Слайд 1Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
МАКРОЭКОНОМИКА
Лекция 8.
КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Слайд 2Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Вопросы:
1. Колебания равновесного уровня
выпуска вокруг экономического потенциала.
2. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.
3. Парадокс бережливости.
4. Взаимосвязь модели AD-AS и Кейнсианского креста.
Слайд 3Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Колебания равновесного уровня выпуска
Равновесный
уровень выпуска Y0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Приращение любого компонента автономных расходов:
Aр = (a + Iа + G + Xn)
— вызывает несколько большее приращение совокупного дохода Y благодаря эффекту мультипликатора.
Слайд 4Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор -
это коэффициент, показывающий,
на сколько увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) автономных расходов на единицу:
где КА - мультипликатор автономных расходов,
Ар - изменение автономных расходов,
Y - изменение совокупного дохода (равновесного ВВП).
Слайд 5Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Эффект мультипликатора
Эффект мультипликатора
состоит в том, что любое приращение автономных затрат, порождает цепную реакцию приращений производного спроса.
Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВВП.
Возникает цепочка:
МРС СА
СА AD Y C AD Y C AD Y и т.д.
Слайд 6Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Действие мультипликатора
основано на
том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше первоначальной суммы расходов.
Слайд 7Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Действие мультипликатора
Если предельная склонность
к потреблению МРС = 0,8 (т.е. из каждого дополнительного доллара дохода человек тратит на увеличение потребления 80 центов (80%), а 20 центов (20%) сберегает, то получив $100, продавец потратит $80 на увеличение потребления (C=Y МРС =100 0,8 = 80) и $20 пойдут на прирост сбережений (S = Y MPS = 100 0,2 = 20).
Слайд 8Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор автономных расходов
Просуммируем все
полученные доходы:
Y=Y1 + Y2 +Y3 + Y4 + Y5 +...= а + а МРС + (а МРС) МРС + (а МРС2) МРС +(а МРС3) МРС +... = а (1 + МРС + МРС2 + МРС3 + МРС4 +...)
В скобках получаем сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии (это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем МРС < 1, поэтому:
Слайд 9Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор автономных расходов
где
- мультипликатор
автономных (в данном случае потребительских) расходов:
При росте автономных потребительских расходов на $100 рост совокупного дохода составил $500 (100 5 = 500).
Слайд 10Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Механизм действия мультипликатора автономных
инвестиционных расходов
Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая дополнительный доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на увеличение потребления, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров, а часть - на увеличение сбережений и т.д. В результате рост совокупного дохода Y будет в несколько раз больше, чем первоначальный прирост инвестиций I, т.е. будет действовать эффект мультипликатора (рис. 1).
Слайд 11Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Вывод формулы мультипликатора
Формулу мультипликатора
автономных расходов можно вывести алгебраически. Так как доход равен сумме планируемых расходов: Y= С + Ia, где Ia - автономные планируемые инвестиции, а функция потребления: С = a + MPCY, то Y= a + MPCY + Ia, отсюда: Y - MPCY= a + Ia
Слайд 12Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Эффект мультипликатора графически
Чем выше
предельная склонность к потреблению MPC, тем больше величина мультипликатора автономных расходов.
Слайд 13Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Рецессионный разрыв
- величина,
на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Слайд 14Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Рецессионный разрыв
Если фактический равновесный
объем выпуска Y0 ниже потенциального Y* (рис. 3), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.
Слайд 15Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Рецессионный разрыв
Чтобы преодолеть рецессионный
разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода Y составляет:
Слайд 16Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Инфляционный разрыв
— величина,
на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Слайд 17Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Инфляционный разрыв
Если фактический равновесный
уровень выпуска Y0 (рис. 4) больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов).
Слайд 18Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Инфляционный разрыв
При этом сокращение
равновесного совокупного дохода Y составляет:
Слайд 19Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Разрывы в «Кейнсианском кресте»
Равновесие
товарного рынка устанавливается, когда планируемые расходы равны фактическим, расходы равны доходу, а инъекции - изъятиям (точка А на рис. 5). Однако равновесная величина совокупного выпуска Yе может не соответствовать и, по мнению кейнсианцев, обычно меньше величины потенциального ВВП - Y*.
Слайд 20Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Разрывы в «Кейнсианском кресте»
Если
фактический равновесный ВВП меньше потенциального (Yфакт < Y*), то в экономике имеет место рецессионный разрыв, что в соответствии с кейнсианскими представлениями обусловлено недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня потенциального выпуска, поэтому для его достижения необходимо увеличить совокупные планируемые расходы. Предположим, что исходное равновесие находится в точке А (рис. 5,а), в которой величина совокупных планируемых расходов равна Ep1, а объем равновесного фактического выпуска Yе, при этом он меньше уровня выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая планируемых расходов Ep1 должна сдвинуться вверх до ЕР2.
Слайд 21Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Разрывы в «Кейнсианском кресте»
Рецессионный
разрыв расходов важно отличать от рецессионного разрыва выпуска (ВВП).
Рецессионный разрыв выпуска проявляется, когда фактический выпуск меньше потенциального объема выпуска.
Разница между величиной планируемых расходов EР1 и ЕР2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (ЕР), а разница между величиной Ye и Y* (Y) - рецессионный разрыв выпуска.
Слайд 22Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
В кейнсианской модели рецессионный
разрыв выпуска
- это рецессионный разрыв планируемых расходов, умноженный на мультипликатор автономных расходов (Y = ЕP КА).
Поскольку КА, равный
всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска всегда больше рецессионного разрыва расходов.
Слайд 23Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Разрывы в «Кейнсианском кресте»
Противоположная
ситуация, при которой фактический равновесный выпуск превышает потенциальный уровень
(Yфакт >Y*), известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов.
Для возвращения к потенциальному объему выпуска Y* и ликвидации инфляционного разрыва совокупные планируемые расходы ЕР должны быть сокращены (сдвиг кривой планируемых расходов от EР1 до ЕР2 на рис. 5,б). Инфляционный разрыв выпуска равен Y, а инфляционный разрыв расходов - ЕP, причем Y - это мультиплицированная величина ЕP.
Слайд 24Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Парадокс бережливости
— попытка
общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений и инвестиций. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВВП, обусловленным эффектом мультипликации.
Слайд 25Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Парадокс бережливости графически
Экономика стартует
в точке А (рис. 6). В ожидании спада домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: график сбережений перемещается от S до S1, а инвестиции остаются на том же уровне I. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1. Так как совокупный доход Y снизился, то и сбережения в точке В окажутся теми же, что и в точке А.
Если одновременно с ростом сбережений от S до S1 возрастут и запланированные инвестиции от I до I1, то равновесный уровень выпуска остается равным Y0 и спада производства не возникнет. Напротив, в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения.
Слайд 26Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Возникает альтернатива выбора
либо
экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.
Слайд 27Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Взаимосвязь модели AD-AS и
Кейнсианского креста
Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение совокупных расходов, занятости и выпуска (с эффектом мультипликатора) ограничивают давление инфляции спроса — совокупный спрос снижается от AD до AD1, что сопровождается спадом производства от Y1 до Y2 и снижением уровня цен от Р1 до Р2
(рис. 7).
Слайд 28Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Воздействие государства на совокупный
спрос
государственные закупки товаров и услуг;
налоги;
трансферты;
изменение предложения денег (увеличение предложения денег снижает ставку процента, делая кредиты более дешевыми, что ведет к росту инвестиционных расходов и поэтому совокупного спроса);
выпуск государственных облигаций (это ведет к росту предложения облигаций и снижению их цены, а поскольку цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, то ставка процента растет, что обусловливает уменьшение инвестиционных расходов, т.е. вытеснение частных инвестиций и сокращение совокупного спроса).
Слайд 29Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Роль государственного сектора
Государственные закупки
товаров и услуг G являются важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса) и поэтому оказывают прямое воздействие на экономику.
В кейнсианской модели государственные закупки товаров и услуг - экзогенная величина, параметр управления. Это означает, что они не зависят от уровня дохода, т.е. являются автономной переменной и определяются макроэкономической (фискальной) политикой правительства.
На графике Кейнсианского креста добавление государственных закупок товаров и услуг к сумме потребительских и инвестиционных расходов отображается параллельным сдвигом вверх кривой совокупных планируемых расходов на расстояние G (рис. 8).
Слайд 30Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Государственные закупки товаров и
услуг и их воздействие на экономику
Изменение величины государственных закупок G так же, как и изменение других видов автономных расходов (потребительских a или инвестиционных Ia) имеет в кейнсианской модели эффект мультипликатора.
Слайд 31Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Государственные закупки товаров и
услуг и их воздействие на экономику
Если государство закупает товары или услуги дополнительно на $100 (Ga = $100), то располагаемый доход продавца этого товара или услуги увеличивается на $100 и направляется на увеличение потребления С и увеличение сбережений S. Если предельная склонность к потреблению MPC равна 0,8, то в результате получаем уже знакомую пирамиду и эффект мультипликатора.
Общий прирост совокупного дохода Y в результате роста государственных закупок на $100 составит: Y =Ga (1/1-MPC) =1005=500, т.е. вырастет пятикратно.
Слайд 32Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор государственных закупок
Величина (1/1-MPC)
называется мультипликатором государственных закупок (Kg).
Мультипликатор государственных закупок - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (сократится) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу.
Слайд 33Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Алгебраический вывод мультипликатора
Для алгебраического
вывода мультипликатора государственных закупок добавим их величину в функцию совокупного дохода (выпуска) Y:
Y = C + Ia + Ga
Поскольку функция потребления: С = a + MPC Y,
то Y= a + MPC Y + Ia +Ga.
Перегруппировав, получим: Y = 1 / (1-MPC) (a + Ia + Ga)
где 1 / (1-MPC) - простой мультипликатор любого вида автономных расходов: потребительских, инвестиционных и государственных закупок: KA= KС = KI = KG . Если государственные закупки увеличиваются на Ga, то увеличение совокупного дохода составит: Y = G KG
Слайд 34Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Влияние автономных (аккордных) налогов
Основным источником средств для оплаты всех расходов государства, в том числе государственных закупок товаров и услуг выступают налоги, которые в кейнсианской модели действуют на национальный доход (совокупный выпуск) также с мультипликативным эффектом.
В макроэкономике налоги делят на автономные (или аккордные), которые не зависят от уровня дохода, и подоходные, зависящие от уровня дохода. Поэтому различают мультипликатор автономных (аккордных) налогов и мультипликатор подоходного налога.
Слайд 35Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Действие мультипликатора автономных налогов
Поскольку предпосылкой простой кейнсианской модели является то, что налоги взимаются только с домохозяйств, влияя лишь на потребительские расходы, то с учетом автономных налогов функция потребления принимает вид:
С = a + MPC (Y - Txa)
и становится функцией располагаемого дохода Yd, равного разнице между национальным доходом Y и величиной автономных налогов Txa:
Yd = Y - Txa.
Слайд 36Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Действие мультипликатора автономных налогов
Изменение
налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода: рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает его.
Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если MPC = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 1/(1-0,8) = 5, то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (Y = С 1/(1-MPC) = 80 5), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на 100$. Таким образом, мультипликативный эффект налогов меньше.
Слайд 37Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Величина мультипликатора налогов
Поскольку
налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов, изменение совокупного дохода определяется по формуле:
Y = C
при этом С = MPC (Yd),
a Yd = - Txa,
то С = MPC (- Txa).
Это означает, что изменение автономных налогов ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов на величину, равную MPC (- Txa). Если автономные налоги увеличиваются, то кривая сдвигается вниз, а если уменьшаются - вверх (рис. 9).
Слайд 38Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Действие мультипликатора автономных налогов
графически
Слайд 39Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор автономных налогов
Подставив формулу
изменения потребления вследствие изменения налогов в формулу изменения совокупного дохода и перегруппировав, получим:
Y = 1/(1-MPC) [MPC (-Txa)] =
- MPC/(1-MPC)Txa,
где (- MPC/(1-MPC))- мультипликатор автономных налогов КTX.
Слайд 40Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор автономных налогов
Поскольку (1-
MPC) = MPS, то:
KTX = - MPC/(1-MPC) = - MPC/MPS.
В нашем примере он равен
- 0,8/ (1 - 0,8) = - 4.
Слайд 41Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор автономных налогов
это коэффициент,
который показывает, на сколько увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) аккордных налогов на единицу:
Слайд 42Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Алгебраический вывод мультипликатора автономных
налогов
Алгебраический вывод формулы мультипликатора автономных налогов можно сделать путем подстановки функции потребления:
C = a + MPC (Y-Txa)
в функцию национального дохода Y= C+Ia+Ga
Получим:Y= a + MPC (Y-Txa) + Ia + Ga
откуда
Слайд 43Факультет психологии НИУ ВШЭ
2010-2011
Мультипликатор автономных налогов
Следует
обратить внимание на два момента:
мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное изменению налогов. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ привело к увеличению совокупного дохода на 400$;
по абсолютному значению мультипликатор автономных налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Поэтому мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок.