Слайд 2
В отличие от Дюрера Кранах далёк от теоретических изысканий. Композиция,
пропорции и перспектива в его произведениях строятся не на основе
теории, а на личном видении.
В первой половине ХVI века творил Лукас Кранах Старший – последний представитель «великого поколения».
Этого великого немецкого графика и живописца называют настоящим мастером библейских и жанровых композиций, графических и живописных портретов.
В своем творчестве он сумел гармонично синтезировать художественные принципы Возрождения и готические традиции. Кранах прославился очень утонченным стилем, в котором очень гармонично соединяются пейзаж и фигуры.
Кранах был придворным живописцем Фридриха Мудрого в Виттенберге - саксонского курфюрста, возглавлял крупную мастерскую, а также оставался другом Лютера и сторонником идей Рейформации.
Слайд 3Гуманистическая идея гармонии человека и природы воплощена Кранахом в портрете
гуманиста, ректора Венского университета Йоханеса Куспиниана.
Жизнь при дворе Фридриха Мудрого,
претендовавшего на роль просвещённого монарха и мецената, способствует формированию своеобразного стиля зрелого Кранаха, который принято называть «кранахским»
Слайд 4Античная мифология вдохновила Кранаха на создание в 1509 г. одного
из лучших произведений данного периода – «Венера с Амуром». Первым
в немецком искусстве этот художник обратился к изображению обнажённого тела как идеала красоты.
Венера с Купидоном,
укравшим соты
«Венера с Амуром»
«Венера и Амур»
Слайд 5«Венера и Амур»
Чувственность изображенной в полный рост нагой богини лишь
акцентируют и узкая, легкая и совершенно прозрачная драпировка, и Амур,
с видом собирающегося нашкодить мальчишки выходящий из-за Венеры и собирающийся выпустить свою коварную стрелу.
Даже назидательные стихотворные строчки «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную.
Слайд 7В истории мирового искусства выделяются характерные образы Кранаха, его специфический
живописный почерк. Его женские лица с узкими глазами и острыми
подбородками нельзя спутать с другими. Фигуры его Венер сухощавы и изысканны
Суд Париса
Слайд 8Идеал художника - лица с раскосыми глазами и выступающими скулами,
а также удлиненные и худенькие фигуры. Зарубежные журналисты часто иронизируют
по этому поводу: они говорят, что Кранах одним из первых описал современных топ-моделей. И это очень понятно, очень созвучно современности — не только с художественной точки зрения, но и с эстетической, если говорить о восприятии образа прекрасной молодой женщины.
Кранах придумал свой узнаваемый идеал красоты, объединив
S-образный изгиб готических фигур с эротизмом маньеризма.
Слайд 10Уже в 1508-1510 Кранах разработал художественную схему для воплощения сюжета
об искушении, дававшего ему, как и другим художникам Возрождения, возможность
легально, не опасаясь осуждения со стороны Церкви, изобразить обнаженными мужскую и женскую фигуры.
Слайд 11Женский портрет. 1526.
Этот типаж красоты почти полностью повторен в
другой его картине «Юдифь с головой Олоферна» .
Сходство не
только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет.
Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини.
Слайд 12Юдифь с головой Олоферна
Кроме того, он, что было характерно для
разных ренессансных художников, Кранах осовременивал своих персонажей.
И его Юдифь, древнебиблейская
героиня, модным платьем напоминает современницу художника.
Слайд 13«Лукреция»
Лукреция, по преданию, римская женщина, славившаяся своей красотой и добродетелью.
Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула.
Однажды сын царя
пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал её. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах.
Это событие послужило началом бунта и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики.
Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема. Изображения Лукреции и сюжеты, связанные с ней, — излюбленная тема ренессансной живописи.
Слайд 14Портрет Генриха
Саксонского. 1514
Портрет Катарины
Мекленбургской.
В первую очередь бросается в
глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Сочетание золота, розового и
зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками. У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка.
Слайд 15Три обнаженных младенца играют с шаром: один держит обруч, а
двое других намереваются через этот обруч прокатить шар явно большего
диаметра. Этакая метафора тщетности усилий и увлеченности людей теми занятиями, которые, по сути, — тлен.
За детьми наблюдает крылатая женщина. Она погружена в свои мысли и, не глядя, строгает прут, возможно, собираясь сделать ещё один обруч. Именно эта рыжеволосая леди олицетворяет меланхолию на полотне Кранаха.
«Меланхолия»
Слайд 16Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в
последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения,
нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже Караваждо.
«Алтарный триптих семьи Фейлитш»
Слайд 17Мадонна с младенцем
под яблоней
Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе
прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится
в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами.
Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Цветовая гамма картины разнообразна и насыщена благородным красным, желтым, золотистым, зеленым и их оттенками.
Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять.
Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.
Слайд 18Одним из самых ярких образцов стиля художника в религиозном жанре
является его полотно «Отдых на пути в Египет», где персонажи
изображены сидящими на поляне на фоне елового леса.
Важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах, то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла.
А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи).
Слайд 19«Святого Иероним
в пустыне»
В такой пейзаж он помещает и «Святого
Иеронима в пустыне», и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со
Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
Слайд 20Мистическое обручение
Св. Екатерины
Мадонна держит на коленях младенца, надевающего кольцо на
палец великомученице Екатерине, что означает ее духовный брак с Христом.
Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Корзина роз у Доротеи — не просто милая деталь, а тоже атрибут мученичества: когда ее вели на казнь, к героине обратился писарь, попросивший, когда она будет в саду своего небесного жениха, прислать оттуда розы. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
Слайд 21Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня,
которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки.
Варвара
умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения), и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил.
Все это Кранах пишет, увлекаясь деталями, как современные ему события, этакую сцену разговора знатных дам, разве что сверху на них с любопытством смотрят, опираясь на какой-то склон, целых семь пухлых ангелов (во втором варианте картины).