Слайд 2 Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль
XVI — первой трети XVII века.
Характеризуется
утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.
Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.
Слайд 3Маньеризм в изобразительном искусстве
Стилевые особенности
Характерными особенностями
художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный
спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему); взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.
Слайд 4Вознесение Девы Марии Корреджо
Слайд 11Пармиджанино
Джироламо Франческо Мария Маццола (итал. Girolamo Francesco Maria Mazzola,
более
известный под прозвищем Пармиджани́но
(итал. Parmigianino — диминутив от итал. Parmigiano —
«житель Пармы»;
— итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения,
представитель маньеризма.
Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале.
Около 1524. Деревянная доска. Художественно-исторический музей. Вена
Слайд 13Портрет женщины. 1530. Парма (Рабыня –турчанка)
Слайд 14ПОНТОРМО
ПОНТОРМО, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da)
(наст. фамилия Каруччи) (1494–1557), итальянский художник, один из основоположников маньеристического
направления в искусстве Возрождения. Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б.Каруччи. Жил преимущественно во Флоренции.
Слайд 15Встреча Марии и Елизаветы,
церковь Сан Микеле,
Карминьято,
1528–1530;
Слайд 17Фьорентино
Россо Фьорентино, Буквально — Рыжий Флорентиец, собственно
итал. Giovan Battista di Jacopo, прозванный итал. Rosso Fiorentino или
просто итал. Rosso, 1494, Флоренция — 1540, Фонтенбло) — итальянский живописец флорентийской школы, работал в Италии и во Франции.
Слайд 18Россо Фьорентино Снятие с креста, 1521
Слайд 19Бронзино
Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо
ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) (17 ноября
1503, Монтичелли, Тоскана, — 23 ноября 1572, Флоренци я) — итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма. Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы,портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников-гуманистов, как Данте и Петрарка, стихи и был членом флорентийской академии.
Слайд 20Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I
1542. Галерея Уффици, Флоренция.
Слайд 21
Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа
сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и
бесстрастной точностью деталей..
Портрет Элеоноры Толедской с сыном
Слайд 22Бронзино Портрет Лукреции де Пуччи
Слайд 24Портрет Уголино Мартелли
1538. Государственный музей, Берлин.
Слайд 26Аллегория Счастья
1564. Галерея Уффици, Флоренция.
Слайд 27Портрет Данте
1538. Государственный музей, Берлин.
Слайд 30Бронзино. Венера, Купидон и сатир. Рим, Палаццо Колонна
Слайд 32Арчимбольдо, Джузеппе
Художник состоял на
службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587); сначала — при
имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе.
Большинство его современников смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
.
Слайд 33 В 1570 Арчимбольдо был послан в
Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, при нём, кроме всего, он
изобретал гидравлические машины.
Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590—1591), которые он послал в Прагу.
В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер
Слайд 34Вертумн. (Портрет императора Рудольфа Второго)
Слайд 39Эль Греко
Портрет пожилого дворянина
Слайд 45Скульптура
В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в
искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость
поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.
Слайд 46Джамболонья
Дата рождения:1529
Место рождения:Дуэ, ныне Франция
Дата смерти:13 августа 1608
Место смерти:Флоренция
Национальность:итальянец
Стиль:маньеризм,
барокко
Портрет Джованни да Болонья. Хендрик Гольциус.
Слайд 47Джамболонья был родом из габсбургской Фландрии, учился живописи в Антверпене,
потом переехал в Италию и изучал в Риме античную скульптуру.
Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело, однако создал свой собственный художественный стиль маньеристского направления, отличающийся изящными поверхностями, холодной элегантностью и красотой. Первый крупный гонорар Джамболонья получил от римского папы Пия IV за гигантскую бронзовую статую Нептуна для фонтана Нептуна в Болонье. Джамболонья создал многочисленные скульптуры из мрамора и бронзы, в том числе для украшения фонтанов, для итальянской знати и в особенности для Медичи. Большую часть своей жизни провёл во Флоренции, куда переехал в 1553 г. Джамболонья похоронен в часовне, созданной по его собственному проекту в церкви Сантиссима Аннунциата.
Слайд 49Джамболонья. Похищение сабинянок. 1574-82. Флоренция
Слайд 54Челлини.
ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО (Cellini, Benvenuto) (1500–1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель;
родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и
разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант"Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.
Слайд 55Бенвенуто Челлини (итал. Benvenuto Cellini, 1500—1571) — выдающийся итальянский скульптор,
ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.
Слайд 57
Бенвенуто Челлини, Ганимед
(Benvenuto Cellini, Ganimede
Museo del Bargello di
Firenze )
Слайд 58Бенвенуто Челлини. «Салиера».1540-1543
Слайд 59Маньеризм в архитектуре
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной
сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства
структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.
Слайд 60Джулио Романо (итал. Giulio Romano, собственно Дж. Пиппи, Pippi), 1492—1546) —
итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один
из зачинателей и наиболее самобытных представителей искусства маньеризма. Работал преимущественно в Риме, но его наиболее оригинальная работа находится в Мантуе — это палаццо дель Те.
Слайд 64Влияние маньеризма
В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было
разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и
предвосхитил стиль рококо; с другой — открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.
Слайд 65Маньеризм (от итальянского maniera - манера(от французского maniere)
XVI — первой
трети XVII век
Настроение общества: кризис гуманистической культуры Возрождения, утрата ренессансной
гармонии между телесным и духовным, природой и человеком
Характерные особенности: изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, перегруженность композиции и т.д.
Слайд 66Что должно быть в таблице и будет в викторине
Живопись :
Корреджо «Я – человек»
Пармиджанино
«Мадонна с длинной шеей»
Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы»
«Аллегория Счастья» «Портрет Данте»
Бронзино «Портрет Лукреции де Пуччи»
«Святое семейство»
Арчимбольдо Вертумн «Портрет императора Рудольфа II»
«Времена года»
Эль Греко «Портрет пожилого дворянина» «Вид Толедо»
«Погребение графа Оргаса»
«Христос исцеляет слепого»
Скульптура:
Джамболонья «Фонтан Нептуна В Болонье»
«Аллегория Аппенин»
Челлини «Персей» «Салиера»
Архитектура:
Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо)
Библиотека Лауренциана во Флоренции( спроектированная Микеланджело)
Слайд 67ДЗ:
Подготовиться к тесту ( на телефоне) и викторине по маньеризму.
Принести
лист А4 и карандаши, будем рисовать в стиле Арчимбольдо (эмоция,
знаменитость, проыессия), можно принести рисунок и раскрасить на уроке.
Слайд 69Художник, живописец, автор
обратился
к какому-либо изображению... к какой-либо сказке... к какому-либо
эпизоду...
выделил
какую-либо фигуру... какой-либо предмет...
каким-либо цветом... композиционно...
какого-либо настроения...
противопоставлением
добивается
точности изображения...
каких-либо цветов...
ясности композиционного
благодаря
какому-либо
построения...
контрасту...