Разделы презентаций


Логический тренд в трактовке языка: родовидовая структура Проблематика

Содержание

ПлатонПоэзия темна и требует толкования потому, согласно Платону, что слово несовершенно. Слово — «логос» — это и речь и мысль как «разговор души с самой собой».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Логический тренд в трактовке языка: родовидовая структура
Проблематика категорий и следствия

такого понимания
Реалисты и номиналисты в Средние века – «спор об

универсалиях».
Классы предметов с одинаковыми признаками (и философские следствия такого подхода). Как предметы соотносятся с качествами? Предшествуют ли в каком-то смысле отношения субстанциям?
Логический тренд в трактовке языка: родовидовая структураПроблематика категорий и следствия такого пониманияРеалисты и номиналисты в Средние века

Слайд 2Платон
Поэзия темна и требует толкования потому, согласно Платону, что слово

несовершенно. Слово — «логос» — это и речь и мысль

как «разговор души с самой собой».
ПлатонПоэзия темна и требует толкования потому, согласно Платону, что слово несовершенно. Слово — «логос» — это и

Слайд 3Совершенное слово доступно лишь богам: язык богов обозначает словами самую

суть вещей. Поэтому для богов назвать вещь и создать ее

или овладеть ею — одно и то же. Человеческий язык несовершенен: подлинное бытие, суть сущего, невыразима нашими словами и недоступна нашей человеческой речи — дискурсивному мышлению.
Совершенное слово доступно лишь богам: язык богов обозначает словами самую суть вещей. Поэтому для богов назвать вещь

Слайд 4Человеческое слово условно и относительно; оно именует свой предмет метонимически,

по какому-нибудь одному, часто совсем не важному признаку (особенность, которую

принято называть «внутренней формой»).
Человеческое слово условно и относительно; оно именует свой предмет метонимически, по какому-нибудь одному, часто совсем не важному

Слайд 5Дискурсивное мышление мыслит предмет через множественность: через его отличие от

других предметов, отграничение от них, «определение», в то время как

подлинно сущее всегда просто и едино.
Дискурсивное мышление мыслит предмет через множественность: через его отличие от других предметов, отграничение от них, «определение», в

Слайд 6Реализм – универсалии (общие понятия) обладают вещественным бытием. Res –

вещь (вещь вне ума) Ансельм Кентерберийский
Номинализм – универсалии обладают бытием

лишь как имена. Существуют лишь единичные вещи – Фома Аквинский.
Универсалии как «мысли Бога» – отличие божественного и человеческого языка
Реализм – универсалии (общие понятия) обладают вещественным бытием. Res – вещь (вещь вне ума) Ансельм КентерберийскийНоминализм –

Слайд 7Особая позиция – феномен концепций («схватываний» человеческим умом универсальных характеристик

– единое во многом)
Пьер Абеляр и Уильям Оккам
Ментальные привычки как

основание аналогий
Особая позиция – феномен концепций («схватываний» человеческим умом универсальных характеристик – единое во многом)Пьер Абеляр и Уильям

Слайд 10Номиналисты , продолжающие традицию Аристотеля
Первые и вторые сущности в споре

внутри Академии
Единое и многое. Статус единичного. Невозможность представить единичное в

знании (это, этот)
Треугольник Морриса в средневековом варианте – стоики как первые «филологи», означаемое и означаемое
Номиналисты , продолжающие традицию АристотеляПервые и вторые сущности в споре внутри АкадемииЕдиное и многое. Статус единичного. Невозможность

Слайд 11Б.Рассел
К концу 1898 года Мур и я восстали против Канта

и Гегеля. Мур начал бунт, я верно за ним последовал.


Б.РасселК концу 1898 года Мур и я восстали против Канта и Гегеля. Мур начал бунт, я верно

Слайд 12Таким образом, ничего истинного об А сказать нельзя, если не

учитывать всю Вселенную; и тогда то, что говорится об А,

будет тождественно тому, что говорится обо всем остальном, поскольку природы различных вещей должны выражать, подобно монадам Лейбница, одну и ту же систему отношений.
Таким образом, ничего истинного об А сказать нельзя, если не учитывать всю Вселенную; и тогда то, что

Слайд 13М.Шлик
Я убежден, что мы сейчас переживаем решающий поворот в философии,

и наше мнение о том, что бесплодному конфликту систем пришел

конец, можно оправдать вполне объективными соображениями. Уже сейчас мы обладаем методами, которые делают такие конфликты в принципе ненужными, и следует лишь решительным образом их применить.
М.ШликЯ убежден, что мы сейчас переживаем решающий поворот в философии, и наше мнение о том, что бесплодному

Слайд 14Где заканчивается схоластика и начинается Новое время? (так называемая «поздняя

схоластика»)
Институциональный рубеж – научная революция 17 века
Программа Бэкона: против идолов

(в том числе рождаемых языком)
Примеры Бэкона: судьба – только слово, которое заставляет человека принимать фиктивное за реальное
Где заканчивается схоластика и начинается Новое время? (так называемая «поздняя схоластика»)Институциональный рубеж – научная революция 17 векаПрограмма

Слайд 15Увлечение методом и программа точного определения терминов и их корреляции

с «идеями» (элементарными впечатлениями)
Коррелятивная этой программе задача: знание как система
Система

есть условие сообщаемости своих идей другим собеседникам
Идея матезис универсалис (универсальной грамматики, универсальной характеристики)
Увлечение методом и программа точного определения терминов и их корреляции с «идеями» (элементарными впечатлениями)Коррелятивная этой программе задача:

Слайд 16Первые системы «искусственного» языка (Лейбниц)
Универсальный язык снял бы различия формообразования

естественных языков, приведя все языки к их логическому прототипу
Снова идея

истинных понятий и божественных имен
Первые системы «искусственного» языка (Лейбниц)Универсальный язык снял бы различия формообразования естественных языков, приведя все языки к их

Слайд 17мир дан нам исчерпывающим образом в возможности как совокупность видовых

имен (Аристотелевская традиция)

мир дан нам исчерпывающим образом в возможности как совокупность видовых имен (Аристотелевская традиция)

Слайд 18Язык мышления – «язык до слов»
Фр.Бэкон – методологический проект устранения

«идолов» (в том числе идолов площади – ошибок, связанных с

неверным употреблением слов)
Язык мышления – «язык до слов»Фр.Бэкон – методологический проект устранения «идолов» (в том числе идолов площади –

Слайд 19Язык и проблематика метода как простого и естественного порядка.
Декарт о

методе и идея разумного порядка в целом.

Язык и проблематика метода как простого и естественного порядка.Декарт о методе и идея разумного порядка в целом.

Слайд 20«...Следует установить методическое расположение всех мыслей-идей, подобно методически установленному порядку

естественного ряда чисел. Подобно тому как можно в один день

научиться на каком-либо неизвестном языке называть и писать все числа до бесконечности,
«...Следует установить методическое расположение всех мыслей-идей, подобно методически установленному порядку естественного ряда чисел. Подобно тому как можно

Слайд 21числа, которые, во всяком случае, представляют собой бесконечный ряд комбинаций,

- таким же образом должна быть найдена возможность сконструировать все

слова, необходимые для выражения всего, что приходит или может прийти в человеческий ум...
числа, которые, во всяком случае, представляют собой бесконечный ряд комбинаций, - таким же образом должна быть найдена

Слайд 22Изобретение этого языка зависит от истинной философии. Только она сможет

перечислить все мысли-идеи людей и расположить их в стройном порядке,

делая одновременно их ясными и простыми

Изобретение этого языка зависит от истинной философии. Только она сможет перечислить все мысли-идеи людей и расположить их

Слайд 23порядок - это ни что иное, как различимое (distinctiva) отношение

совокупности вещей.
Беспорядок же - это такое состояние, когда налицо

много вещей, но нет основания отличить одну от другой
порядок - это ни что иное, как различимое (distinctiva) отношение совокупности вещей. Беспорядок же - это такое

Слайд 24Прототип этой идеи «универсального языка» - Роджер Бэкон, идея универсальной

счислимости.
Так как язык дарован человеку Богом, изменить его не в

человеческих силах.
«книга природы» как христианская метафора и рабочая модель описания мира
Прототип этой идеи «универсального языка» - Роджер Бэкон, идея универсальной счислимости.Так как язык дарован человеку Богом, изменить

Слайд 25А. Арно и Кл. Лансло. «Всеобщая и рациональная грамматика, содержащая

основы искусства речи, изложенные ясно и естественно; рациональные основания того,

что является общим для всех языков, как и главных различий между ними; а также многочисленные новые замечания о французском языке» (1660)
А. Арно и Кл. Лансло. «Всеобщая и рациональная грамматика, содержащая основы искусства речи, изложенные ясно и естественно;

Слайд 26Значение философского подхода Декарта
Последователи и оппоненты Декарта

Значение философского подхода ДекартаПоследователи и оппоненты Декарта

Слайд 27Схоластика как общий культурный контекст универсальной грамматики
Реализм (роды и виды

до вещи) ante rem
Номинализм (роды и виды после вещи)

post rem
Промежуточная позиция – концептуализм (роды и виды в вещи) in rе
Схоластика как общий культурный контекст универсальной грамматикиРеализм (роды и виды до вещи) ante rem Номинализм (роды и

Слайд 28Гуссерль о языковых «прототипах» - идеях: «Это, заметим, объективность "идеальная".

Она присуща целому классу духовных образований культурного мира, к которым

принадлежат все научные построения и сами науки, а также произведения художественной литературы'".
Гуссерль о языковых «прототипах» - идеях: «Это, заметим, объективность

Слайд 29Произведения этого рода не обладают, в отличие от инструментов (молотка,

клещей) или архитектурных и других подобных изделий, повторяемостью во многих

сходных друг с другом экземплярах.
Снова идея essentio
Произведения этого рода не обладают, в отличие от инструментов (молотка, клещей) или архитектурных и других подобных изделий,

Слайд 30Все имеет свои имена или называемо в каком -то более

широком смысле, то есть может быть выражено в языке. Объективный

мир с самого начала это мир для всех, мир, который "каждый" имеет в качестве горизонта.
Все имеет свои имена или называемо в каком -то более широком смысле, то есть может быть выражено

Слайд 31Его объективное бытие предполагает людей как людей их общего языка.

Язык, со своей стороны, есть функция и упражняемая способность, коррелятивно

связанная с миром, с универсумом объектов как в своем бытии и определенности выразимых в языке.
Его объективное бытие предполагает людей как людей их общего языка. Язык, со своей стороны, есть функция и

Слайд 32Сообразно сущности науки ее функционерам пристало постоянное притязание на то

или личная уверенность в том, что все, что ими выносится

к научному высказыванию, сказано "раз и навсегда", что это "установлено", что оно может быть всегда и идентично воспроизведено
Сообразно сущности науки ее функционерам пристало постоянное притязание на то или личная уверенность в том, что все,

Слайд 33К такого рода деятельности «сущностно относится и своеобразная активность, которую

лучше всего обозначает слово "прояснение" [Verdeutlichung].

К такого рода деятельности «сущностно относится и своеобразная активность, которую лучше всего обозначает слово

Слайд 34Мы отличаем своеобразную и важную деятельность прояснения нашего мнения. Если

оно являлось в первой своей форме едино-нерасчлененно принятым, простым значащим

[geltender] смыслом, конкретно говоря, простым значащим высказыванием, то теперь эта нерасчлененная смутность будет активно объяснена.
Мы отличаем своеобразную и важную деятельность прояснения нашего мнения. Если оно являлось в первой своей форме едино-нерасчлененно

Слайд 35Что новые приобретения выражают действительную геометрическую истину, это априори верно

при том условии, что основы дедуктивного строения произведены в изначальной

очевидности, объективированы, то есть стали всеобще доступным достоянием.
Что новые приобретения выражают действительную геометрическую истину, это априори верно при том условии, что основы дедуктивного строения

Слайд 36Должна быть осуществима преемственность от одной личности к другой, от

одной эпохи к другой.

Должна быть осуществима преемственность от одной личности к другой, от одной эпохи к другой.

Слайд 37Декарт: вот чему мы действительно учимся: обходиться с помощью строгой

методики готовыми понятиями и предложениями.
Инструментальность языка

Декарт: вот чему мы действительно учимся: обходиться с помощью строгой методики готовыми понятиями и предложениями.Инструментальность языка

Слайд 38если бы с этим согласились все, то, смею надеяться, тотчас

же появился бы всеобщий (universelle) язык, весьма легкий для овладения,

произношения и письма, и, самое главное, язык, который помогал бы разуму, представляя ему все предметы в таком отчетливом виде, что ему было бы почти невозможно ошибаться
если бы с этим согласились все, то, смею надеяться, тотчас же появился бы всеобщий (universelle) язык, весьма

Слайд 39Теперь же, напротив, едва ли не все слова, которыми мы

владеем, имеют столь запутанные значения, к которым, однако, ум людей

давно привык, что по этой причине он почти ничего не понимает как следует.
Теперь же, напротив, едва ли не все слова, которыми мы владеем, имеют столь запутанные значения, к которым,

Слайд 40Так вот, я утверждаю, что такой язык возможен и что

можно открыть Науку, от которой он зависит, и тогда посредством

этого языка простые крестьяне могли бы лучше судить об истине вещей, чем теперь это делают философы»
Так вот, я утверждаю, что такой язык возможен и что можно открыть Науку, от которой он зависит,

Слайд 411662 г., Лондонское Королевское общество, кружок ученых, задачей которых было

создание искусственного языка, приспособленного для систематизации и классификации знаний

1662 г., Лондонское Королевское общество, кружок ученых, задачей которых было создание искусственного языка, приспособленного для систематизации и

Слайд 42Лейбниц,
Анализ: термин должен быть сведен к уже определенным терминам

и к некоторому, по возможности наименьшему, числу неопределяемых терминов.
Общее условие

– система и метод
Лейбниц, Анализ: термин должен быть сведен к уже определенным терминам и к некоторому, по возможности наименьшему, числу

Слайд 43«Счисление страстей» (еще у Декарта)
«Число простых и первоначальных страстей не

особенно велико. Легко заметить, что их только шесть, а именно:

удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, а прочие либо составлены некоторыми из этих шести, либо суть их виды»
«Счисление страстей» (еще у Декарта)«Число простых и первоначальных страстей не особенно велико. Легко заметить, что их только

Слайд 44Альтернатива: тот или иной язык активно, хотя и неосознанно для

его носителей, формирует их представления об объективном мире (теория языковой

относительности)
Альтернатива: тот или иной язык активно, хотя и неосознанно для его носителей, формирует их представления об объективном

Слайд 45Пор-Рояль: два языка
Язык разума – однозначный, точный, тождественный
Национальный язык -

изменчивый, непоследовательный, полный причудливых правил на разные случаи употребления

Пор-Рояль: два языкаЯзык разума – однозначный, точный, тождественныйНациональный язык - изменчивый, непоследовательный, полный причудливых правил на разные

Слайд 46Спиноза – значение здравого смысла и способности воображения
Отличие божественного от

человеческого

Спиноза – значение здравого смысла и способности воображенияОтличие божественного от человеческого

Слайд 47М.Фуко, идея эпистемологии
Понятие «духа языка»
Аллегория как путь естественного языка

М.Фуко, идея эпистемологииПонятие «духа языка»Аллегория как путь естественного языка

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика