Слайд 1Управление персоналом в отраслях социальной сферы
Слайд 2Теоретические основы управления персоналом в отраслях социальной сферы
Никулина Ю.Н.
Слайд 3 Цель лекции:
Рассмотреть отрасли социальной сферы и методы управления в
этих отраслях.
Определить принципы построения системы управления персоналом и рассмотреть основные
показатели для ее оценки и анализа в целом, в том числе в отраслях социальной сферы.
Слайд 4Содержание
1. Понятие социальной сферы, ее цели и задачи в современном
государстве.
2. Вводная характеристика отраслей социальной сферы
3. Формы организаций в социальной
сфере.
4. Современные тенденции управления в социальной сфере.
5. Принципы и методы построения системы управления персоналом.
6. Анализ и оценка системы управления персоналом в отраслях социальной сферы.
Слайд 5Рекомендуемая литература
Основная литература:
Волгин Н. А. Социальная политика: Учебник. Изд. 2-е,
перераб. и доп./ М.: Изд-во РАГС, 2008. – 408 с.
Лаврентьева
И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере: Учебное пособие/ УлГТУ, 2009. – 129 с.
Шишкин С. В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ – ВШЭ, 2003.
Бабаджанов А.А., Ваганов Н.К. Управление социальной сферой - М.: 2009. - 280 с.
Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
Рак Н.Г. Менеджмент в социальной сфере - М.: 2003, - 204 с.
Слайд 6Рекомендуемая литература
Периодические издания:
Проблемы теории и
практики управления
Современная экономика: проблемы и решения
Менеджмент в России и за
рубежом
Менеджмент и кадры
Экономические науки
Управление персоналом
Кадровая служба и управление персоналом предприятия
Слайд 71. Понятие социальной сферы, ее цели и задачи в современном
государстве
Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных
и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление
(экономический словарь, финансовый словарь).
Сфера социальная – относительно новая сфера жизнедеятельности общества, охватывающая отношения между социальными общностями, внутри этих общностей, между отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе и принимающими неодинаковое участие в его социальной жизни (энциклопедия социологии).
Социальная сфера – это сфера жизни общества, обеспечивающая возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан по удовлетворению их потребностей (по Н. А. Волгину).
Слайд 9Задачи социальной сферы
Обеспечение жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических
и социальных потребностей.
Обеспечение условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному
стандарту «нормальная жизнь».
Задачи, решение которых позволяет воспроизводить человека как творческую личность.
Слайд 102. Вводная характеристика отраслей социальной сферы
Слайд 11Общие признаки отраслей социальной сферы
Отрасли социальной сферы
деятельность
Предоставляют блага
услуги
Люди
приобретение благ
Внешний эффект
применение
Ценностные
оценки
Слайд 12Особенности отраслей социальной сферы
Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом
людей, их материальные, физические и духовные возможности
Отрасли социальной сферы характеризуются
наличием четко выраженных внешних эффектов
Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок
со стороны государства и общества
Слайд 14Процессы жизнедеятельности организаций социальной сферы
Получение ресурсов из внешней среды
Использование ресурсов
для достижения цели организации
Передача результата во внешнюю среду
Италия
Канада Россия
Великобритания США Франция Япония
Структура ВВП по России и ведущим странам
мира в % (2010 г.)
Слайд 163. Формы организаций в социальной сфере
Слайд 204. Современные тенденции управления в социальной сфере
Слайд 21Прогрессивные методы управления в социальной сфере
Создание «конкурентной бюрократии»
Создание негосударственных и
неправительственных
учреждений социальной сферы
Правило «двух третей»
Конкурентный тендер и передача на
подряд
Трансферты и ваучеры
Введение платы за услуги
Слайд 22Задания для индивидуальной работы
Слайд 23Доклады
Российская система образования: проблемы и перспективы развития
Система здравоохранения России: проблемы
и перспективы реформирования
Сфера культуры в России и политика
государства
Социальное обслуживание
граждан:
проблемы и перспективы развития
Слайд 245. Принципы и методы построения системы управления персоналом
Принципы
налогообложения
недвижимости
Функции налогов
Принципы,
характеризующие
требования к формированию
системы управления персоналом
Принципы, определяющие направления развития
системы управления персоналом
Слайд 25Принципы, характеризующие
требования к формированию
системы управления персоналом
экономичность;
прогрессивность;
комплексность;
перспективность;
оперативность;
оптимальность;
простота;
научность;
согласованность;
прозрачность;
комфортность.
Принципы, характеризующие
требования к формированию
системы управления персоналом
Слайд 26специализация
концентрация усилий
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом:
Слайд 27Методы построения системы управления персоналом
1.Метод системного анализа
2. Метод декомпозиции
3.Метод сравнений
4.Метод
структуризации целей
6. Нормативный метод
7. Метод творческих совещаний
5.Экспертно-аналитический метод
Слайд 28
6. Анализ и оценка системы управления персоналом, в том числе
в отраслях социальной сферы
Оценка эффективности управления персоналом - это систематический,
четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности управления персоналом для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия (Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А.).
Показатели для оценки эффективности управления персоналом (информация о работниках)
продвижение по службе;
профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики;
медицинские и психологические параметры;
производительность и новаторская активность.
Слайд 29Основные цели оценки :
правильный подбор и расстановка кадров;
оплата труда и
стимулирование деятельности;
применение моральных и материальных санкций к «нерадивым» работникам;
переподготовка
кадров и повышение их квалификации.
Критерии оценки персонала могут быть
разбиты на два блока:
1. Критерии, оценивающие личность
2. Критерии, оценивающие результаты деятельности
Слайд 30Основные критерии оценки эффективности работы служб управления персоналом делятся на
две группы
Слайд 31Задания для индивидуальной работы
Слайд 32Доклады
1 Служба управления персоналом в отраслях социальной сферы:
понятие, структура, основные функции (на примере конкретной организации, учреждения)