Слайд 2Психологическая манипуляция
— тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой
стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой,
обманной и насильственной тактики.
Не осознаваемая манипуляция.
Слайд 3Характеризуется:
отношение к партнёру как к «вещи особого рода» (тенденция к
игнорированию его интересов и намерений присутствует, но не носит всеобъемлющий
характер);
стремление иметь одностороннее преимущество, сочетающимся с оглядкой на производимое впечатление;
наличие скрытого воздействия с привлечением не прямого, а опосредованного давления (провокация, обман, интрига).
Слайд 4Макиавеллизм
Макиавеллизм – использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Макиавеллист
манипулирует всегда осознанно с целью достижения выгоды для себя, применяя
утончённые техники лести, обмана, подкупа, подлога.
Никогда не имеет целью воздействовать на кого-то, чтобы что-то или как-то его изменить. Ее основная цель – получить то, что нужно. В этом случае другой человек выступает либо средством для достижения, либо преградой.
Слайд 5Тест на определение уровня макиавеллизма
Варианты ответов:
1 – полностью не согласен;
2 – не
согласен;
3 – кое в чем не согласен;
4 – ни то, ни другое;
5 –
кое в чем согласен;
6 – согласен;
7 – полностью согласен.
Слайд 6Суждения
1. Никогда не говори кому-либо, почему ты делаешь что-то, если
тебе это не приносит выгоды.
2. Большинство людей – хорошие и
добрые.
3. Наилучший способ ладить с другими людьми – это говорить им только приятные вещи.
4. Ты должен делать что-либо лишь в том случае, если совершенно уверен, что это правильно.
5. Самое лучшее – это верить, что любой человек будет жульничать, если только представится подходящий случай.
6. Нужно всегда быть честным, несмотря ни на что.
7. Иногда можно и вред другому причинить, чтобы получить то, что хочется.
Слайд 7Суждения
8. Большинство людей не будут работать прилежно, если их не
заставлять.
9. Лучше быть обыкновенным, рядовым человеком и честным, чем известным
и нечестным.
10. Лучше честно сказать человеку, почему тебе нужно, чтобы он помог тебе, чем изобретать какую-нибудь небылицу и обманным путем побудить его помогать тебе.
11. Преуспевающие люди в основном честные и хорошие.
12. Тот, кто верит всем, подвергает себя большой опасности.
13. Преступник такой же человек, как и все мы, только он оказался настолько глуп, что попался.
14. Большинство людей правдивы.
Слайд 8Суждения
15. Быть добрым, хорошим с важными для тебя людьми, даже
когда ты не любишь их, - это умно.
16. Можно быть
хорошим человеком всегда и во всем.
17. Большинство людей не поддаются обману (их нелегко обмануть).
18. Иногда надо немножко жульничать, обманывать, чтобы получить то, что хочешь.
19. Лгать, обманывать всегда нехорошо.
20. Потеря денег – это гораздо большая неприятность, чем потеря друга.
Слайд 9Ключ
Обратные баллы ставятся в пунктах 3, 4, 6, 7, 9,
10, 11, 14, 16 и 17.
Т.е. если испытуемый поставил
оценку 1, то ему приписывается 7, если 2, то 6 баллов и т.д.)
После этого по всем 20-ти пунктам подсчитывается суммарный показатель макиавеллизма.
Слайд 10Низкий уровень макиавеллизма
Люди проявляют:
Застенчивость, вежливость, отсутствие грубых выражений в
речи. Сострадательность, доброту, сердечность.
Эмпатию, сочувствие, уступчивость, понимание.
Ощущение радости
от процесса (творчества).
Потребность в помощи, доверии, признании со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству, дружелюбное отношение к окружающим.
Правдивость, доверчивость, искренность, добросовестность.
Слайд 11Высокий уровень макиавеллизма
Стремление говорить правду, критичность, прямолинейность, настойчивость в
достижении цели.
Доминантность, качества лидера, агрессивность, напористость, личностная сила, любовь
к соревнованию.
Уверенность, чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству.
Саморефлексия, наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный фон. Тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации.
Слайд 12Люди с высокими значениями – всегда первые там, к чему
все стремятся, конкурируя, используя других как средство выиграть так, что
другие благодарят их за эту возможность.
Значительно более успешны при ведении переговоров, использовании манипулятивных тактик и получении вознаграждения, чем имеющие средние и тем более низкие баллы.
Пренебрежение социальным одобрением, тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, нацеленность на результат, прагматичность.
Слайд 13Методы управления (Харриет Брейкер)
Положительное подкрепление
Отрицательное подкрепление
Неустойчивое или частичное подкрепление
Наказание
Травмирующий одноразовый опыт
Слайд 14Методы управления манипулятора (Джордж Саймон)
Ложь
Умолчание
Отрицание
Рационализация
Избирательное внимание и невнимание
Отвлечение
Скрытое запугивание
Пристыжение
Слайд 15Методы управления манипулятора (Джордж Саймон)
9. Исполнение роли жертвы
10. Исполнение роли
слуги
11. Исполнение роли «дурачка»
12. Осуждение
13. Соблазнение
Слайд 16Манипуляции сознанием
Манипуляция чувством вины или обиды
Манипуляции гневом
Манипуляции молчанием
Манипуляция любовью
Манипуляция надеждой
Манипуляция
тщеславием
Ирония или сарказм
Слайд 17Способы управления
— Кинестетические способы (самые эффективные): прикосновение к руке, голове,
поглаживание, похлопывание по плечу, пожатие руки и т.д.
— Эмоциональные способы:
повышение эмоции в нужный момент, понижение эмоции, эмоциональные восклицания или жесты.
— Речевые способы: изменение громкости, темпа речи, интонации, тембра голоса (командный, жесткий, мягкий, вкрадчивый, протяжный).
— Визуальные способы: мимика, расширение глаз, жестикуляция и т.д.
— Письменные способы. Важную и скрытую информацию выделяют: размером шрифта, другим шрифтом, другим цветом, абзацным отступом, новой строчкой и др.
Слайд 18Уязвимы для манипулятора
Наивность, доверчивость
Низкая уверенность в себе
Склонность к получению одобрения
и признания окружающих
Несамостоятельность, неспособность сказать «нет»
Эмоциональная зависимость, впечатлительность, импульсивность
Самовлюбленность
Одиночество
Экономность и
жадность
Слайд 19Манипуляция любовью
В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться,
я тебя любить не буду»
Что на самом деле подразумевает?
Руководитель вам
говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ».
Что на самом деле говорит?
Слайд 20Манипуляция страхом
В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь
дворником».
Мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой
конторе, у меня будет инфаркт».
На работе говорят:«Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль».
Что на самом деле говорят?
Слайд 21Манипуляция неуверенностью
В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я смотрю.
А давай посмотрим, что у тебя там не получается?»
Мужчина говорит:
«Ты собираешься съесть на ночь печенье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю».
Что на самом деле говорят?
Слайд 22Манипуляция чувством вины
В детстве вам говорили: «Опять получила два по
химии? Тогда будешь мыть посуду».
Мужчина говорит: «С Вероникой кофе
пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?»
На работе говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте я сделаю за вас вашу работу».
Что на самом деле говорят?
Слайд 23Манипуляция чувством гордости
В детстве вам говорили: «Почему ты боишься это
делать, ты же отличник?»
Мужчина говорит : «Двенадцатичасовой рабочий день? Бедняжка.
Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, приготовь пирог, сейчас ко мне друг придет».
На работе говорят: «Мы знаем, что вы – перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты».
Что на самом деле говорят?
Слайд 24Манипуляция чувством жалости
В детстве: «Тебе меня совсем не жалко, я
так устаю, а ты не ешь совсем ничего»!
На работе:
«Помните у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?»
Что на самом деле говорят?
Слайд 25Распознавание психологической манипуляции
Провокация подозрения
Манипулятор изначально ставит испытуемого в критические условия,
когда убежденно выдвигает заявление типа: «Вы думаете я буду вас
уговаривать?..»
Защита — не обращать внимание и верить в себя.
Слайд 26Распознавание психологической манипуляции
2. Ложная выгода противника
«Вы так говорите, потому что
сейчас этого требует ваше положение…»
Защита — «Да, я так говорю
потому что у меня такое положение, я прав, а вы должны меня слушаться и подчиняться».
Слайд 27Распознавание психологической манипуляции
3. Агрессивная манера ведения разговора
Манипулятор берет изначально высокий
и агрессивный темп речи, чем бессознательно сламливает волю оппонента. Человек
бессознательно хочет, чтобы все это поскорее прекратилось.
Защита — сделать искусственную паузу, прервать быстрый темп, снизить агрессивный накал беседы, перевести диалог в спокойное русло. Можно на какое-то время уйти, т.е. прервать беседу а после вернуться.
Слайд 28Распознавание психологической манипуляции
4. Мнимое непонимание
Манипулятор: «Извините, правильно ли я вас
понял, вы говорите что…», — и дальше он повторяет 60-70%
того, что услышал от вас, но конечный смысл искажает путем ввода другой информации, информации — необходимой ему.
Защита — четкое уточнение, возращение назад и повторно объяснить манипулятору что вы имели в виду конкретно.
Слайд 29Распознавание психологической манипуляции
5. Ложное соглашательство
манипулятор как будто соглашается с информацией,
полученной от вас, но тут же вносит свои коррективы. По
принципу: «Да, да, все правильно, но…».
Защита — верить в себя и не обращать внимание на манипулятивные приемы в беседе с вами.
Слайд 30Распознавание психологической манипуляции
6. Провокация на скандал
Вовремя сказанными обидными словами манипулятор
пытается вызвать своими насмешками в вас гнев, ярость, непонимание, обиду,
чтобы вывести вас из себя, и добиться намеченного результата.
Защита — твердый характер, сильная воля, холодный разум.
Слайд 31Распознавание психологической манипуляции
7. Специфическая терминология
Манипулятор добивается у вас бессознательного принижения
вашего статуса, а также развития чувства неудобства, в результате чего
вы из ложной скромности или неуверенности в себе стесняетесь переспросить значение того или иного термина
Защита — переспрашивать, уточнять, делать паузу и возвращаться при необходимости назад, ссылаясь на желание лучше понять что от вас требуется.
Слайд 32Распознавание психологической манипуляции
8. Использование эффекта ложного подозрения в ваших словах
«Вы
думаете я буду вас в чем-то уговаривать, убеждать…», — что
уже как бы вызывает у объекта желание убедить манипулятора что это не так, что вы к нему изначально хорошо расположены.
Защита — «Да. Я думаю что вы должны меня попытаться в этом убедить, иначе я вам не поверю и дальнейшее продолжение беседы не получится».
Слайд 33Распознавание психологической манипуляции
9. Ссылка на «великих»
Манипулятор оперирует цитатами из речей
известных и значительных людей, спецификой устоев и принципов принятых в
обществе и проч. «Все уважаемые и известные люди говорят так, а вы считаешь совсем иначе, а кто вы, а кто они..»
Защита — вера в свою исключительность, рационализация.
Слайд 34Распознавание психологической манипуляции
10. Формирование ложной глупости и неудачливости
«Это банально, это
полная безвкусица и проч.» — фразы должны сформировать у объекта
манипуляций изначальное бессознательное принижение его роли и искусственную зависимость его от мнения других.
Защита — не поддаваться на провокации и верить в собственный разум, знания, опыт, образование.
Слайд 35Распознавание психологической манипуляции
11. Навязывание мыслей
В данном случае посредством постоянно или
периодически повторяемых фраз, манипулятор приучает объект к какой-либо информации, которую
собирается до него донести. Используется в рекламе.
Защита — изначальный критический анализ любой поступаемой информации.
Слайд 36Распознавание психологической манипуляции
12. Недоказанность, с намеками на некие особые обстоятельства
Когда
в итоге оказывается что он «не так понял», у подобного
человека практически отсутствует какая-либо составляющая протеста, т. к. бессознательно он остается уверен что сам виноват, потому что не так понял.
Защита — осознание, что произошло, когда начинаешь соглашаться.
Слайд 37Распознавание психологической манипуляции
13. Мнимая невнимательность
Объект манипуляции попадает в ловушку манипулятора,
играющего на собственной якобы невнимательности, чтобы после, добившись своего, сослаться
на то, что он якобы не заметил (прослушал) протест со стороны оппонента.
Защита — уточнять и переспрашивать недопонятое вами.
Слайд 38Распознавание психологической манипуляции
14. Принижение иронии
В результате изреченных в нужный момент
мыслей о ничтожности собственного статуса манипулятор как бы вынуждает объект
утверждать обратное и всячески возвышать манипулятора.
Защита — если манипулятор считает что он «ничтожен» — необходимо и дальше подавать его волю, усилив в нем подобное ощущение
Слайд 39Распознавание психологической манипуляции
15. Ориентированность на плюсы
Манипулятор концентрирует разговор только на
плюсах, тем самым продвигая свою идею и в конечном итоге
добиваясь манипуляций над психикой другого человека.
Защита — высказать ряд противоречивых утверждений, уметь говорить «нет», и т.п.