Слайд 1Л.В. Белгородская, Н.Р. Новосельцев От визуального поворота в науке –
к визуальному повороту в школьных курсах, или «Любите ли вы
книги с картинками»
Слайд 2Задачи
Познакомить читателей с возможностями обучения школьников технологии «чтения» художественно-изобразительных источников
(произведений исторической живописи);
Научить школьника интерпретировать исторический образ, лежащий в основе
визуального документа;
Развивать аналитические способности ученика: умение мыслить самостоятельно, находить новые смыслы, работать командой, формулировать собственную точку зрения.
Слайд 3История возникновения
Конец 1980-х гг. – начало «визуального поворота», связанного с
развитием культурной истории.
Широкое исследование разнообразных типов изображений: от примитивных графических
и живописных до необычайных оптических образов.
Визуальное не менее информативно, чем вербальный источник!
Формирование новых исследовательских и образовательных практик.
Слайд 4Пути решения
Ориентация российских учебников на формирование вдумчивого анализа изображений у
школьников (расширенный комментарий к изображениям, а также задания к ним);
Публикации
по типологии визуальных источников (образов) в учебной литературе;
Формирование технологии обучения школьников работе с визуальными текстами.
Слайд 5Типология визуальных источников (С.О. Шмидт)
Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, кино и
фотографии);
Изобразительно-графические ( карты, планы ,схемы);
Изобразительно-натуральные (документальная фотография, кинокадры).
Слайд 6Технология обучения школьников работе с визуальными текстами
Понимание художественного исторического
визуального текста.
Слайд 7Алгоритм технологии
Сведения о художнике: биография, к какой художественной школе принадлежал,
произведения.
Избегать излишней информации, формы «родился, крестился, женился…»;
Время написания картины, авторское видение прошлого: понимание исторической ситуации в момент работы;
Слайд 8Алгоритм технологии
Общественный резонанс, произведенный при появлении работы. История бытования картины,
обстоятельства ее презентации, место хранения работы в настоящее время (картина
А.А. Пластова «Фашист пролетел» - принятие Черчиллем и Рузвельтом решения об открытии Второго фронта в Европе);
Сюжет произведения искусства. Какое событие или эпоху отражает полотно и как? Решение задачи по идентификации события, героев истории;
Находки мастера в отражении исторического материала
Школьник обращает внимание на мельчайшие детали картины.
Слайд 9Алгоритм технологии
Ошибки художника и причины искажения исторической правды;
Формирование у
школьников навыков историографического анализа визуального источника.
Современная историческая наука о личностях и процессах, отраженных на полотне (дискуссионные вопросы, аргументация представителей разных исторических школ);
Ваше мнение об исторической ценности картины;
Место данного произведения искусства в культурной жизни россиян (и других народов).
Слайд 10Результат
Овладение навыками «чтения» визуальных источников поднимает учеников от мыслительных операций
первого уровня ( описать, перечислить, запомнить, назвать, представить, рассказать, фиксировать,
вспомнить, сформулировать, сообщить, выделить, показать, назвать) к процедурам более высокого класса: проанализировать, объяснить, проверить, сравнить, выявить, создать, разработать, аргументировать, критиковать, противопоставлять.
Задача «дать правильный ответ» не довлеет над школьниками, приходит осмысление о том, что познание есть не единичный акт.