Разделы презентаций


Лекция 3 Фискальная политика презентация, доклад

Содержание

Фискальная политика и ее целиФискальная политика представляет собой разновидность стабилизационной политики, имеющей целью сглаживание экономического цикла, т.е. спадов и бумов в экономике, и противодействие колебания выпуска путем изменения совокупных расходов;использует воздействие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3 Фискальная политика
Цели и инструменты фискальной политики
Стимулирующая и сдерживающая

фискальная политика
Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Автоматические стабилизаторы
Эффект вытеснения
Фискальная политика

и дефицит бюджета
Фискальная политика: различные
подходы
Лекция 3 Фискальная политика Цели и инструменты фискальной политикиСтимулирующая и сдерживающая фискальная политикаДискреционная и автоматическая фискальная политика.

Слайд 2Фискальная политика и ее цели
Фискальная политика
представляет собой разновидность стабилизационной

политики, имеющей целью сглаживание экономического цикла, т.е. спадов и бумов

в экономике, и противодействие колебания выпуска путем изменения совокупных расходов;
использует воздействие изменения государственных расходов или налогов;
связана с попытками правительства использовать бюджетные политические инструменты, чтобы достичь таких макроэкономических целей, как:
стабильный (неинфляционный) рост реального выпуска (реального ВВП);
естественный уровень безработицы (не выше 5%);
стабильный уровень цен (темп инфляции не выше 3–4%).
воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
Фискальная политика и ее целиФискальная политика представляет собой разновидность стабилизационной политики, имеющей целью сглаживание экономического цикла, т.е.

Слайд 3Инструменты фискальной политики
Государственные закупки товаров и услуг G

(расходы на содер-жание госсектора и военных)

Налоги Tx
(прямые и косвенные, аккордные и пропорциональные подоходные)

Трансфертные платежи Tr (пособия по безрабо-тице, социальные выплаты) и субсидии Sb

Расходы правительства
(расходы государственного бюджета)

Главный источник доходов правительства (государственного бюджета)

Инструменты фискальной политики Государственные закупки товаров и услуг G    (расходы на содер-жание госсектора и

Слайд 4Нет эффекта мультипликатора, но тем не менее рост выпуска
Фискальная политика

и совокупный спрос
YG =Tx = G = Tx

Нет эффекта мультипликатора, но тем не менее рост выпускаФискальная политика и совокупный спрос YG =Tx = G

Слайд 5Влияние инструментов фискальной политики на совокупный спрос и совокупный выпуск
Воздействие

увеличения госзакупок G
AE
Y
Воздействие снижения аккордных налогов Tx
AE
Y
Воздействие увеличения трансфертов Tr


AE

Y

ΔG

mpc× ΔTx

mpc×ΔTr

450

450

450

Y=multG ×G

¯

Y=multTx ×Tx

¯

Y=multTr ×Tr

¯

Y2

Y2

Y2

Y1

Y1

Y1

¯

¯

¯

A

B

A

B

A

B

Влияние инструментов фискальной политики на совокупный спрос и совокупный выпускВоздействие увеличения госзакупок GAEYВоздействие снижения аккордных налогов TxAEYВоздействие

Слайд 6Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие сбалансированного бюджета
AE=Y
Y2
G

Y
C
B
A
Нет эффекта мультипликатора, но тем не менее рост выпуска
¯
Условие

сбалансированного бюджета в закрытой экономике при системе аккордных налогов:

Воздействие на выпуск:

ΔС=mpc×Tx

¯

Фискальная политика и совокупный спрос:  воздействие сбалансированного бюджета AE=YY2 G YCBAНет эффекта мультипликатора, но тем не

Слайд 7Мультипликатор сбалансированного бюджета: механизм
Воздействие увеличения государственных закупок на

выпуск:
Но если бюджет сбалансирован (государственные закупки финансируются налогами), то эффект

мультипликатора будет "съеден" сокращением потребления из-за падения располагаемого дохода:
Мультипликатор сбалансированного  бюджета: механизм  Воздействие увеличения государственных закупок на выпуск:Но если бюджет сбалансирован (государственные закупки

Слайд 8B
A
mpc×(1– t2)
mpc×(1– t1)
Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие пропорционального налога
Y2
Y
Y
AE
AE=Y
450
Y1
¯

BAmpc×(1– t2)mpc×(1– t1)Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие пропорционального налогаY2YYAEAE=Y450Y1¯

Слайд 9Мультипликатор сбалансированного бюджета при системе подоходных налогов
При такой системе бюджет

может быть сбалансирован двумя способами:

Правительство может приспосабливать расходы G к

сумме собранных налогов T = t×Y, если ставка налога t фиксирована










Правительство может менять ставку налога t так, чтобы сумма собранных налогов была равна уровню его расходов










В первом случае мультипликатор больше.

Мультипликатор сбалансированного бюджета при системе подоходных налоговПри такой системе бюджет может быть сбалансирован двумя способами:Правительство может приспосабливать

Слайд 10Фискальная политика используется, чтобы преодолеть рецессион-ный или инфляционный разрыв и

приблизить фактический выпуск к потенциальному уровню. Фискальная политика может быть:

Стимулирующая

и сдерживающая фискальная политика

Стимулирующая:
проводится в период спада;
применяется с целью
стимулирования экономи-
ческой деятельности;
нацелена на увеличение ВВП
и снижение безработицы;
предполагает:
увеличение госзакупок (G)
увеличение трансфертов (Tr)
снижение налогов (Tx или t)
равное увеличение G и Tx
(стимулирующий сбалансиро-
ванный бюджет).

Сдерживающая:
проводится в период бума,
когда экономика перегрета;
применяется с целью
уменьшения реального ВВП;
нацелена на снижение уровня
цен и борьбу с инфляцией;
предполагает:
снижение госзакупок (G)
уменьшение трансфертов (Tr)
повышение налогов(Txили t)
равное уменьшение G и Tx
(сдерживающий сбалансиро-
ванный бюджет).

¯

¯

Фискальная политика используется, чтобы преодолеть рецессион-ный или инфляционный разрыв и приблизить фактический выпуск к потенциальному уровню. Фискальная

Слайд 11B
G(или Tx, или Tr)  Y  безработица
G (или Tx,

или Tr)  Y  уровень цен (P2 < P1

)

P2

P2

AD2

AD2

Y

A

A

B

Виды фискальной политики

BG(или Tx, или Tr)  Y  безработицаG (или Tx, или Tr)  Y  уровень цен

Слайд 12Дискреционная и автоматическая фискальная политика
Автоматическая фискальная политика
основана на действии

в экономике автоматических (встроенных стабилизаторов) – инструментов, которые автоматически уменьшают

экономические колебания и помогают стабилизировать выпуск, автоматически изменяя чистые налоговые поступления, когда экономика движется по направлению от или к уровню выпуска полной занятости.

Дискреционная (активная) фискальная политика
предполагает официально объявляемое изменение государственных расходов и/или налогах, которые являются результатом изменений в политике правительства, с целью изменить уровень совокупных расходов и преодолеть рецессионный или инфляционный разрыв.

Дискреционная и автоматическая фискальная политика Автоматическая фискальная политика основана на действии в экономике автоматических (встроенных стабилизаторов) –

Слайд 13Автоматические (встроенные) стабилизаторы
Автоматические стабилизаторы – это инструменты доходов и расходов

государственного бюджета, которые автоматически меняются в зависимости от состояния экономики

таким образом, что ВВП стабилизируется. Они включают:
государственные трансферты (пособия по безработице, по бедности, талоны на питание и другие программы государственной помощи;
личные подоходные налоги;
налоги на прибыль корпораций;
налог на добавленную стоимость;
субсидии фермерам (в США) и т.п.

Например, когда выпуск падает, правительство собирает меньше подоходных налогов; чистые поступления от аккордных налогов также падают из-за роста государственных трансфертных выплат. Располагаемый доход потребителей падает в меньшей степени, делая потребительские расходы более стабильными в течение экономического цикла, и уменьшая амплитуду колебаний.

Автоматические (встроенные) стабилизаторыАвтоматические стабилизаторы – это инструменты доходов и расходов государственного бюджета, которые автоматически меняются в зависимости

Слайд 14Роль встроенных стабилизаторов
Реальный ВВП
ТРЕНД
Y (фактический ВВП при

отсутствиии встроенных стабилизаторов)
Y* (потенциальный ВВП)
Время (годы)
Y' (фактический ВВП при

наличии встроенных стабилизаторов)

Встроенные стабилизаторы сглаживают экономические колебания и делают экономику более устойчивой к экзогенным шокам.

Роль встроенных стабилизаторовРеальный ВВП  ТРЕНД Y (фактический ВВП при отсутствиии встроенных стабилизаторов)Y* (потенциальный ВВП)Время (годы) Y'

Слайд 15Временные лаги: экономисты различают:
внутренний лаг – период времени, необходимый для

обсуждения положения дел в экономике (лаг распознавания), принятия решения о

том, что нужно сделать для улучшения экономической ситуации (лаг принятия решения) и ввести в действие это решение в экономику (лаг введения в действие) – такой лаг характерен для фискальной политики;
внешний лаг – период времени между моментом, когда предпринято изменение экономической политики, и моментом, когда достигнут результат этой политики (лаг эффективности) – такой лаг характерен для монетарной политики.

Ограничения активной фискальной политики

Временные лаги: экономисты различают:внутренний лаг – период времени, необходимый для обсуждения положения дел в экономике (лаг распознавания),

Слайд 16Ограничения активной фискальной политики
Неопределенность: часто очень сложно:
точно оценить реальную ситуацию

в экономике;
выбрать наилучший инструмент политики для решения проблемы;
определить точный размер

изменения политической переменной.
Эффект вытеснения: он происходит, когда увеличение государственных закупок и/или снижение налогов приводит к росту выпуска и повышению ставки процента, что уменьшает (вытесняет) чувствительные к изменению ставки процента инвестиционные расходы частного сектора.
Дефицит государственного бюджета.

Ограничения активной фискальной политикиНеопределенность: часто очень сложно:точно оценить реальную ситуацию в экономике;выбрать наилучший инструмент политики для решения

Слайд 17Эффект вытеснения: понятие
Эффект вытеснения является

результатом стимулирующей фискальной политики.
Из тождества национальных счетов для закрытой экономики
АЕ  Y  C + I + G  C + S + T
и уравнения формирования капитала
I = S + (T – G)
следует, что если увеличиваются G или снижаются T, то часть частных сбережений направляется на финансирование дополни-тельных государственных закупок (если налоги неизменны) или компенсации падения налоговых поступлений (если государственные закупки неизменны).
Это ведет к уменьшению объема заемных средств, доступных для частных фирм и поэтому к сокращению их инвестиционных расходов. Таким образом, часть частных инвестиций окажется вытесненной:
I = S + (T – G) I = S + (T – G)
Эффект вытеснения: понятие	Эффект вытеснения является

Слайд 18Эффект вытеснения: механизм
Рост государственных закупок (G) ведет к росту совокупного

спроса (AD) и мультипликативному увеличению совокупного выпуска (Y), что вызывает

рост спроса на деньги (MD) для оплаты дополнительных товаров и услуг, и это повышает ставку процента (i). При более высокой ставке процента меньшее количество инвестиционных проектов будут иметь внутреннюю норму отдачи, превышающую эту более высокую ставку процента, и поэтому будет профинансировано, что соответствует снижению инвестиционного спроса (I), т.е. вытеснению (crowding-out) части инвестиций частного сектора:
G  AD  Y  MD  i  I

Эффект вытеснения: механизм	Рост государственных закупок (G) ведет к росту совокупного спроса (AD) и мультипликативному увеличению совокупного выпуска

Слайд 19Инвестиционный
спрос

Денежный рынок
Эффект вытеснения на графике
Y
AE
AE=Y
450
Y1
AEP(G2,I1)
Y2

G
AEP(G2,I2)
AEP(G1,I1)
Y3
I
M S
i
MD(Y1)
MD(Y2)
M
M
i2
r1
i1
r2
I1
I2
I
I(r)
Кейнсианский крест

C
B
A
A
B
A
B
эффект

мультипликатора

эффект вытеснения

Из-за вытеснения (уменьшения) частных инвестиций
в результате роста ставки процента
выпуск увеличивается не до Y2, а только до Y3.

r

эффект выпуска

Инвестиционный спрос Денежный рынокЭффект вытеснения на графикеYAEAE=Y450Y1 AEP(G2,I1)  Y2 G AEP(G2,I2)   AEP(G1,I1)  Y3

Слайд 20Эффект вытеснения:

альтернативное объяснение

Повышение

ставки процента в результате стимулирующей фискальной политики, которое ведет к вытеснению частных инвестиций, может быть эквивалентно объяснено через изменения, происходящие на рынке заемных средств (loanable funds market).
Эффект вытеснения:

Слайд 21Рынок заемных средств
Рынок заемных средств – это рынок, который связывает
предложение

заемных средств FS
спрос на заемные средства FD
и
национальные сбережения
частные

сбережения

государствен-ные сбережения

+

Sчаст = YD – C

Tx – G > 0 = профицит бюджета

спрос фирм для увеличения инвестици-онных расходов I

спрос правительства для финансирования увеличения G или снижения Tx

Равновесие рынка заемных средств (FS = FD) позволяет определить равновесное количество заемных средств FE и равновесную реальную ставку процента rE – цену использования заемных средств

rE

FE

E

Рынок заемных средствРынок заемных средств – это рынок, который связываетпредложение заемных средств FSспрос на заемные средства FDинациональные

Слайд 22Чтобы профинансировать увеличение своих расходов G или Tr, правительcт-во

может делать займы на рынке заемных средств,

выпуская и продавая государственные облигации, т.е. уве-личивает спрос на заемные средства FD, что при неизменном предложении заемных средств FS вызывает рост ставки процента для восстановления равновесия на этом рынке.

Эффект вытеснения: альтернативное объяснение

G FD r I

Снижение налогов Tx (доходов бюджета) ведет к сокращению сбережений правительства, являющих-ся компонентом предло-жения заемных средств FS, что оказывает повыша-тельное давление на ставку процента.

Tx  FS  r I

А

В

А

В

Чтобы профинансировать увеличение своих расходов G или Tr, правительcт-во  может  делать  займы  на

Слайд 23займ у населения

путем продажи государственных облигаций; это долговый способ, который

ведет к росту государственного долга

займ у центрального банка (= печатание денег) это инфляционный способ, называемый монетизацией бюджетного дефицита (или эффектом вертолета)

Фискальная политика и дефицит бюджета

Стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных закупок и/или снижение налоговых поступлений) ведет к дефициту государственного бюджета.

Способами финансирования дефицита бюджета являются:

займ у населения          путем продажи государственных облигаций; это

Слайд 24Государственный долг
Государственный долг представляет собой сумму накопленных дефицитов предыдущих лет

– общую величину задолженности правительства в определенный момент времени
(совокупную

стоимость всех выпущенных государственных облигаций)

Государcтвенный долг

Государственный долгГосударственный долг представляет собой сумму накопленных дефицитов предыдущих лет – общую величину задолженности правительства в определенный

Слайд 25Государственный долг и дефицит бюджета
Государственный долг порождает необходимость выплачивать проценты

по государственным облигациям (т.н. «обслуживание государственного долга»). Чем больше размеры

долга, тем большие суммы требуются на его обслуживание, т.е. тем больше расходы бюджета. Следовательно, попытка правительства финансировать дефицит бюджета в настоящем провоцирует бюджетный дефицит в будущем.
Государственный долг и дефицит бюджетаГосударственный долг порождает необходимость выплачивать проценты по государственным облигациям (т.н. «обслуживание государственного долга»).

Слайд 26Виды дефицита государственного бюджета
Размеры дефицита бюджета не являются хорошим

показателем фискального состояния правительства. Экономисты различают:


Структурный дефицит
который показывает, каким

был бы дефицит бюджета при существующей налоговой системе, если бы выпуск находился на потенциальном уровне:
BDструкт.= G + Tr – Tx – t ×Y*

Циклический дефицит
который имеется из-за циклического спада в экономике и равен разнице между фактическим дефицитом бюджета и структурным дефицитом:
BDциклич. = BDфактич. – BDструкт. =
(G + Tr – Tx – t ×Y) – (G + Tr – Tx – t ×Y*)
= t × (Y*– Y)

Результат дискреционной
стимулирующей фискальной политики

Результат действия
встроенных стабилизаторов

Виды дефицита государственного бюджета Размеры дефицита бюджета не являются хорошим показателем фискального состояния правительства. Экономисты различают:Структурный дефицит

Слайд 27Виды дефицита государственного бюджета
Фактический дефицит равен разнице между фактическими расходами

бюджета и доходами бюджета, фактически получен-ными при существующих экономической ситуации

и имеющейся системе налогообложения: BDфакт = G + Tr – Tx – t × Y

В период спада фактический дефицит больше структурного, так как к структурному добавляется циклический (при спаде Y < Y*).
В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита (при буме Y > Y*).

Расходы правительства

Y

Налоговые поступления

Y*

Y

Структурный

Фактический

Циклический

BD

Виды дефицита государственного бюджетаФактический дефицит равен разнице между фактическими расходами бюджета и доходами бюджета, фактически получен-ными при

Слайд 28Фискальная политика: альтернативные подходы Классическая школа
AS
P
P2
P1
Y*
Y
Фискальная политика совершенно неэффективна из-за полного

эффекта вытеснения: повышение уровня цен ведет к такому росту ставки

процента (из-за падения реальных денежных балансов), который вызывает полное замещение частных инвестиций государственными закупками (т.е. меняется структура выпуска), поэтому уровень выпуска не меняется.

G  P  (M/P)  i  I (I = G)  Y* (уровень выпуска не меняется, но меняется структура выпуска)

AD(G2 )

AD(G1 )

A

B

¯

¯

Фискальная политика: альтернативные подходы Классическая школаASPP2P1Y*YФискальная политика совершенно неэффективна из-за полного эффекта вытеснения: повышение уровня цен ведет

Слайд 29Согласно закону Сэя, глубокие и продолжительные кризисы в экономике невозможны:

совокупный спрос определяется сово-купным предложением и поэтому они всегда равны

(AD = AS).
Если все же неожиданно появляется временная диспропорция, то экономика способна сама ее преодолеть (без государственная вмешательства), и рыночные силы вернут экономику на потенциальный уровень выпуска. Предположим, что снижение совокупного спроса перемещает экономику в точку B, т.е. выпуск падает до Y2. Так как выпуск низкий, то безработица (u) высокая, и

Классическая школа: преодоление спада

AD1

P

P1

P2

Y*

Y

A

B

C

Y2

AD2

AS

рабочие соглашаются работать при более низкой номинальной заработной плате (W). Это означает сокращение издержек у фирм, и они увеличивают выпуск (совокупное предложение) → экономика перемещается в точку С (вдоль кривой AD2) на потенци-альный уровень выпуска Y* (уровень полной занятости). Цены падают и поэтому реальная заработная плата не меняется.

Согласно закону Сэя, глубокие и продолжительные кризисы в экономике невозможны: совокупный спрос определяется сово-купным предложением и поэтому

Слайд 30Фискальная политика: неоклассический подход Эквивалентность Рикардо
Снижение налогов в настоящем, финансируемое займом

у населе-ния (т.е. увеличением государственного долга), может не оказать никакого

влияния на экономику. Предвидя, что в будущем для финансирования возросшей суммы долга, правительство повысит налоги на такую же величину (эквивалентно), насколько оно снизило их в настоящем, домохозяйства не будут увеличивать потребительские расходы (и совокупный спрос не увеличится до AD2, и поэтому выпуск Y1 не изменится), а будут сберегать прирост располагаемого дохода, вызванный снижением налогов, поэтому реальная ставка процента по долгу r также не изменится. Эту идею Рикардо возродил Роберт Барро.

AD2

P

P1

Y

A

Y1

AD1

SRAS

FD1

r

F

FS1

FD2

FS2

r1

r2

Давид Рикардо

Роберт Барро

A

B

C

Фискальная политика: неоклассический подход Эквивалентность Рикардо	Снижение налогов в настоящем, финансируемое займом у населе-ния (т.е. увеличением государственного долга),

Слайд 31Фискальная политика и совокупное предложение
Воздействие фискальной политики

на совокупное предложение проанализировал в начале 1980- х годов американский

экономист Артур Лаффер, который показал влияние изменения налоговых ставок на уровень экономической активности.
Фискальная политика и  совокупное предложение  Воздействие фискальной политики на совокупное предложение проанализировал в начале 1980-

Слайд 32Кривая Лаффера
Лаффер предположил, что снижение налоговых ставок (t) может стимулировать

предложение выпуска (совокупное предложение AS) и может помочь решить две

главных проблемы, стоящие перед правительством США в тот период:


Кривая Лаффера

AD-AS

Tx

Txmax

Tx1

t

B

A

t1

topt

LRAS

SRAS1

SRAS2

AD

A

B

Y1

Y*

Y

P2

P1

P

Y T (= t ×Y) BD

t AS Y и P

дефицит бюджета
(доходы бюджета меньше расходов бюджета)

стагфляцию
(одновременное падение выпуска и рост цен);

Кривая Лаффера	Лаффер предположил, что снижение налоговых ставок (t) может стимулировать предложение выпуска (совокупное предложение AS) и может

Слайд 33Ставка налога и дефицит бюджета
Существует оптимальная ставка, при которой деловая

активность максимальна и поэтому максимальны налоговые поступления в бюджет. Вопрос:

где находится экономика – на хорошей (good side) или плохой стороне (bad side) кривой Лаффера?
Оценка гипотезы Лаффера: «шаманская теория»: налоги действуют и на совокупный спрос (совокупные расходы) и на совокупное предложение и неизвестно, на что в большей степени. Воздействие снижения налогов на совокупный спрос – проинфляционное, воздействие налогов на совокупное предложение – антиинфляционное.
При этом Лаффер считается основоположником нового направления в макроэкономике – теории «экономики предложения» («supply-side economics»).
Кривая Лаффера используется в экономической теории при исследовании инфляционного налога и сеньоража.
Ставка налога и дефицит бюджетаСуществует оптимальная ставка, при которой деловая активность максимальна и поэтому максимальны налоговые поступления

Слайд 34Фискальная политика и совокупное предложение
Инструменты фискальной политики, которые могут воздействовать

на совокупное предложение
налоги

на прибыль

субсидии фирмам

инвестиционный налоговый кредит

снижение ставки налога

увеличение сумм выплат

увеличение чистых инвестиций

увеличение запаса физического капитала

введение в экономику

увеличение производственных возможностей экономики = увеличение потенциального уровня выпуска

индивидуальные налоги

снижение ставки налога

увеличение располагаемого дохода

увеличение предложения труда

Вывод: фискальная политика может воздействовать на совокупный выпуск не только в краткосрочном периоде (Y), но также в долгосрочном периоде (Y*).

Фискальная политика и совокупное предложениеИнструменты фискальной политики, которые могут воздействовать на совокупное предложениеналоги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика