Слайд 2 Феномен искусства 20 в., определяемый термином «русский авангард»,
не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот
термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные – 1907–1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие.
Слайд 3 Авангард(-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde — передовой
отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников
20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью.
Слайд 4 Общим для русского авангарда был радикальный отказ от
культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание
деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.
Слайд 5К основным направлениям авангарда относятся:
фовизм
кубизм
абстрактное искусство
супрематизм
футуризм
дадаизм
экспрессионизм
конструктивизм
метафизическая
живопись,
сюрреализм
наивное искусство
Слайд 6 Основоположником абстракционизма в изобразительном искусстве по праву считают
Василия Васильевича Кандинского (1866 – 1944)
Слайд 7
Абстракционизм развивался по двум основным направлениям:
1. Гармонизации аморфных цветовых
сочетаний;
2. создания геометрических абстракций.
Слайд 8В. В. Кандинский
«Озеро», 1910г.
Слайд 16Гравюра. Обложка альманаха "Синий всадник".
Слайд 17Супрематизм
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений
абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем.
Слайд 18 Яркий и стремительный представитель русского авангарда Казимир Северинович Малевич
Слайд 26Конструктивизм.
Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.)в среде материалистически ориентированных
художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических
настроений революционной общественности.
Родоначальником считается художник В.Татлин, основными представителями в России А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги.
Слайд 27 В конструктивизме существовало два основных направления:
отвлеченный конструктивизм,
близкий к геометрическому абстракционизму, не
преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными задачами;
«производственно-проектный», направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека.
Слайд 28Владимир Татлин
Родился 28 декабря 1885 года в Киеве.
Полноценного художественного
образования не получил. Он обучался урывками, сначала в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества, затем в Пензенском художественном училище.
Еще до 1914 года художник принимал участие в выставках различных объединений («Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Мир искусства»).
В 1914 году в Париже познакомился с Пикассо. эта встреча сыграла важную роль в становлении художника
Слайд 291. Автопортрет
2. Конструкция из дерева и металла
1
2
Слайд 30Футуризм
Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных
искусствах Италии и России в период 1909 -15гг. Главные теоретики:
Ф. Маринетти в Италии, В.Хлебников, А.Крученых в России.
В России футуристические тенденции в живописи наиболее полно реализовали М.Ларионов и Н.Гончарова (в лучизме) и К.Малевич
Слайд 31Михаил Ларионов
Родился 3 июня 1881 года в
Тирасполе Херсонской губернии. Первоначально обучался в реальном училище Воскресенского в
Москве, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И. Левитан, К. Коровин, В. Серов. В период обучения в училище Ларионов познакомился со своей будущей супругой Натальей Гончаровой. Эти художники связали не только свою жизнь, но и свои творческие искания. В 1907 году Ларионов постепенно переходит к примитивизму и народному искусству. Михаил Ларионов участвовал в открытии выставок объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Автопортрет
Слайд 32Наталья Гончарова
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) принадлежала к старинному дворянскому роду
Гончаровых, приходилась двоюродной правнучкой жене А.С.Пушкина. Гончарова Наталия вошла в
русское искусство как "амазонка авангарда", новатор живописи, блестящий декоратор, живописец, график, театральный художник.
Наталья Сергеевна Гончарова родилась 4 июня 1881 года в Ладышино, близ Тулы. В 1899-1902 годах она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на скульптурном отделении у П. Трубецкого, а затем в классе живописи у К. Коровина. Вместе с Ларионовым Гончарова активно участвовала в организации выставок русских футуристов -"Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень" и др.
Слайд 34Павел Николаевич Филонов
(1883 - 1941)
«Я двадцать пять лет просидел
спиной к окну и писал картины».
Павел Филонов,
художник-аналитик
Слайд 40 В истории мирового искусства русский авангард являет
собой последнюю ступень, которой достигла классическая изобразительная традиция. Культурно исторические
рамки русского авангарда отмечены от завершения стиля модерн до утверждения в нашей стране социалистического реализма. Однако, даже сейчас можно увидеть развитие этого искусства вплоть до современных форм художественного творчества.