Разделы презентаций


Философия Лекция 7 Проблема человека в философии

Содержание

СОДЕРЖАНИЕОбразы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья).Проблема человека в эпоху Ренессанса и Нового времени.Проблема человека в современной философии. Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). Проблема

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия Лекция 7

Проблема человека в философии

Философия  Лекция 7Проблема человека в философии

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ

Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья).
Проблема человека

в эпоху Ренессанса и Нового времени.
Проблема человека в современной философии.

Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен).
Проблема человека в казахской философии. Абай и Шакарим о человеке и смысле его бытия: актуальность постановки проблемы
СОДЕРЖАНИЕОбразы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья).Проблема человека в эпоху Ренессанса и Нового времени.Проблема человека

Слайд 3Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья)



Что я

могу знать?
На что я смею надеяться?
Что я должен делать?
Что такое

человек?

Иммануил Кант

Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья)Что я могу знать?На что я смею надеяться?Что я

Слайд 4Человек в древнеиндийских
религиозно-философских учениях
Будда Шакъямуни (Сиддхартха Гаутама, YII-YI

вв. до н.э.)

Канонический текст буддизма «Трипитака»
(Три корзины)
Статуя Будды в

музее Сарнатха, IV в. н. э.
Человек в древнеиндийских религиозно-философских учениях Будда Шакъямуни (Сиддхартха Гаутама, YII-YI вв. до н.э.)Канонический текст буддизма «Трипитака»(Три корзины)

Слайд 5Благородные истины буддизма:
Жизнь есть страдание (основной характеристикой человеческого существования является

духкха, то есть страдание и разочарование)
Существуют причина страданий (тришна, то

есть «цепляние», «привязанность» к жизни)
Есть цель избавления от страданий – достижение нирваны (освободиться от кармы, покинуть круг сансары)
Существует путь прекращения страдания и разочарования (восьмеричный путь)

Только человек стремится к свободе. Освобожденная душа человека (атман) растворяется в мировой душе (брахман).


Благородные истины буддизма:Жизнь есть страдание (основной характеристикой человеческого существования является духкха, то есть страдание и разочарование)Существуют причина

Слайд 6Основатель джайнизма  кшатрий Вардхмана (Бардхамана), более известный как Джина («победитель», пракрит) и Махавира («великий воин»).
Махавира  (599-527

до н.э)

Основатель джайнизма  кшатрий Вардхмана (Бардхамана), более известный как Джина («победитель», пракрит) и Махавира («великий воин»).Махавира  (599-527 до н.э)

Слайд 7Учение джайнизма кратко именуется «троякой драгоценностью» (три жемчужины):
правильное видение
правильное

знание
правильное поведение
Они составляют Путь Освобождения, главной целью которого

является освобождение (мокша) души от кармы. Благодаря жесткой аскезе джива может стать освобожденной душой, сиддхой («достигший [цели]»), и больше никогда не воплощаться. 
Принцип ахимса (ненасилия) – «не наноси вреда живому!»
Учение джайнизма кратко именуется «троякой драгоценностью» (три жемчужины):	правильное видение 	правильное знание 	правильное поведениеОни составляют Путь Освобождения, главной

Слайд 8Человек в системе конфуцианства и даосизма: мужское и женское начало

( Инь/Янь)
Конфуций (551 г. - 479 г. н.э)
Лао-цзы (YI-Y вв.

до н.э)
Человек в системе конфуцианства и даосизма: мужское и женское начало ( Инь/Янь)Конфуций (551 г. - 479 г.

Слайд 9Книга Конфуция «Лунь юй» (Беседы и суждения)

«Небо» определяет развитие

мира и человека. Люди должны испытывать страх перед небом.
Главное –

воспитание человека. Большое внимание Конфуций уделил культу предков.
Дао – моральный закон, должен совершенствовать нравственные качества.
Учение о «благородном муже» (цзюнь-цзи). Необходимо следовать этическому принципу «жэнь» (гуманность, человечность, любовь к людям).

Книга Конфуция «Лунь юй» (Беседы и суждения) «Небо» определяет развитие мира и человека. Люди должны испытывать страх

Слайд 10Принцип «сяо» - сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим.


Человек должен соблюдать этикет (ли) и следовать справедливости (и).

Даосизм. Лао-цзы

«Дао дэ цзин» (Книга о дао и дэ).
«Не выходя со двора можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя вещей он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха». Принцип У-Вэй – недеяние, невмашательства в естественный порядок вещей в подражание мировому закону – Дао.







Принцип «сяо» - сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим. Человек должен соблюдать этикет (ли) и следовать

Слайд 11Античность.
Сократ полагал: человек – нравственное существо; человек должен стремиться познать

самого себя; человек совершает зло, поскольку не ведает что добро
Платон.

Душа стремится к миру идей, она вечна. Тело – враждебная душе материя.(Позиция антропологического дуализма души и тела ).

Аристотель, рассматривая человека как политическое животное отмечает социальную природу человека и подчеркивает его разумность.

Античность.Сократ полагал: человек – нравственное существо; человек должен стремиться познать самого себя; человек совершает зло, поскольку не

Слайд 12Святой Августин (354-430).
Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.
Фома

Аквинский (ок. 1224 – 1274)

Святой Августин (354-430). Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. Фома Аквинский (ок. 1224 – 1274)

Слайд 13В средневековье – человек рассматривается как образ и подобие Бога.
Но:

человек – пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное

по отношению к Богу. Главная задача человека – приобщиться к Богу и обрести спасение.
Августин Аврелий. Соч. «О граде Божьем», «Исповедь».
Августин: Человек – противоположность души и тела, которое является независимым. Человека делает человеком душа, это его имманентная субстанция. Человек способен развиваться как личность.


В средневековье – человек рассматривается как образ и подобие Бога.Но: человек – пассивный участник божественного порядка, существо

Слайд 14Фома Аквинский. Труды «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
В своем учении

о человеке, Аквинат помещает его между миром животных и миром

чистых духов (ангелов). Человек отличается от других созданий наличием разумной души и свободной воли. Благодаря свободной воле, человек ответственен за свои поступки. Обладая свободной волей человек в состоянии выбрать между добром и злом.
Свобода и самостоятельность человека, согласно Аквинату, представляют собой величайшую ценность, т.к. эти качества, присущие человеку, присутствуют и в собственной природе Бога, ибо человек сотворен по Его образу и подобию.
Фома Аквинский. Труды «Сумма теологии», «Сумма против язычников».В своем учении о человеке, Аквинат помещает его между миром

Слайд 15Рафаэль Санти «Афинская школа», 1510-1511. Фреска, Апостольский дворец, Ватикан

Рафаэль Санти «Афинская школа», 1510-1511. Фреска, Апостольский дворец, Ватикан

Слайд 16Индивидуалистическая трактовка человека
в эпоху Ренессанса
Пико делла Мирандола
(1463-1494)
Пико

делла Мирандолла: «Речь о достоинстве человека»
«Когда Бог творил мир, каждому

живому существу он определил в нем свое место. Исключением был один человек. «Я поставил тебя посреди мира, чтобы мог ты свободно обозревать все стороны света и смотрел туда, куда тебе угодно. Я не создал Тебя ни земным, ни небесным. Ибо ты сам сообразно воле своей можешь или нисходить на самые нижние ступени животного мира, или поднять себя в высочайшие сферы Божественного». 

Индивидуалистическая трактовка человека в эпоху РенессансаПико делла Мирандола (1463-1494) Пико делла Мирандолла: «Речь о достоинстве человека»«Когда Бог

Слайд 17Антропология Нового Времени:

Джон Локк. Работа «Опыт о человеческом разуме», «Два

трактата о государственном правлении». Локк обосновал основные неотъемлемые, естественные права

человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.
Жюльен Ламетри. Работы «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение». Человек – «особый род» среди существ органического мира. Механицизм в трактовке человека.
Блез Паскаль. Работы: «Письма к провинциалу», «Мысли о религии и других предметах».
«Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но мыслящий тростник».

Антропология Нового Времени:Джон Локк. Работа «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении». Локк обосновал основные

Слайд 18 Томас Гоббс. Соч. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства

церковного и гражданского».
По Гоббсу, естественное состояние общества «Война всех против

всех». Английский философ развивает идею «Человек человеку волк».
Жан-Жак Руссо. «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитаниии», «Общественный договор». Согласно Руссо, человек велик своим нравственным достоинством. Человек рождается свободным. Человек в «естественном состоянии» не является ни злым, ни добрым, не имеет ни пороков, ни добродетелей. Естественные права человека, по Руссо, право на жизнь, самосохранение, естественную свободу. Истинное значение свободы – способность человека постоянно изменяться и совершенствоваться, и, соответственно, нести ответственность за все, что совершает.
Томас Гоббс. Соч. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».По Гоббсу, естественное состояние общества

Слайд 19Людвиг Фейербах. Работа «Сущность христианства».
Фейербах рассматривал человека как часть природы;

рассматривал его как психофизиологическое существо. Человек, по Фейербаху, есть материальный

объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции он отвергал вульгарный и механистический материализм. Однако фейербаховский антропологизм основывался на биологической трактовке природы человека, поэтому его антропологизм не вышел за рамки метафизического материализма.
Людвиг Фейербах. Работа «Сущность христианства».Фейербах рассматривал человека как часть природы; рассматривал его как психофизиологическое существо. Человек, по

Слайд 20Идея сверхчеловека у Фридриха Ницше
Книга «Так говорил Заратустра. Книга для

всех и ни для кого»

Заратустра же глядел на народ

и удивлялся. Потом он так говорил:
«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение.»
Идея сверхчеловека у Фридриха НицшеКнига «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» Заратустра же

Слайд 21Символическая концепция человека разработана Эрнстом Кассирером. Работа «Философия символических форм».
Хейзинга

И. в работе «Человек играющий» показал, что уникальность человека в

том, что он умеет играть; игра – это свободная деятельность, игра старше культуры.
В работе «Одномерный человек» Г. Маркузе поднимает проблемы: положения человека в технологическом мире; научно-технического прогресса в аспекте философии человека

Символическая концепция человека разработана Эрнстом Кассирером. Работа «Философия символических форм».Хейзинга И. в работе «Человек играющий» показал, что

Слайд 22Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен)


Макс Шелер (1874-1928)
Работа: «Сущность человека, новый опыт философской антропологии».
«Положение человека

в космосе».

М. Шелер: «Вопросы: «Что есть человек и какого его место в бытии?» - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос.»
Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен) Макс Шелер (1874-1928)Работа: «Сущность человека, новый опыт

Слайд 23Шелер утверждает, что человек – это микрокосм. Опираясь на это

утверждение он выстраивает из одних и тех же категорий систему

мироздания и учение о человеке.
Понятие «человек» - двусмысленно. «человек» - видовое понятие по отношению к родовому понятию «животное». Особое положение человека в Космосе может стать ясным, если рассмотреть все «строение биопсихического мира».
Раскрывая «сущностное понятие человека» Шелер говорит о «порыве», отождествляя его с жизнью и природой вообще.
По Шелеру, человек становится человеком благодаря Духу. «Дух» противоположен жизни и внутрипсихической и внешневитальной.
Шелер утверждает, что человек – это микрокосм. Опираясь на это утверждение он выстраивает из одних и тех

Слайд 24Дух заключает в себе понятие разума, охватывает и созерцание (первофеноменов),

также эмоциональные и волевые акты (доброта, любовь, раскаяние, свободное решение

и др.). Носителем духа выступает личность, в ней дух обнаруживает себя.
В отличие от животного, человек является свободным существом. Его поведение не предопределено природной целесообразностью, человек «открыт миру». У него есть «мир». Человек как духовное существо способно дистанцироваться от предметов своего творчества.
Шелер отмечает, что в человеке происходит борьба между духом и жизненными инстинктами. Всепостигающий, но немощный дух оказывается сущностью человека: мощь духа проявляется в царстве идей, в реальной жизни, где господствуют инстинкт, влечения и побуждения он оказывается немощным.
Дух заключает в себе понятие разума, охватывает и созерцание (первофеноменов), также эмоциональные и волевые акты (доброта, любовь,

Слайд 25Лишь в той мере, в какой дух укореняется как в

своей подпочве во влечениях и инстинктах, он может приобрести характер

созидательной исторической силы.
По Шелеру, человеку свойственно некое врожденное отношение любви к вещам, к другим людям. Это отношение связано с божественным актом любви или с некой общей основой всех вещей, в которой коренятся и жизнь, и духовное начало.
Становление человека как духовного существа есть одновременно осуществление божественного в человеке. Человек – духовное существо, способное к чистому созерцанию вещей.
Лишь в той мере, в какой дух укореняется как в своей подпочве во влечениях и инстинктах, он

Слайд 26Арнольд Гелен (1904-1976)
«Человек. Его природа и его положение в мире»
«О

систематике антропологии»

А. Гелен убежден, что «наука о человеке в полном

смысле все-таки возможна».

Арнольд Гелен (1904-1976)«Человек. Его природа и его положение в мире»«О систематике антропологии»А. Гелен убежден, что «наука о

Слайд 27Гелен считает: человек – «биологически недостаточное существо», у него не

хватает инстинктов.

Человек не имеет возможности вести исключительно естественное

существование.
Природа определила открытость человека миру, он «действует». «Действие» - «предусмотрительное, планирующее изменение действительности».
Благодаря своей творческой способности человек создает культуру.

Культурные формы человеческой жизни (история, общество, социальные институты) восполняют биологическую недостаточность человека и оптимально реализуют его полуинстиктивные устремления.
Гелен считает: человек – «биологически недостаточное существо», у него не хватает инстинктов. Человек не имеет возможности вести

Слайд 28Хельмут Плеснер (1892-1985)
«Ступени органического и человек»
«…человек в своем бытии отличается

от всего остального бытия тем, что он ни самый близкий,

ни самый далекий себе, что благодаря именно этой эсцентричности своей формы жизни он преднаходит себя в море бытия и тем самым, несмотря на небытийственный характер своего существования, относится к одному роду вместе со всеми вещами этого мира»
Хельмут Плеснер (1892-1985)«Ступени органического и человек»«…человек в своем бытии отличается от всего остального бытия тем, что он

Слайд 29Проблема человека в казахской философии
Шакарим (1858-1931)
Абай (1845-1904)

Проблема человека в казахской философииШакарим (1858-1931)Абай (1845-1904)

Слайд 30Абай «Книга слов» (перев. Р.Сейсенбаева).

«Вот светлейшие лики Аллаха:

Жизнь, Наука, Могущество, Зоркость, Чуткость, Желание, Слово, Созидание».
По Абаю, такими

же качествами Всевышний наделил человека в потенциальной форме. Человек должен развивать их.


Абай «Книга слов» (перев. Р.Сейсенбаева). «Вот светлейшие лики Аллаха: Жизнь, Наука, Могущество, Зоркость, Чуткость, Желание, Слово, Созидание».По

Слайд 31«Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует

избегать, это: невежество, леность, злодеяние.
Невежество — то есть отсутствие знаний,

без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом.
Леность — злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность — порождение лени.
Злодеяние — враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю.
Противоядие от этих пороков — человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания.»
«Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние.Невежество — то

Слайд 32«Чтоб человеком ты был,
И вровень с веком ты был,
Ты

пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять

врагов твоих, знай.
А разум и доброта, упорство, скромность и труд –
Вот пять друзей, согласись».

Итак, Абай понимает нравственность как сущность человека; быть человеком – быть нравственной личностью.
«Чтоб человеком ты был,И вровень с веком ты был, Ты пятерых побориИ пятерых избери.Злословье, ложь, хвастовство,Безделье и

Слайд 33Шакарим: «Три истины» (Три прозрения), «Записки забытого»

Мыслитель убежден, что «если

человек в полной мере уверует в посмертную жизнь души и

в то, что совесть ее первейшая потребность, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым…».
По Шакариму, атрибутами бессмертной человеческой души, как на этом, так и на другом свете, являются совесть, любовь, разум, свобода, милосердие и воздержание.
Шакарим: «Три истины» (Три прозрения), «Записки забытого»Мыслитель убежден, что «если человек в полной мере уверует в посмертную

Слайд 34 По Шакариму:
Человек – единство души и тела и самое главное

– развитие души. Основа души – совесть.
Бог создал человека с

любовью, человек – высшая форма Божественного творения.
Бог дал человеку свободу, следовательно, смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать все потенции, заложенные в человеке.
Честный труд, искреннее сердце, совестливый разум - должны быть смысложизненными ориентирами для человека.
Человек не может быть средством, он должен быть только целью.
Таким образом, в казахской философии проблема человека решается в религиозно-этическом ключе.
По Шакариму:	Человек – единство души и тела и самое главное – развитие души. Основа души – совесть.	Бог

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика