Слайд 1Наcкальная живопись
Первые
художники
Земли
Слайд 2Самый длинный период истории человечества и его культуры –
КАМЕННЫЙ
ВЕК
(40 – 2 тыс. лет до н.э.)
В нем различают три
этапа:
палеолит (40 – 12 тыс. лет до н.э.);
мезолит (12 – 8 тыс. лет до н. э.);
неолит (7 – 2 тыс. лет до н. э.).
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Слайд 3Тотемизм - вера в то, что
существует мистическая связь между
человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы.
Слайд 5От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда,
на заре челове-чества, наш далекий предок впервые начал изображать на
стенах каменных пещер живот-ных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие растительным орнамен-том, различными символами и узорами, а также возводить про-стейстейшие архитектурные со-оружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.
Слайд 6Искусно выполненная наскаль-ная живопись, скульптура, кера-мика и другие предметы обихода
действительно отражают стрем-ление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны
природы и бытия, его по-требность в красоте и совершен-ной гармонии.
Слайд 7Первые рисунки были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками
или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые
и волнистые параллельные линии, так назы-ваемые макароны.
К древнейшим изображениям можно отнести и оттиски человече-ской руки с широко расставленными пальцами, обведенные конту-ром.
Отпечаток человече-ской руки на юго-запа-де штата Миннесота. По оценкам археоло-гов, этим следам при-мерно 5 тысяч лет.
Слайд 8 Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспек-тивы.
Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные
козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью.
В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пла-стичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов.
Слайд 9Для выполнения глубоких мону-ментальных изображений на ска-лах художник пользовался крупны-ми
каменными резцами. Позднее типичной стала более тонкая про-работка контуров. Иногда
встреча-ется комбинированная техника ро-списи и гравюры, то есть некото-рые выгравированные детали
(например, грива, шерсть на брюхе животного) заштрихо-ваны красками. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красно-го, коричневого и белого цвета, древесный уголь да-вал черный цвет.
Слайд 10Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуо-лы
в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Ис-пания). Двадцать
пять цветных изображений би-зонов в натуральную величину украшали стены пе-щеры. Некоторые животные лежали на земле, дру-гие спокойно щипали траву, третьи, падая от стре-лы охотника, корчились в муках.
Марселино
Саутуолы
Пещера
близ деревни
Альтамира
(Испания)
Слайд 11Черные, коричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими
и влажными, будто их толь-ко что нанесли на камень. Восхити-тельно
было и мастерство рисунка, выполненного каменным резцом. Поражала точность силуэтов, пере-дающих упругость и объем сильных и могучих тел. Да, это была настоя-щая живопись первых художников Земли!
Слайд 12Пещера Альтамира получила всемирную известность. Хотя уче-ные долго не верили
в открытие Саутуолы и обвиняли его в мошен-ничестве, интерес к
пещере возрастал с каждым днем. В след за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
Слайд 13Голова быка
Роспись пещеры
Ласко (Франция)
Верхний палеолит
Слайд 14 Лошадь. Палеолит.
Пещера Ласко. Франция.
Слайд 15
Зубры. Палеолит.
Пещера Ласко. Франция.
Слайд 16
Олени. Палеолит.
Пещера Ласко. Франция.
Слайд 18 Раненный бизон нападает на человека,
примерно 15000-10000 лет до
н.э.,
Длина бизона около 110 см. Ласкаукс, Франция
Бизон нападающий на человека
Слайд 19Наскальные рисунки, сделанные людьми племени Сан в Драконо-вых горах, расположенных
на востоке Южной Африки. Люди племени Сан жили в районе
Дракенсберг тысячи лет, пока не были уничтожены в ходе столкновений с зулусами и белыми поселенцами. Они оставили после себя невероятные наскальные рисунки в Драконовых горах, которые были внесены ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 2000 году.
Слайд 21Женщины с детьми.
Фрагмент наскальной росписи. Тассили.
Слайд 22 Древние космонавты.
Этим наскальные рисунки – примерно 12000 лет.
Найдены в Вал Камоника, Италия.
Изображают двух существа будто в
защитных
костюмах, держащих странное оружие.
Слайд 23
Пришельцы.
Австралия.
Множество фигур,
похожих на пришельцев
Слайд 24Каньон Сего.
Штат Юта, США.
Приблизительно 5500 лет до н.э.
Слайд 25
Пришельцы
Изображение датировано примерно 6000 годом до н.э.
Расположена
в Тассили, Пустыне Сахара, Северная Африка.
Слайд 26Наскальные рисунки вблизи Онежского озера. Непонятные изображения, которые некоторые философы
трактуют как летательные аппараты.
Слайд 27 Танзания,
Мужчины окружают женщину.
Изображение датировано примерно 27 000
годом до н.э.
Изображает четырёх мужчин, окружающих женщин.
Обратите внимание на
человека, смотрящего
на это из какой-то коробки
Слайд 28В 1959 году в Каповой пещере
(Башкортостан)
нашли уникальные
наскальные рисунки,
возраст которых
почти 20 тысяч лет.
Слайд 29
Наскальные изображения.
Капова пещера
Слайд 31Байкал.
Фрагмент древних наскальных
рисунков утеса Саган-Заба.
Слайд 32Козлы на пастбище
Наскальные рисунки в урочище Тамгалы.
Слайд 33Человек верхом на..
Это не рога, а упряжь?
Наскальные рисунки в
урочище Тамгалы
Слайд 35«Сражающиеся лучники»
Неолит. Кастильон, Испания.
Одна из интереснейших композиций того времени –
«Сражающиеся лучни-ки». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека
на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как непо-вторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовить-ся к следующему выстрелу. Другой при-целивается в мчащегося навстречу оле-ня. Третий, изогнувшись, уже успел не-сколько раз поразить животное, а чет-вертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны и изображения животных: их грациозные тела, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с гордели-во вскинутыми вверх рогами.
Сражающиеся лучники. Неолит. Кастильон, Испания
Слайд 36Первобытная скульптура
«Венера Виллендорфская».
Палеолит.
Музей истории искусств, Вена.
Слайд 37Палеолитическая "венера"
с Зарайской стоянки
Слайд 38Первые рисунки
В. Берестов
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его
наследьем дорожим,
Он не умел слепить горшка из глины,
Боялся духов,
выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу Рисунком легким, в пещере на стене.