Слайд 1Мастер - класс «Канзаши»
Автор Товаркова И.Л.
ГКОУ ВО «Областная санаторная школа-интернат
г. Вязники
«Страна Восходящего солнца и цветущей сакуры
подарила нам прекрасный
способ самовыражения и украшения – канзаши.»
Слайд 2Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских
прическах. Изначально, слово и иероглиф "канзаши" обозначают именно шпильку для
волос. Да и считается, что и само слово "канзаши" произошло от сложения двух слов "ками" - "волосы" + "сасу" - "втыкать".
Слайд 3Tsumami Канзаси - буквально, орнамент сложенный ткани волос. Tsumami Канзаси
сделаны из крошечных (обычно одного) квадратов шелка, которые складываются в
лепестки, с использованием методов оригами. Цветы из этих сложенных лепестков ткани могут состоять от 5 лепестков до 75 или больше, в зависимости от конкретного цветка.
Слайд 4
Впервые канзаши появились приблизительно четыреста лет назад,
когда в Японии изменился стиль женской прически. От традиционного стиля
тарэгами (длинные ниспадающие волосы), женщины перешли к так называемому стилю нихонгами, в котором волосы собирались в разнообразные причудливые формы и укладывались с помощью гребней канзаши и шпилек канзаши. В последнее время элементы канзаши используются также для украшения заколок, применяя атласные ленты, шифон, органзу и другие.
Слайд 5Характерные черты и особенности мастер - класса:
предложенный вариант позволяет
учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов в
зависимости от пола;
содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает, ребенок избавляется от ненужных переживаний из-за неудач;
содержание не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения; более того ребенок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, осваивает инструменты (пинцет), а также развивает мелкую моторику рук, внимание, усидчивость и терпение;
популяризирует знания по этнокультуре (дети получают информацию о художественных промыслах Японии, подкрепленную практическими навыками);
Слайд 6Цель мастер - класса:
• формирование творческих способностей подростков посредством знакомства с
«Канзаши» (видом декоративно-прикладного искусства ) через внеурочную деятельность
Задачи:
помочь проявить
индивидуальные способности, фантазию, наблюдательность и творчество;
развить жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
развить образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами Канзаши
Слайд 7В результате освоения материала обучающие узнают:
* виды декоративно-прикладного творчества (Канзаши
Hana kanzashi Япония);
* названия и назначение инструментов и приспособлений ручного
труда (ножницы, шило, кисти для клея, пинцет, иголки, и т. д.), приемы и правила пользования ими;
* названия и назначение материалов (шелковая лента, нитки, ткань, бисер, природный материал и т.д.). Их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
* простейшие правила организации рабочего места;
* приемы разметки (линейка, угольник);
* приемы соединения различных деталей (клей, нитки, оплавление ткани огнём);
* правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
Слайд 8Умения обучающих:
* правильно организовать свое рабочее место;
* пользоваться простейшими инструментами
ручного труда;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при
работе с различными материалами и инструментами;
* определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
* экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
* прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, огонь;
* сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
* применять приобретенные навыки на практике.
Слайд 9 Инструменты и материалы:
ткань (шелк, атлас, креп-сатин, органза);
пинцет;
ножницы;
иголка с ниткой;
линейка;
портновский
карандаш для разметки;
булавки;
свеча или зажигалка;
клей.
Слайд 10Сделать красивое канзаши (канзаси) своими руками,
это значит вложить частичку
души,
вдохнуть жизнь в кусочек яркой ткани,
и изделие будет
украшать,
и приносить радость долгое время.
Внимательно изучив канзаши (канзаси), станет понятно, что сложнее всего научиться складывать и защипывать лепестки будущих цветов.
Слайд 111. Берем квадрат любой ткани:
2. Складываем по диагонали:
3. Потом
загибаем к центру уголки
Попробуем сложить из бумажного квадрата круглый лепесток
Слайд 124. Переворачиваем на другую сторону и загибаем ещё раз к
центру уголки
5.Сгибаем по середине и получаем круглый лепесток
Слайд 131.Берем квадрат любой ткани:
2. Складываем по диагонали:
3. Потом ещё
раз
Сейчас попробуем сделать острый лепесток
Слайд 14 5. Получаем треугольный лепесток
Используя шёлк получаем лепесток
4. И ещё
раз:
Слайд 15Во-первых, берем атласную ленту и режем на равные квадратики по
5 шт. каждого цвета.
Далее, берем квадратик черного цвета, сгибаем по
диагонали, таким же образом сгибаем бирюзовый квадратик
Слайд 16Затем полученный бирюзовый треугольник накладываем на черный треугольник так, чтобы
полоска черного треугольника выглядывала сверху из-за бирюзового на 0,5 мм.
Держим
конструкцию из треугольников широким углом к себе. Загибаем боковые углы к среднему углу. Вот здесь я пользуюсь зажигалкой — подпаливаю образовавшийся многослойный угол и сразу же сжимаю пальцами
Слайд 17У получившегося ромба (держим его подпаленным углом к себе) отворачиваем
назад боковые углы, соединяя их с изнаночной стороны.
Можно проткнуть посередине
булавкой или же просто держать руками или пинцетом.
Теперь аккуратно сгибаем по вертикали получившуюся деталь так, чтобы изнаночная сторона оказалась как бы внутри получившейся конструкции.
Слайд 18Теперь нужно отрезать ножницами уголочек (находящийся справа или тот, который
смотрит на нас на бумажном макете) . Опять подпаливаем зажигалкой
отрезанный кончик и скрепляем между собой все слои ткани.
Ну и практически лепесток готов!
Слайд 19Если нужен цветок канзаши. Собираем 6 лепестков на нитку. Мне
кажется так получается аккуратнее, чем просто посадить на клей.
Слайд 20Таких лепестков делайте столько, сколько требуется для задуманного цветка или
целой композиции.
Заготовленные лепестки могут быть разного цвета и размера
- их собирают и сшивают в бутоны. Центр цветка можно украсить бисером или искусственным камнем.
Слайд 21Можно пофантазировать и попробовать сделать
Слайд 23Спасибо за внимание!
«Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу
в своих руках
Не знает , к счастью красота старенья.
Любовь к
прекрасному живёт в веках»