растворенное водою вино воистину становится честной Кровью Господа Иисуса Христа».
Соответственно, священники и диаконы, сослужащие или причащающиеся за Преждеосвященной литургией, должны причащаться из св. Чаши таким же самым образом и с теми же самыми словами, как и на литургиях свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Священник или диакон, который будет потреблять Дары, также должен причащаться от Чаши.
Нужно добавить, что и отказывать в причащении младенцам за литургией Преждеосвященных Даров нет никаких оснований.
Слайд 35Вывод:
В Русской Церкви, до сих пор подавляющие большинство приходов стоят
на позиции Петра Могилы, при этом напаяют Агнец обильно.
Даже если
и есть приходы, где считают этот вопрос спорным (при наличии соответствующей рубрики и в новых изданиях Служебника), в любом случае верят как минимум в неопределенное «освящение» Чаши. Хотя порой есть тенденции на некоторых приходах, где стараются следовать древней традиции, что вино при вложении Тела Христова становится Кровью.
Возвращаясь, наконец, к практическому вопросу о напаении: наиболее точным соответствием Служебнику, отмечает о.Михаил Желтов, будет напаение Св. Агнца по принципу «чем меньше, тем лучше». Это же поможет решить и практические проблемы, и одновременно будет наилучшим образом соответствовать древней практике.
Таким образом вопрос о том что в Чаше остаётся открытым и лучше всего его решать с настоятелем и всей общиной вместе не забывая об мнении архиерея в первую очередь.
Нам лишь остаётся ждать решения нашего Поместного Собора по данному вопросу.