Слайд 1
МАОУ СОШ № 58 Рыбий Л.А.
Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы
управления
Слайд 2Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления
очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал,
необходимый для успешного решения этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы повторим и систематизируем его.
Учтём, что за выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Слайд 3В демоверсии задание выглядит так:
Слайд 4Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.
НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозА
вопреки указаниЯ
согласно приказА
ПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозУ
вопреки указаниЮ
согласно приказУ
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа.
Слайд 5Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по
приезде имеют форму предложного падежа.
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
Слайд 7Скучать по вас
(местоимения в
предложном
падеже)
Слайд 8Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но
мы приведем еще несколько примеров предложного управления.
Слайд 9 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Чаще всего
такие грамматические ошибки встречаются в сложноподчиненных предложениях и могут быть
допущены в следующих случаях:
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто .Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:
Слайд 10Нормы согласования
Согласование подлежащего, выраженного числительным и существительным, и сказуемого
1.
Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем
одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика
(Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).
Слайд 112. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего,
сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер
зовут (А. С. Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали очереди на отправление еще два состава (Н. Островский).
При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе. Двадцать один ученик участвовал в турпоходе.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В вузы поступили сорок один человек.
2) Слово взяла профессор Сотникова
3) Он был командирован в Москву согласно приказу.
4) Девочка надела новое пальто.
1
Слайд 12 При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько
сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Много книг
стояло на полках; Немало детей ежегодно отдыхает на даче; Сколько учеников присутствовало на занятиях по физкультуре? Ср. у писателей: Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвы уцелело (А. С. Пушкин); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький)
Слайд 13 В предложения, включающих в свой состав собирательное существительное
с количественным значением (большинство, меньшинство, часть т пр.), чаще всего
сказуемое употребляется в формах единственного числа,
если:
1. Существительное обозначает неодушевленный предмет: Большинство комнат уже было отремонтировано.
2. Собирательное существительное имеет при себе определение: Подавляющее большинство школ приняло участие в этой олимпиаде.
Слайд 14Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:
1. Существительное обозначает одушевленный
предмет, а сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим
предметом, интенсивны и энергичны: Несколько школьников бросились догонять лидера соревнований.
2. В предложении есть однородные подлежащие: Несколько мальчиков и девочек с интересом отнеслись к появлению котенка в классе.
3. В предложении есть однородные сказуемые: Еще до поступления в школу большинство первоклассников любили читать и умели считать.
4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть причастный оборот (с причастием во множественном числе) или определительное придаточное предложение с союзным словом которые: Большинство родителей, принимавших (мн. ч.) участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия. Большинство родителей, которые принимали участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия.
Слайд 15Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:
5. Главные члены предложения
оторваны друг от друга: Несколько учеников первого класса петербургской гимназии
поехали на международную конференцию в Испанию.
Некоторые трудности вызывают также задания, связанные с согласованием в сложноподчиненных предложениях с сочетаниями тот, кто…, те, кто…: Те, кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде» а также упражнения, которые связаны с использованием однородных членов предложения с парными союзами как…, так и.., не только…, но и..: Это было интересно не только детям, но и взрослым.)
Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным: Большая часть домов в этом районе каменные. Ср.: Большинство дверей были низки для его роста I (Л. Андреев).
Слайд 16 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
Сравним
три предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось
передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).
Слайд 174. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Слайд 184. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Слайд 194. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Слайд 205.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Глагол-сказуемое и деепричастие не
должны обозначать действия разных предметов и лиц.
НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале,
слёзы сами показались на глазах.
ПРАВИЛЬНО:
Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.
Встретившись, мы заплакали.
Слайд 216. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В предложениях,
содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
Слайд 226. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Необходимо правильно
найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является слово сына,
а не лицо, следовательно, верный вариант:
Слайд 23 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Слайд 24 Попробуем решить это задание
7-1. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Слайд 257-2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
Слайд 267-3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
Слайд 277-4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
Слайд 287-5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.