Слайд 1МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» города Губкина
Белгородской области
ОТКРОЙ МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
(оказание психолого-педагогической и социальной помощи семьям,
воспитывающим детей раннего возраста с нарушениями жизнедеятельности, в группе кратковременного пребывания «Служба ранней помощи» )
Организация службы
Слайд 2Служба ранней помощи
◼ В первые годы жизни ребенка закладываются основы для его будущего
развития. Оказание
помощи детям, имеющим нарушения в развитии, в поведении, должно
осуществляться
как можно раньше. Для этого и создаются службы ранней помощи (СРП)
Слайд 3Цели ранней помощи
улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
повышения
качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими
за ребенком лицами, в семье;
повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
организация сопровождения семьи, повышение
компетентности законных представителей детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Слайд 4Термины и определения:
Естественные жизненные ситуации ребенка: Жизненные ситуации дома,
вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников.
Услуга
ранней помощи: Комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям.
Потребители услуг ранней помощи: Дети целевой группы и их семьи.
Слайд 5Целевая группа
а) дети от 0 до 3 лет, у которых
обнаружено критическое отставание в развитии в одной из следующих областей:
познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие;
б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии. В последнем случае могут быть выделены дети до трех лет, проживающие в условиях сегрегации в домах ребенка, усыновленные или взятые под опеку в семью из домов ребенка.
Слайд 6Особенности периода раннего возраста
Наиболее интенсивный темп развития
Высокая пластичность высшей нервной
деятельности
Большие потенциальные компенсаторные возможности развития
Скачкообразность и неравномерность процесса развития
Единство и
взаимосвязь психического,физического и речевого развития
Потребность в общении со взрослым
Ведущая роль взрослого в развитии ребенка
Особая чувствительность к определенного рода воздействиям
Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков
Слайд 7Принципы работы СРП
1) семейно-центрированность –профессиональная направленность сотрудников программы на взаимодействие
как с ребенком, так и с родителями и другими членами
семьи, людьми из его ближайшего окружения;
2) междисциплинарность – деятельность
программы осуществляется специалистами разных областей знаний о ребенке и семье, составляющими единую команду и действующими в соответствии с технологиями
межпрофессионального взаимодействия;
Слайд 83) партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его
семьи или людьми из его ближайшего окружения;
4) добровольность – решение
об обращении в
программу или Службу ранней помощи и желание включения ребенка и семьи в программу обслуживания исходит от родителей или замещающих их людей;
5) открытость – программа ранней помощи отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка,
обеспокоенных его состоянием или развитием;
Слайд 96) конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам
программы ранней помощи, не подлежит разглашению и
передаче без согласия семьи;
7)
уважение к личности – сотрудники программы ранней помощи уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям,
принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными потребностями развития; уважая личность родителя, сотрудники
программы принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, ожидания и решения.
Слайд 10Задачи СРП
1) информационная и социально-
психологическая поддержка родителей и семьи, а
именно: раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при
рождении ребенка с особыми
потребностями;
2) определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи, а именно: (познавательной, социально- эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания);
Слайд 11Задачи СРП
3) создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи (ИПРП);
междисциплинарное
обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной
программой;
4) перевод ребенка
и семьи в другие структуры: планирование, подготовка перехода и перевод ребенка и семьи из программы ранней помощи в другие структуры;
5) информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе программы ранней помощи, ее целях и задачах.
Слайд 12обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги
ранней помощи;
прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями)
об оказании услуг ранней помощи;
определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуальной программы ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
проведение оценочных процедур для составления ИПРП;
разработка ИПРП;
реализация ИПРП;
промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
пролонгация или завершение реализации ИПРП;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
Алгоритм оказания услуг ранней помощи
Слайд 13Перечень услуг ранней Помощи
определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней
помощи;
проведение оценочных процедур и разработка ИПРП;
содействие развитию функционирования ребенка и
семьи в естественных жизненных ситуациях;
содействие развитию общения и речи ребенка;
содействие развитию мобильности ребенка;
содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
содействие развитию познавательной активности ребенка;
психологическое консультирование;
поддержка социализации ребенка;
проведение промежуточной оценки реализации ИПРП;
проведение итоговой оценки реализации ИПРП;
пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления ИПРП;
консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
Слайд 141. Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи
регистрация обращения;
информирование
о порядке предоставления услуг ранней помощи;
информирование о правах потребителей услуг;
информирование
об организации-поставщике услуг ранней помощи;
прием документов на обслуживание;
заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
первичный прием
90 минут однократно,
Администратор, Команда специалистов.
Слайд 152. Проведение оценочных процедур и разработка ИПРП
проведение углубленной оценки;
оценка других
аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением;
оценка состояния,
потребностей и ресурсов семьи;
обсуждение с родителями результатов оценки;
разработка ИПРП
120 мин. 4-5 процедур.
Специалисты.
Слайд 16Требования к реализации ИПРП
Вовлечение семьи;
Обсуждение хода реализации ИПРП;
Строиться на основе
собственной активности ребенка в ЕЖС;
Привлечение специалистов;
Длительность совместной активности 45-90 мин.
Слайд 174. Содействие развитию общения и речи ребенка
услуга направлена на развитие
общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том
числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств связи и техник общения.
60 мин.
1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Логопед, педагог по коммуникации.
Слайд 185. Содействие развитию мобильности ребенка
услуга направлена на развитие мобильности
ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием
вспомогательных технических средств.
60 мин.
1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Инструктор ФК/АФК, социальный педагог.
6. Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков
услуга направлена на развитие так навыков как мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, а также бытовых навыков.
60 мин.
1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Социальный педагог, воспитатель.
Слайд 197. Содействие развитию познавательной активности ребенка
услуга направлена на поддержке
развития познавательной активности ребенка в естественных жизненных ситуациях.
60 мин.
1-2 раза
в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Психолог, дефектолог, воспитатель.
8. Психологическое консультирование
услуга направлена на поддержку социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях.
60 мин.
1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Психолог
Слайд 209. Содействие социализации ребенка
услуга направлена на поддержку социализации ребенка,
включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне
дома в процессе специально организованной социальной активности.
60-90 мин.
1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Психолог, дефектолог, воспитатель.
Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в ЕЖС
комплексное развития функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях, основываясь на потребностях ребенка.
60 мин.
1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.
Специалисты.
Слайд 21Проведение промежуточной и итоговой оценки ИПРП:
использование тех же методов и
методик, что и оценка при составлении ИПРП;
оценка удовлетворенности родителей (законных
представителей);
1 раз в 3 месяца.
Завершение реализации ИПРП :
отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;
ребенок/семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты;
ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу;
ребенок достиг возраста 3-х лет в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП;
ребенок достиг возраста 7 лет - в случае пролонгации ИПРП после 3-х лет;
при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.
Слайд 22Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления ИПРП
консультирование родителей (законных
представителей) и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого
неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре "родитель-ребенок" и в семье.
В пределах 10 сессий с согласованной частотой не более 3 месяцев, продолжительность 1 сессии 60 минут
Слайд 23Дополнительная Информация
Если вы хотите получить больше информации о раннем вмешательстве,
пожалуйста, зайдите на сайт центра
«Коррекция и развитие»: развитие30.рф
Если вы хотите
получить больше информации о раннем вмешательстве, пожалуйста, зайдите на сайт
Санкт-Петербургского Института Раннего вмешательства www.eii.ru
Если вы хотите получить больше информации о расстройстве аутистического спектра, программах помощи людям с РАС, пожалуйста, зайдите на сайт ФРЦ https://autism-frc.ru/
Фонда Выход http://outfund.ru/tag/voronezh/