Слайд 2Гендер и агрессия
Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности
как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится
все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась, прежде всего, маскулинным качеством.
Поэтому новые возможности для исследования поведения молодежи открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского».
Слайд 3Гендер и агрессия
Психологические исследования молодежных проблем в современных условиях
реформирования социальной жизни общества постепенно преобразуются из собственно академических вопросов
научного познания в неотъемлемую составляющую практического освоения социальной действительности. Важными в этих обстоятельствах представляются гендерные аспекты социализации молодого поколения, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованны, а с другой стороны приобретают все большую значимость в формировании сознания и поведения современной молодежи. Особенно это характерно для молодежи города, где на фоне утраты эффективности традиционных институтов социализации интенсивно возникают неформальные молодежные объединения, все более играющие роль таких социализирующих факторов. Общим для большинства молодежи является то обстоятельство, что на первый план в их идеологии выходят ценности маскулинности. Исходя из них, мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п.
Слайд 4Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в
отечественной литературе. Термин «гендер» употребляется для обозначения пола «как социального
понятия и явления в отличие от биологического понимания пола (sех) как определенной совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными словами, быть женщиной или мужчиной — вовсе не значит просто быть человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола
Гендер и агрессия
Слайд 5Гендер и агрессия
К многочисленным трудностям юношеского периода, обусловленным кризисностью фазы
перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к
исполняемым гендерным ролям. Например, от девочек дома требуют послушания, скромности и заботливости, в проблемах гендерной психологии в школе - достижений в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя.
Такое «уравнение» гендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и женственности заставляет молодого человека почувствовать себя бесполым и одиноким существом во враждебном и угрожающем ему мире. В этой ситуации агрессивность является прежде всего защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью гендерной идентификации в современном мире.
Слайд 6Гендер и агрессия
Половая дифференциация и формирование половой идентичности
Вопреки житейским
представлениям, что половая принадлежность индивида «дана» ему чисто биологически, половая
идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, — результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социлизацию и развитие самосознания
Проанализиров исследования о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, домиантности и т. д. можно установить, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны
Слайд 7Гендер и агрессия
Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины
Постоянные и
настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по- мужски»,
«ты же мальчик», сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни. Можно предположить, что подобная ситуация приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности, которую предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками. Лучше быть пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается возможность приписать себе целый набор маскулинных качеств, считая, что они могли бы проявиться в иной, более подходящей ситуации.
Слайд 8Гендер и агрессия
Анализ и интерпретация результатов
Сравнительный анализ проявлений феминности
– маскулинности показывает, что уровень маскулинности у юношей, составил 25,7
баллов, а уровень маскулинности у девушек – 20,3 балла.
Слайд 9Гендер и агрессия
Выводы:
1.Установлены различия по уровню маскулинности. У юношей
он на 5.4% выше, чем у девушек. Группы различаются по
следующим качествам: мужественность, лидерство, агрессивность, решительность, независимость.
2.Установлены различия по уровню агрессивности. У юношей, на 2.58% выше, чем у девушек. Характеристики маскулинности юношей, обусловлены на агрессивное поведение.
3.Установлены различия по уровню эмпатических способностей. У юношей на 12,09 % ниже, чем у девушек.