Слайд 1Логика научного исследования
Слайд 2Логика научного исследования
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и
обобщения фактов (от лат. faction — сделанное, свершившееся).
Различают факты
действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, происходившие или происходящие на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты есть отраженные сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений. Научные факты становятся таковыми тогда, когда они являются элементами логической структуры конкретной системы научного знания.
Слайд 3Логика научного исследования
Эмпирический этап научного исследования:
Первая стадия — процесс добывания,
получения фактов.
Первоисточником всех фактов является реальная действительность.
Вторичные и третичные источники
фактов: свидетельствами очевидцев, документы, мемуары, научные труды других исследователей, в которых нашли отражение важные факты действительности.
Слайд 4Логика научного исследования
Вторая стадия эмпирического исследования: первичная обработка и оценка
фактов в их взаимосвязи:
осмысление и строгое описание добытых фактов в
терминах научного языка;
классификацию фактов по различным основаниям;
выявление основных зависимостей между ними.
Слайд 5Логика научного исследования
Теоретический этап и уровень исследования
более глубокий анализ
фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и
формулированием законов,
объяснение явлений реальной действительности,
прогноз возможных будущих событий или явлений,
выработка принципов действия, рекомендации по практическому управлению различными процессами и явлениями.
Слайд 6Научная проблема
Источник проблем – противоречия.
Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного
знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке
новых научных проблем.
Научная проблема отличается от простого вопроса тем, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации.
Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам.
Слайд 7Научная проблема
Научная проблема — это форма научного знания, содержание которой
составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно
познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения.
В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа.
Слайд 8Научная проблема
Научная проблема - это суждение (или система суждений), содержащее
в себе теоретически осознанный вопрос, при этом не существует известного
алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну.
Проблема — это определенное состояние научного знания; проблема должна быть осознана и поставлена именно теоретически.
Слайд 9Научная проблема
Поставить проблему — значит:
отчленить известное и неизвестное, факты объясненные
и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
сформулировать вопрос,
выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики;
наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом.
Слайд 10Факторы выявления проблем
Объективные факторы:
степень зрелости и развитости объекта научного исследования;
уровень
и состояние знаний, теорий в той или иной области науки.
Субъективные
факторы:
интерес ученого к исследуемой проблеме, оригинальность его замысла, научная добросовестность.
Слайд 11Гипотеза
Теоретическая стадия исследования проблемы начинается с выдвижения и обоснования гипотезы.
Гипотеза
— это такая форма развития знания, которая выражает научно обоснованное
предположение, объясняющее причину какого-либо явления.
Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
Слайд 12Гипотеза
Под гипотезой (греч. hypothesis - «основание; догадка») понимают научное утверждение
(систему утверждений), которое:
по своей логической характеристике имеет статус предположения,
по
своему содержанию представляет собой (в случае подтверждения) некоторое новое знание, например оно говорит о существовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономерности, и т.п.;
по своей цели должно существенно продвинуть научное познание — прояснить общую ситуацию,
внести порядок в структуру данных, предложить методологические процедуры и т.п.
Слайд 13Гипотеза
Структура гипотезы
базис (основание) или посылки (данные) гипотезы, т. е. накопленные
факты действительности и существующие теоретические знания, основываясь на которых исследователь
(ученый) и выдвигает гипотезу;
предположение, содержащее в себе новые, искомые знания об объекте исследования;
логическая взаимосвязь между базисом и предположением и логические следствия, вытекающие из предположения, с помощью которых осуществляются обоснование и проверка этого предположения.
Слайд 14виды гипотез
рабочие и научные (по степени обоснованности предложения);
частные и общие
(по общности содержащихся в гипотезах знаний)
возникающие на эмпирическом базисе —
фактах и на теоретическом базисе;
описательные и объяснительные (в зависимости от глубины отражения познаваемых объектов)
подвиды: причинно-следственные, генетические, структурно-функциональные, пространственно-временные и др.
Слайд 15
Классификация гипотез
По виду познавательного действия:
интерпретационная — отвечает на вопрос "что
это?"; дает исходную интерпретацию изучаемому объекту;
описательная — отвечает на вопрос
«каков этот объект?»; дает ту или иную характеристику изучаемому объекту;
систематизирующая — ее можно считать специальным случаем описательной; вносит определенную упорядоченность в структуру изучаемых данных;
объяснительная — отвечает на вопрос «почему это так?»; представляет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам;
экстраполяционная — отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?»; осуществляет перенос информации из одной предметной области в другую,;
методологическая - отвечает на вопрос «как это лучше изучать?»; в отличие от других гипотез, она направлена не на сам изучаемый объект, а на познавательные действия; она рефлексирует по поводу исследовательских процедур.
Слайд 16Теория
Теория есть наиболее развитая форма научного знания, целостная развивающаяся система
истинных, проверенных практикой знаний, отражающая закономерные, существенные свойства, связи, отношения
предметов и явлений реального мира.
Теория есть обоснованная, концептуально организованная система научных представлений.
Слайд 17Структура теории
Основание научной теории - это ее общий предпосылочный контекст.
Ядро научной теории - это совокупность ее основных утверждений.
Приложения
основных утверждений - совокупность суждений и операций, относящихся к конкретизирующему контексту.
Слайд 18Структура теории
Теория - это целостная развивающаяся система истинного знания
(включающая и элементы заблуждения)
Основные элементы структуры теории:
1) Исходные основания -
фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).
3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.
5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Ключевым элементом теории является закон.
Слайд 19Функции теории
Кохановский В.П. выделяет следующие функции:
1. Синтетическая функция теории. Выражается
в том, что теория объединяет, синтезирует достоверные знания в единую,
целостную систему.
2.Объяснительная функция. На основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области.
3. Мировоззренческая и методологическая функции. Выражаются в том, что теория является важным средством достижения нового знания во всех его формах в различных областях познания реального мира.
4. Предсказательная функция, или функция предвидения. На основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и предметами реальной действительности.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть “руководством к действию” по изменению, преобразованию действительности.
«… нет ничего практичнее, чем хорошая теория».
Слайд 20Основные особенности теории
Теория не отдельно взятые достоверные научные положения, а
их совокупность, целостная развивающаяся система.
Не всякая совокупность положений является теорией.
Теоретическое знание вскрывает причины и закономерности явлений.
Для теории обязательно обоснование, доказательство, входящих в нее положений: если нет обоснований – нет и теории.
Теория должна стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений.
Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающим фундаментальную закономерность данного предмета.
Слайд 21Основные особенности теории
Структура научных теорий содержательно определена системной организацией
идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). (Язык теории лишь описывает реальность).
Теория
– это не только готовое, устоявшееся знание, но и процесс его получения, поэтому она должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
Слайд 22
Научно-исследовательская программа
Научно-исследовательская программа - это последовательность сменяющих друг друга теорий,
объединенных некоторой совокупностью идей, которые являются для них базисными. Отражает
динамику научно-исследовательских процессов.
1.«Жесткое ядро» - множество исходных положений философского и частнонаучного характера. Ядро называется жестким, т.к. оно сохраняется без изменения во всей последовательности теорий.
2.Эвристики (положительная и отрицательная) — связанные с утверждениями «ядра» методологические принципы, предписывающие ученому, что следует и чего не следует делать.
3. «Защитный пояс» — совокупность различных вспомогательных гипотез, выстраиваемых исследователями вокруг ядра и нацеленных на устранение разногласий с данными эмпирических проверок.
Имре Лакатос
Слайд 23Научное познание
Проблема
Гипотеза
Закон
Теория
Слайд 24Проверка
научных положений
Верификация – процесс установления истинности научных положений путем
их эмпирической проверки.
Фальсификация – процедура, устанавливающая ложность гипотезы, теории или
другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Процесс описывается логической схемой:
если А, то В; неверно А, то и В неверно.
Слайд 25Структура научного познания
Субъект науки – отдельный исследователь, научное сообщество научный
коллектив и т.п. (ключевой элемент);
Объект науки (предмет, предметная область) –
то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина;
Предмет – ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе познания и деятельности.
У разных наук об одном и том же объекте (человек) разные предметы познания.
Слайд 26Структура
научного познания
Система методов и приемов, обусловленных предметом науки;
Специфический язык
(естественный и искусственный).
Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных
концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на конкретно-историческом этапе ее развития.
Их основная функция – организация и регуляция процесса научного познания.
Слайд 27Наука
Наука – явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных
этапов.
Слайд 28Предмет, теория, метод
Теория и метод одновременно тождественны и различны.
Метод –
та же теория, приведенная в действие и направленная на развитие
теории и преобразование практики
Слайд 29Предмет, теория, метод
Метод обусловлен предметом
Истинным должен быть не только результат
познания, но и ведущий к нему путь
Метод – движение самого
содержания, поэтому не может разрабатываться вне связи с содержанием