Слайд 1Марийские народные музыкальные инструменты
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Разновидности марийских музыкальных инструментов
Ударные инструменты
Пленкозвучные инструменты
Варган (рамочно-язычковый инструмент)
Струнные инструменты
Дульцево-духовые инструменты
Язычково-духовые
                                                            
                                    
инструменты
Волынка
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Ударные марийские инструменты
Деревянные палки (пу тоя) 
Обрубок бревна ( бревно
                                                            
                                    
с колотушками - вынер кашта) 
Барабан (тямыр)
Коробочка (пу калта). 
Коса
                                    (сава), 
Колотушка (орол панга) 
Металлическая банка (пурса калта) 
Трещотка (лочыртыш) 
Трещотка-вертушка (пцрдыктымц лочыртыш) 
Колокольчик (онгыр) 
Рубель (чылдаран яш) 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 5Барабан -тумыр
У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов,
                                                            
                                    
удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не
                                    зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Струнные инструменты
Кон-кон
смычковый инструмент ковыж. 
Томбыра
Гусли (кусле) 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Гусли- кусле
 Как божественный инструмент, кÿсле всегда был неотъемлемой частью
                                                            
                                    
атрибутики древнейших народных культов. Многие языческие моления в священных рощах
                                    (ото, кÿсо, кÿсото) в качестве непременного ритуала включили и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди мари. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность.
   Издавна исполнение на кÿсле считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 9Пленкозвучные инструменты
Листочек дерева (лышташ)
Эфи
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Волынка - шувыр
  
   Этимология термина восходит
                                                            
                                    
к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь (мочевой) какого-либо животного, который
                                    служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента.
   Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11 
Марийская гармонь – марла-кармонь
   МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная
                                                            
                                    
семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с
                                    помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. 
   Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.аменяется созвучием квинты). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Дульцево-духовые инструменты
Ивовая свирель (арама шяшпык). 
Шиалтыш
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13  Свирель - шиалтыш 
Марийский свистковый музыкальный инструмент, по-русски
                                                            
                                    
называется свирель. Это народное слово, а литературно-профессиональное название ее -
                                    продольная флейта. Марийская свирель - это усовершенствованная ивовая свирель, о которой говорилось выше. Усовершенствование заключается в том, что на поверхности инструмента появились шесть боковых отверстий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Дудка - шиялтыш
  
 Исконное значение термина «шиялтыш» восходит
                                                            
                                    
к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть». 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Варган (умша ковыж)
Варган (умша ковыж) представляет собой подковообразную металлическую раму
                                                            
                                    
с параллельно вытянувшимися концами в сторону, посередине которых находится упругий
                                    стальной язычок. Один конец его свободно качается, а другой жестко прикреплен к раме. Название «ковыж» к марийцам пришло, видимо от татар или башкир, у которых до сих пор сохранилось «кобыз». Варган - маленький инструмент. Он свободно умещается на ладони. Во время игры его держат левой рукой. Параллельно вытянувшуюся часть варгана прикладывают к губам, указательным пальцем левой руки приводят в колебательное движение стальной язычок. При этом выдыхают, легонечко насвистывая мелодию. Полость рта, как резонатор, усиливает звук варгана. Варган известен в истории с XII века.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 17Язычково-духовые инструменты
Соломенная дудочка (олым шявыр).