Слайд 2http//gramota.ru/book/ritorika
профессор, д.ф.н. Л. А. Шкатова,
доцент, к. п.н.Е. В. Харченко
Слайд 4http://dlc.crimea.edu/
пароль filolog
Тема 18 – презентации курса.
Тест является допуском к
экзамену.
Слайд 6Язык - это
Орудие коммуникации
Способ познания мира
Культурный код нации
Слайд 8Вильгельм фон Гумбольдт
(1767-1831)
Слайд 9Федор Иванович Буслаев
(1818-1897)
Слайд 10Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)
Слайд 11Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891)
Слайд 12Григорий Осипович Винокур
(1896-1947)
Слайд 13Григорий Осипович Винокур
«всякий языковед, изучающий язык… непременно становится исследователем той
культуры, к продуктам которой принадлежит избранный им язык»
Слайд 14Вильгельм фон Гумбольдт
«Границы
моего языка означают границы
моего мировоззрения».
Слайд 16Язык … по-разному ФИКСИРУЕТ
в себе мир и
человека в
нем.
Слайд 18Язык не только
ОТРАЖАЕТ реальность, но
ИНТЕРПРЕТИРУЕТ её,
СОЗДАВАЯ особую
реальность, в которой живет человек.
Слайд 20Гипотеза лингвистической относительности
(гипотеза Сепира — Уорфа)
концепция, разработанная в 30-х
годах XX века
Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм
фон Гумбольдт и Лео Вайсгербер.
Слайд 21Иоганн Лео Вайсгербер
(1899-1985)
немецкий языковед, виднейший представитель неогумбольдтианского направления в языкознании.
монография
«Родной язык и формирование духа» (1929)
Слайд 22Эдвард Сепир
(1884-1939)
американский лингвист и этнолог
Слайд 23Бенджамин Уорф
(1897–1941)
американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев
Слайд 24Люди, говорящие на РАЗНЫХ языках,
видят мир ПО-РАЗНОМУ,
следовательно, каждому языку
соответствует
СВОЯ логика мышления.
Слайд 28В разных языках знаки – это не различные обозначения одного
и того же предмета,
а разные видения его.
Слайд 29Местоимения «Я»
私 (ватаси, ватакуси, атаи - "я") имеет значение "личный,
частный";
僕 (боку - "я") - "слуга"
Слайд 30わたくし (私)
ватакуси
наиболее распространённое официальное вежливое обращение
Для обоих полов
Слайд 31われ (我, 吾)
варэ
сугубо официальный стиль
в основном, мужчины
Слайд 32おれ (俺)
орэ
Неофициальный стиль, мужской
Имеет значение "я", как правило, употребляется мужчинами
(является признаком мужественности, грубости).
В зависимости от ситуации, такое обращение
может рассматриваться как грубое, оскорбительное
Слайд 33おれ (俺)
орэ
Применяется при общении с равными или более низшими по
положению в обществе, подчёркивая своё равенство или превосходство над собеседником,
но между близкими друзьями или внутри семьи, подчёркивает близость, дружественность.
Слайд 34わし(儂)
васи
Разговорный, старый мужчина
Часто используется в художественных произведениях для указания на
преклонный возраст говорящего.
Слайд 35あたくし
атакуси
Официальный, женский
неформальный, женский
あたし
атаси
Слайд 36うち
ути
Неформальный, в основном молодые девушки
Использует чтение иероглифа 家 ("дом"). Употребляется,
как правило, молодыми женщинами или
во время разговоров дома, внутри
семьи.
Слайд 37おいら
оира
Примерно соответствует "орэ", но является более небрежным.
Может рассматриваться как
признак деревенщины, некультурного человека
Слайд 38おら
ора
Используется в диалектах региона Канто и более северных
в общении
между детьми.
Слайд 39Местоимения «Я»
в русском языке 1 (одно)
Местоимения «Я»
в японском
языке 12
Слайд 40Вильгельм фон Гумбольдт
«Изучение языков мира – это также
всемирная история
мыслей и чувств человечества»
Слайд 42Научные парадигмы
Сравнительно-историческая
Системно-структурная
Антропоцентрическая
Слайд 43Ю. С. Степанов
1) язык как язык индивида;
2) язык
как член семьи языков;
3) язык как структура;
4) язык
как система;
5) язык как тип и характер;
6) язык как компьютер;
7) язык как результат сложной когнитивной деятельности человека.
8) язык как продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов.
Слайд 45Термин «лингвокультурология»
В.Н.Телия
В.В. Воробьев
В.Т. Клокова
В.А. Маслова
Н.Д. Арутюнова
Ю.С. Степанов
Г.Ю. Богданович
Слайд 46Термин «лингвокультурология»
В.М. Шаклеин
В.И. Карасик
Н.Ф. Алефиренко
И.Г. Ольшанский
Е.Е. Юрков
А.Н. Зиновьева
Г.В. Токарев
Л.А. Городецкий
В.Аврамова
Слайд 48Задача лингвокультурологии
создание современных лингвокультурологических технологий, помогающих человеку в постижении культуры
через углубленное понимание
национального языка
Слайд 50Мы видим мир сквозь призму человека
Метель разыгралась
Метель укутала людей
Слайд 51человек познает мир через осознание себя
Снежинки пляшут
Слайд 52Мы видим мир сквозь призму человека
Сережки берёз
Стройная, как берёзка
Слайд 53 Этот порядок, существующий в голове, в сознании человека,
определяет его духовную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей.
Все это можно понять, исследуя речь человека, те обороты и выражения, которые он наиболее часто употребляет, к которым у него проявляется наивысший уровень эмпатии.
Слайд 55Лингвокультурология
комплексная область
научного знания
о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и культуры
Слайд 56Лингвокультурология
комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры
и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как
целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)
Слайд 57Воробьёв Владимир Васильевич
профессор, доктор филологических наук,
член-корреспондент РАЕН
Слайд 591) Глобализация мировых проблем
необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики поведения
и общения различных народов в решении самых разнообразных вопросов,
потребность знать
заранее те ситуации, в которых велика вероятность межкультурного непонимания.
Слайд 602) объективная интегративная тенденция развития гуманитарных наук
В науке о
языке накопилось достаточно много фактографии, требующей осмысления в лингвофилософском аспекте.
Вслед
за Вильгельмом фон Гумбольдтом, мы говорим о языке как о духе народа и пробуем определить узловые моменты в соотношении сознания, общения, поведения, ценностей, языка.
Слайд 613) прикладная сторона лингвистического знания
понимание языка как средства концентрированного
осмысления коллективного опыта, который закодирован во всем богатстве значений слов,
фразеологических единиц, общеизвестных текстов, формульных этикетных ситуаций и т.д.,
а этот опыт составляет суть изучаемого языка, находит прямые выходы в практику рекламного и политического воздействия, пронизывает коммуникативную среду массовой информации.
Слайд 63Дисциплинарный статус лингвокультурологии
I. Лингвистический подход
II. Культурологический подход
Слайд 64I. Лингвистический подход
Лингвострановедение
Этнолингвистика
Социолингвистика
Слайд 65II. Культурологический подход
Этнография и этнология
Культурная антропология
Философия культуры
Социология культуры
Историческая культурология