Слайд 1Логический тренд в трактовке языка: родовидовая структура
Проблематика категорий и следствия
такого понимания
Реалисты и номиналисты в Средние века – «спор об
универсалиях».
Классы предметов с одинаковыми признаками (и философские следствия такого подхода). Как предметы соотносятся с качествами? Предшествуют ли в каком-то смысле отношения субстанциям?
Слайд 2Платон
Поэзия темна и требует толкования потому, согласно Платону, что слово
несовершенно. Слово — «логос» — это и речь и мысль
как «разговор души с самой собой».
Слайд 3Совершенное слово доступно лишь богам: язык богов обозначает словами самую
суть вещей. Поэтому для богов назвать вещь и создать ее
или овладеть ею — одно и то же. Человеческий язык несовершенен: подлинное бытие, суть сущего, невыразима нашими словами и недоступна нашей человеческой речи — дискурсивному мышлению.
Слайд 4Человеческое слово условно и относительно; оно именует свой предмет метонимически,
по какому-нибудь одному, часто совсем не важному признаку (особенность, которую
принято называть «внутренней формой»).
Слайд 5Дискурсивное мышление мыслит предмет через множественность: через его отличие от
других предметов, отграничение от них, «определение», в то время как
подлинно сущее всегда просто и едино.
Слайд 6Реализм – универсалии (общие понятия) обладают вещественным бытием. Res –
вещь (вещь вне ума) Ансельм Кентерберийский
Номинализм – универсалии обладают бытием
лишь как имена. Существуют лишь единичные вещи – Фома Аквинский.
Универсалии как «мысли Бога» – отличие божественного и человеческого языка
Слайд 7Особая позиция – феномен концепций («схватываний» человеческим умом универсальных характеристик
– единое во многом)
Пьер Абеляр и Уильям Оккам
Ментальные привычки как
основание аналогий
Слайд 10Номиналисты , продолжающие традицию Аристотеля
Первые и вторые сущности в споре
внутри Академии
Единое и многое. Статус единичного. Невозможность представить единичное в
знании (это, этот)
Треугольник Морриса в средневековом варианте – стоики как первые «филологи», означаемое и означаемое
Слайд 11Б.Рассел
К концу 1898 года Мур и я восстали против Канта
и Гегеля. Мур начал бунт, я верно за ним последовал.
Слайд 12Таким образом, ничего истинного об А сказать нельзя, если не
учитывать всю Вселенную; и тогда то, что говорится об А,
будет тождественно тому, что говорится обо всем остальном, поскольку природы различных вещей должны выражать, подобно монадам Лейбница, одну и ту же систему отношений.
Слайд 13М.Шлик
Я убежден, что мы сейчас переживаем решающий поворот в философии,
и наше мнение о том, что бесплодному конфликту систем пришел
конец, можно оправдать вполне объективными соображениями. Уже сейчас мы обладаем методами, которые делают такие конфликты в принципе ненужными, и следует лишь решительным образом их применить.
Слайд 14Где заканчивается схоластика и начинается Новое время? (так называемая «поздняя
схоластика»)
Институциональный рубеж – научная революция 17 века
Программа Бэкона: против идолов
(в том числе рождаемых языком)
Примеры Бэкона: судьба – только слово, которое заставляет человека принимать фиктивное за реальное
Слайд 15Увлечение методом и программа точного определения терминов и их корреляции
с «идеями» (элементарными впечатлениями)
Коррелятивная этой программе задача: знание как система
Система
есть условие сообщаемости своих идей другим собеседникам
Идея матезис универсалис (универсальной грамматики, универсальной характеристики)
Слайд 16Первые системы «искусственного» языка (Лейбниц)
Универсальный язык снял бы различия формообразования
естественных языков, приведя все языки к их логическому прототипу
Снова идея
истинных понятий и божественных имен
Слайд 17мир дан нам исчерпывающим образом в возможности как совокупность видовых
имен (Аристотелевская традиция)
Слайд 18Язык мышления – «язык до слов»
Фр.Бэкон – методологический проект устранения
«идолов» (в том числе идолов площади – ошибок, связанных с
неверным употреблением слов)
Слайд 19Язык и проблематика метода как простого и естественного порядка.
Декарт о
методе и идея разумного порядка в целом.
Слайд 20«...Следует установить методическое расположение всех мыслей-идей, подобно методически установленному порядку
естественного ряда чисел. Подобно тому как можно в один день
научиться на каком-либо неизвестном языке называть и писать все числа до бесконечности,
Слайд 21числа, которые, во всяком случае, представляют собой бесконечный ряд комбинаций,
- таким же образом должна быть найдена возможность сконструировать все
слова, необходимые для выражения всего, что приходит или может прийти в человеческий ум...
Слайд 22Изобретение этого языка зависит от истинной философии. Только она сможет
перечислить все мысли-идеи людей и расположить их в стройном порядке,
делая одновременно их ясными и простыми
Слайд 23порядок - это ни что иное, как различимое (distinctiva) отношение
совокупности вещей.
Беспорядок же - это такое состояние, когда налицо
много вещей, но нет основания отличить одну от другой
Слайд 24Прототип этой идеи «универсального языка» - Роджер Бэкон, идея универсальной
счислимости.
Так как язык дарован человеку Богом, изменить его не в
человеческих силах.
«книга природы» как христианская метафора и рабочая модель описания мира
Слайд 25А. Арно и Кл. Лансло. «Всеобщая и рациональная грамматика, содержащая
основы искусства речи, изложенные ясно и естественно; рациональные основания того,
что является общим для всех языков, как и главных различий между ними; а также многочисленные новые замечания о французском языке» (1660)
Слайд 26Значение философского подхода Декарта
Последователи и оппоненты Декарта
Слайд 27Схоластика как общий культурный контекст универсальной грамматики
Реализм (роды и виды
до вещи) ante rem
Номинализм (роды и виды после вещи)
post rem
Промежуточная позиция – концептуализм (роды и виды в вещи) in rе
Слайд 28Гуссерль о языковых «прототипах» - идеях: «Это, заметим, объективность "идеальная".
Она присуща целому классу духовных образований культурного мира, к которым
принадлежат все научные построения и сами науки, а также произведения художественной литературы'".
Слайд 29Произведения этого рода не обладают, в отличие от инструментов (молотка,
клещей) или архитектурных и других подобных изделий, повторяемостью во многих
сходных друг с другом экземплярах.
Снова идея essentio
Слайд 30Все имеет свои имена или называемо в каком -то более
широком смысле, то есть может быть выражено в языке. Объективный
мир с самого начала это мир для всех, мир, который "каждый" имеет в качестве горизонта.
Слайд 31Его объективное бытие предполагает людей как людей их общего языка.
Язык, со своей стороны, есть функция и упражняемая способность, коррелятивно
связанная с миром, с универсумом объектов как в своем бытии и определенности выразимых в языке.
Слайд 32Сообразно сущности науки ее функционерам пристало постоянное притязание на то
или личная уверенность в том, что все, что ими выносится
к научному высказыванию, сказано "раз и навсегда", что это "установлено", что оно может быть всегда и идентично воспроизведено
Слайд 33К такого рода деятельности «сущностно относится и своеобразная активность, которую
лучше всего обозначает слово "прояснение" [Verdeutlichung].
Слайд 34Мы отличаем своеобразную и важную деятельность прояснения нашего мнения. Если
оно являлось в первой своей форме едино-нерасчлененно принятым, простым значащим
[geltender] смыслом, конкретно говоря, простым значащим высказыванием, то теперь эта нерасчлененная смутность будет активно объяснена.
Слайд 35Что новые приобретения выражают действительную геометрическую истину, это априори верно
при том условии, что основы дедуктивного строения произведены в изначальной
очевидности, объективированы, то есть стали всеобще доступным достоянием.
Слайд 36Должна быть осуществима преемственность от одной личности к другой, от
одной эпохи к другой.
Слайд 37Декарт: вот чему мы действительно учимся: обходиться с помощью строгой
методики готовыми понятиями и предложениями.
Инструментальность языка
Слайд 38если бы с этим согласились все, то, смею надеяться, тотчас
же появился бы всеобщий (universelle) язык, весьма легкий для овладения,
произношения и письма, и, самое главное, язык, который помогал бы разуму, представляя ему все предметы в таком отчетливом виде, что ему было бы почти невозможно ошибаться
Слайд 39Теперь же, напротив, едва ли не все слова, которыми мы
владеем, имеют столь запутанные значения, к которым, однако, ум людей
давно привык, что по этой причине он почти ничего не понимает как следует.
Слайд 40Так вот, я утверждаю, что такой язык возможен и что
можно открыть Науку, от которой он зависит, и тогда посредством
этого языка простые крестьяне могли бы лучше судить об истине вещей, чем теперь это делают философы»
Слайд 411662 г., Лондонское Королевское общество, кружок ученых, задачей которых было
создание искусственного языка, приспособленного для систематизации и классификации знаний
Слайд 42Лейбниц,
Анализ: термин должен быть сведен к уже определенным терминам
и к некоторому, по возможности наименьшему, числу неопределяемых терминов.
Общее условие
– система и метод
Слайд 43«Счисление страстей» (еще у Декарта)
«Число простых и первоначальных страстей не
особенно велико. Легко заметить, что их только шесть, а именно:
удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, а прочие либо составлены некоторыми из этих шести, либо суть их виды»
Слайд 44Альтернатива: тот или иной язык активно, хотя и неосознанно для
его носителей, формирует их представления об объективном мире (теория языковой
относительности)
Слайд 45Пор-Рояль: два языка
Язык разума – однозначный, точный, тождественный
Национальный язык -
изменчивый, непоследовательный, полный причудливых правил на разные случаи употребления
Слайд 46Спиноза – значение здравого смысла и способности воображения
Отличие божественного от
человеческого
Слайд 47М.Фуко, идея эпистемологии
Понятие «духа языка»
Аллегория как путь естественного языка