Слайд 1Философия
Лекция 7
Проблема человека в философии
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья).
Проблема человека
в эпоху Ренессанса и Нового времени.
Проблема человека в современной философии.
Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен).
Проблема человека в казахской философии. Абай и Шакарим о человеке и смысле его бытия: актуальность постановки проблемы
Слайд 3Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья)
Что я
могу знать?
На что я смею надеяться?
Что я должен делать?
Что такое
человек?
Иммануил Кант
Слайд 4Человек в древнеиндийских
религиозно-философских учениях
Будда Шакъямуни (Сиддхартха Гаутама, YII-YI
вв. до н.э.)
Канонический текст буддизма «Трипитака»
(Три корзины)
Статуя Будды в
музее Сарнатха, IV в. н. э.
Слайд 5Благородные истины буддизма:
Жизнь есть страдание (основной характеристикой человеческого существования является
духкха, то есть страдание и разочарование)
Существуют причина страданий (тришна, то
есть «цепляние», «привязанность» к жизни)
Есть цель избавления от страданий – достижение нирваны (освободиться от кармы, покинуть круг сансары)
Существует путь прекращения страдания и разочарования (восьмеричный путь)
Только человек стремится к свободе. Освобожденная душа человека (атман) растворяется в мировой душе (брахман).
Слайд 6Основатель джайнизма кшатрий Вардхмана (Бардхамана), более известный как Джина («победитель», пракрит) и Махавира («великий воин»).
Махавира (599-527
до н.э)
Слайд 7Учение джайнизма кратко именуется «троякой драгоценностью» (три жемчужины):
правильное видение
правильное
знание
правильное поведение
Они составляют Путь Освобождения, главной целью которого
является освобождение (мокша) души от кармы. Благодаря жесткой аскезе джива может стать освобожденной душой, сиддхой («достигший [цели]»), и больше никогда не воплощаться.
Принцип ахимса (ненасилия) – «не наноси вреда живому!»
Слайд 8Человек в системе конфуцианства и даосизма: мужское и женское начало
( Инь/Янь)
Конфуций (551 г. - 479 г. н.э)
Лао-цзы (YI-Y вв.
до н.э)
Слайд 9Книга Конфуция «Лунь юй» (Беседы и суждения)
«Небо» определяет развитие
мира и человека. Люди должны испытывать страх перед небом.
Главное –
воспитание человека. Большое внимание Конфуций уделил культу предков.
Дао – моральный закон, должен совершенствовать нравственные качества.
Учение о «благородном муже» (цзюнь-цзи). Необходимо следовать этическому принципу «жэнь» (гуманность, человечность, любовь к людям).
Слайд 10Принцип «сяо» - сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим.
Человек должен соблюдать этикет (ли) и следовать справедливости (и).
Даосизм. Лао-цзы
«Дао дэ цзин» (Книга о дао и дэ).
«Не выходя со двора можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя вещей он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха». Принцип У-Вэй – недеяние, невмашательства в естественный порядок вещей в подражание мировому закону – Дао.
Слайд 11Античность.
Сократ полагал: человек – нравственное существо; человек должен стремиться познать
самого себя; человек совершает зло, поскольку не ведает что добро
Платон.
Душа стремится к миру идей, она вечна. Тело – враждебная душе материя.(Позиция антропологического дуализма души и тела ).
Аристотель, рассматривая человека как политическое животное отмечает социальную природу человека и подчеркивает его разумность.
Слайд 12Святой Августин (354-430).
Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.
Фома
Аквинский (ок. 1224 – 1274)
Слайд 13В средневековье – человек рассматривается как образ и подобие Бога.
Но:
человек – пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное
по отношению к Богу. Главная задача человека – приобщиться к Богу и обрести спасение.
Августин Аврелий. Соч. «О граде Божьем», «Исповедь».
Августин: Человек – противоположность души и тела, которое является независимым. Человека делает человеком душа, это его имманентная субстанция. Человек способен развиваться как личность.
Слайд 14Фома Аквинский. Труды «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
В своем учении
о человеке, Аквинат помещает его между миром животных и миром
чистых духов (ангелов). Человек отличается от других созданий наличием разумной души и свободной воли. Благодаря свободной воле, человек ответственен за свои поступки. Обладая свободной волей человек в состоянии выбрать между добром и злом.
Свобода и самостоятельность человека, согласно Аквинату, представляют собой величайшую ценность, т.к. эти качества, присущие человеку, присутствуют и в собственной природе Бога, ибо человек сотворен по Его образу и подобию.
Слайд 15Рафаэль Санти «Афинская школа», 1510-1511. Фреска, Апостольский дворец, Ватикан
Слайд 16Индивидуалистическая трактовка человека
в эпоху Ренессанса
Пико делла Мирандола
(1463-1494)
Пико
делла Мирандолла: «Речь о достоинстве человека»
«Когда Бог творил мир, каждому
живому существу он определил в нем свое место. Исключением был один человек. «Я поставил тебя посреди мира, чтобы мог ты свободно обозревать все стороны света и смотрел туда, куда тебе угодно. Я не создал Тебя ни земным, ни небесным. Ибо ты сам сообразно воле своей можешь или нисходить на самые нижние ступени животного мира, или поднять себя в высочайшие сферы Божественного».
Слайд 17Антропология Нового Времени:
Джон Локк. Работа «Опыт о человеческом разуме», «Два
трактата о государственном правлении». Локк обосновал основные неотъемлемые, естественные права
человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.
Жюльен Ламетри. Работы «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение». Человек – «особый род» среди существ органического мира. Механицизм в трактовке человека.
Блез Паскаль. Работы: «Письма к провинциалу», «Мысли о религии и других предметах».
«Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но мыслящий тростник».
Слайд 18 Томас Гоббс. Соч. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского».
По Гоббсу, естественное состояние общества «Война всех против
всех». Английский философ развивает идею «Человек человеку волк».
Жан-Жак Руссо. «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитаниии», «Общественный договор». Согласно Руссо, человек велик своим нравственным достоинством. Человек рождается свободным. Человек в «естественном состоянии» не является ни злым, ни добрым, не имеет ни пороков, ни добродетелей. Естественные права человека, по Руссо, право на жизнь, самосохранение, естественную свободу. Истинное значение свободы – способность человека постоянно изменяться и совершенствоваться, и, соответственно, нести ответственность за все, что совершает.
Слайд 19Людвиг Фейербах. Работа «Сущность христианства».
Фейербах рассматривал человека как часть природы;
рассматривал его как психофизиологическое существо. Человек, по Фейербаху, есть материальный
объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции он отвергал вульгарный и механистический материализм. Однако фейербаховский антропологизм основывался на биологической трактовке природы человека, поэтому его антропологизм не вышел за рамки метафизического материализма.
Слайд 20Идея сверхчеловека у Фридриха Ницше
Книга «Так говорил Заратустра. Книга для
всех и ни для кого»
Заратустра же глядел на народ
и удивлялся. Потом он так говорил:
«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение.»
Слайд 21Символическая концепция человека разработана Эрнстом Кассирером. Работа «Философия символических форм».
Хейзинга
И. в работе «Человек играющий» показал, что уникальность человека в
том, что он умеет играть; игра – это свободная деятельность, игра старше культуры.
В работе «Одномерный человек» Г. Маркузе поднимает проблемы: положения человека в технологическом мире; научно-технического прогресса в аспекте философии человека
Слайд 22Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен)
Макс Шелер (1874-1928)
Работа: «Сущность человека, новый опыт философской антропологии».
«Положение человека
в космосе».
М. Шелер: «Вопросы: «Что есть человек и какого его место в бытии?» - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос.»
Слайд 23Шелер утверждает, что человек – это микрокосм. Опираясь на это
утверждение он выстраивает из одних и тех же категорий систему
мироздания и учение о человеке.
Понятие «человек» - двусмысленно. «человек» - видовое понятие по отношению к родовому понятию «животное». Особое положение человека в Космосе может стать ясным, если рассмотреть все «строение биопсихического мира».
Раскрывая «сущностное понятие человека» Шелер говорит о «порыве», отождествляя его с жизнью и природой вообще.
По Шелеру, человек становится человеком благодаря Духу. «Дух» противоположен жизни и внутрипсихической и внешневитальной.
Слайд 24Дух заключает в себе понятие разума, охватывает и созерцание (первофеноменов),
также эмоциональные и волевые акты (доброта, любовь, раскаяние, свободное решение
и др.). Носителем духа выступает личность, в ней дух обнаруживает себя.
В отличие от животного, человек является свободным существом. Его поведение не предопределено природной целесообразностью, человек «открыт миру». У него есть «мир». Человек как духовное существо способно дистанцироваться от предметов своего творчества.
Шелер отмечает, что в человеке происходит борьба между духом и жизненными инстинктами. Всепостигающий, но немощный дух оказывается сущностью человека: мощь духа проявляется в царстве идей, в реальной жизни, где господствуют инстинкт, влечения и побуждения он оказывается немощным.
Слайд 25Лишь в той мере, в какой дух укореняется как в
своей подпочве во влечениях и инстинктах, он может приобрести характер
созидательной исторической силы.
По Шелеру, человеку свойственно некое врожденное отношение любви к вещам, к другим людям. Это отношение связано с божественным актом любви или с некой общей основой всех вещей, в которой коренятся и жизнь, и духовное начало.
Становление человека как духовного существа есть одновременно осуществление божественного в человеке. Человек – духовное существо, способное к чистому созерцанию вещей.
Слайд 26Арнольд Гелен (1904-1976)
«Человек. Его природа и его положение в мире»
«О
систематике антропологии»
А. Гелен убежден, что «наука о человеке в полном
смысле все-таки возможна».
Слайд 27Гелен считает: человек – «биологически недостаточное существо», у него не
хватает инстинктов.
Человек не имеет возможности вести исключительно естественное
существование.
Природа определила открытость человека миру, он «действует». «Действие» - «предусмотрительное, планирующее изменение действительности».
Благодаря своей творческой способности человек создает культуру.
Культурные формы человеческой жизни (история, общество, социальные институты) восполняют биологическую недостаточность человека и оптимально реализуют его полуинстиктивные устремления.
Слайд 28Хельмут Плеснер (1892-1985)
«Ступени органического и человек»
«…человек в своем бытии отличается
от всего остального бытия тем, что он ни самый близкий,
ни самый далекий себе, что благодаря именно этой эсцентричности своей формы жизни он преднаходит себя в море бытия и тем самым, несмотря на небытийственный характер своего существования, относится к одному роду вместе со всеми вещами этого мира»
Слайд 29Проблема человека в казахской философии
Шакарим (1858-1931)
Абай (1845-1904)
Слайд 30Абай «Книга слов» (перев. Р.Сейсенбаева).
«Вот светлейшие лики Аллаха:
Жизнь, Наука, Могущество, Зоркость, Чуткость, Желание, Слово, Созидание».
По Абаю, такими
же качествами Всевышний наделил человека в потенциальной форме. Человек должен развивать их.
Слайд 31«Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует
избегать, это: невежество, леность, злодеяние.
Невежество — то есть отсутствие знаний,
без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом.
Леность — злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность — порождение лени.
Злодеяние — враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю.
Противоядие от этих пороков — человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания.»
Слайд 32«Чтоб человеком ты был,
И вровень с веком ты был,
Ты
пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять
врагов твоих, знай.
А разум и доброта, упорство, скромность и труд –
Вот пять друзей, согласись».
Итак, Абай понимает нравственность как сущность человека; быть человеком – быть нравственной личностью.
Слайд 33Шакарим: «Три истины» (Три прозрения), «Записки забытого»
Мыслитель убежден, что «если
человек в полной мере уверует в посмертную жизнь души и
в то, что совесть ее первейшая потребность, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым…».
По Шакариму, атрибутами бессмертной человеческой души, как на этом, так и на другом свете, являются совесть, любовь, разум, свобода, милосердие и воздержание.
Слайд 34 По Шакариму:
Человек – единство души и тела и самое главное
– развитие души. Основа души – совесть.
Бог создал человека с
любовью, человек – высшая форма Божественного творения.
Бог дал человеку свободу, следовательно, смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать все потенции, заложенные в человеке.
Честный труд, искреннее сердце, совестливый разум - должны быть смысложизненными ориентирами для человека.
Человек не может быть средством, он должен быть только целью.
Таким образом, в казахской философии проблема человека решается в религиозно-этическом ключе.