Слайд 1Тема 3
Маркетинг спроса
на продукцию и услуги
Тема 3
Слайд 2Тема 3
Маркетинг трактует спрос как основной рыночный фактор. В маркетинге,
в свою очередь, под рынком чаще всего понимают совокупность существующих
и потенциальных потребителей и производителей данной продукции или услуги.
Точное представление о границах рынка конкретной продукции (услуги) получить трудно, но возможно в результате довольно трудоемкого процесса сбора и анализа информации на основе специально организованных опросов производителей и потребителей продукции или услуг.
Как только рынок услуги очерчен, можно определить производителей этого рынка. Очевидно, что в их число включаются фирмы, действующие в настоящий момент.
В рассмотрение должны быть также включены фирмы и предприятия, являющиеся потенциальными производителями, ведущие в настоящее время НИОКР, эксперименты, отрабатывающие опытные образцы, даже если они не действуют на рынке в данный момент.
Слайд 3Тема 3
Cуществуют 3 класса производителей, которые могут считаться потенциальными участниками
рынка:
существующие фирмы, имеющие необходимые технические средства, технологии, оборудование (в том
числе развернутые на орбитах космические системы), которые можно использовать для предоставления новой услуги, но не реализующие свои возможности;
действующие фирмы, предоставляющие данную услугу другим территориям, отраслям хозяйственной деятельности и др.;
новые фирмы.
В целях определения рынка следует установить также группы потребителей уже представленных на нем, а также потенциальных потребителей.
Группировку можно проводить по:
отраслям и сферам хозяйственной деятельности;
объему, составу и структуре потребляемых услуг;
финансовому положению;
уровню подготовленности к потреблению и развитости внутренней инфраструктуры
и т.п.
Слайд 4Тема 3
Спрос представляет собой платежеспособную потребность. Объем рыночного спроса на
космические услуги как по российскому рынку в целом, так и
по региональным рынкам определяется тем количеством услуг, которые могут быть востребованы группами потребителей, представляющих РФ в целом, отдельные отрасли и сферы хозяйственной деятельности, регионы, крупные предприятия и организации, обращающиеся к имеющимся (известным, доступным) фирмам-операторам, торгующим космическими услугами.
Слайд 5Тема 3
Критерий конъюнктуры рынка, т.е. соотношения спроса и предложения выглядит
как:
(+) – неудовлетворённый спрос
(-) – невостребованное предложение
где:
Q
- объём продаж (+) или невостребованный спрос (-) коммерческих услуг;
Cij - цена, предлагаемая j-ым потребителем по i-ой услуге;
(расходы на получение i-ой услуги j-го потребителя;)
nij - объём потребных услуг в натуральном выражении или емкость рынка;
Цij - цена i-го вида услуг производителя;
Pij - предложение по i-му виду услуг.
Слайд 6Тема 3
Если возникает избыточный спрос, т.е. спрос за вычетом имеющихся
возможностей предоставления услуг, есть Q> 0, то имеет место "рынок
продавца".
Это означает, что любая продукция и услуги будут востребованы, даже если они не во всем устраивают потребителя. В этом случае возникает конкуренция среди покупателей, а не продавцов,
Если Q < 0, т.е. производство продукции и услуг превышает спрос, имеет место "рынок покупателя". Потребители имеют возможность сравнивать продукцию и услуги разных Фирм, оценивать степень удовлетворения своих потребностей. Соизмеряя свои финансовые возможности, свои бюджеты, цены на услуги в их потребительские свойства, пользователи формируют спрос на отдельные виды услуг.
Слайд 7Тема 3
Любая продукция или услуга рано или поздно уходят с
рынка в силу различных причин, но главным образом вследствие снижения
спроса на нее со стороны потребителей. За время своего существования продукция проходит несколько фаз развития, что отражается в динамике первоначального нарастания и последующего снижения спроса на нее.
Слайд 8Тема 3
Период существования товара от его идеи до прекращения производства
и сбыта называется жизненным циклом товара.
Слайд 9Тема 3
Стадии жизненного цикла продукции или услуги
Слайд 10Тема 3
Проблемы, возникающие в связи с цикличностью жизни товаров, связаны:
с
определением особенностей протекания ЖЦТ, производимых данной фирмой;
с определением фаз цикла;
с
постоянным слежением за поведением товаров, пребывающих в определенных фазах цикла;
с заменой товаров, находящихся в фазе спада и исчерпывающих свои рыночные возможности;
с продлением нахождения товаров на рынке путем модернизации, поиска новых ниш, проведения интенсивной рекламы
и др.
Слайд 11Тема 3
Космические услуги как товар имеют следующие особенности:
1. Номенклатура (перечень)
услуг сравнительно устойчива.
2. Космическая техника, производящая услуги, а также технология
и организация предоставления услуг в сильной степени влияют на издержки, социально-экономические характеристики услуг, их потребительские свойства.
3. Структурные сдвиги в производстве и предоставлении услуг происходят в сторону услуг с большими возможностями для потребителей.
4. Отраслевой принцип производства услуг, как правило, сочетается с территориальным.
Слайд 12Тема 3
Маркетинговая деятельность
на разных фазах жизненного цикла товара
Слайд 13Тема 3
Изменение маркетинговых характеристик
при прохождении товара через фазы жизненного
цикла
Слайд 14Тема 3
Спрос можно подразделить на:
существующий в данный момент на рынке;
потенциальный,
определяемый покупательной способностью и числом потенциальных потребителей;
желательный, при котором обеспечивается
баланс (равенство) возможностей производителя (продавца, фирмы) и потребностей рынка, а также оптимально используются ресурсы производителя и обеспечивается необходимый уровень рентабельности.
Слайд 15Тема 3
Емкость рынка характеризует принципиально возможный или потенциальный максимальный спрос
на данную услугу.
Существует много методов оценки спроса:
факторный анализ,
вычисление трендов,
сравнительный анализ,
экспертные методы,
статистическое моделирование.
Слайд 16Тема 3
Для продажи продукции на выбранном рынке фирмы стремятся овладеть
определенной долей данного рынка.
При этом, для российского рынка российский
экспорт и импорт можно трактовать как выплаты по взаимозачетам от международного обмена
Распределение рынка космических услуг на отдельные доли
Слайд 17Тема 3
Общий объем производства услуги определяется как сумма производства услуги
на данном рынке всеми фирмами-операторами в стоимостных и (или) натуральных
показателях:
где: Vi - объем предоставления услуги конкретным оператором связи.
При этом доля конкретной фирмы-оператора, предоставляющей данную услугу, определяется как:
Слайд 18Тема 3
В качестве примера рассмотрим объем производства на рынках космической
связи (телекоммуникаций) и ДЗ
где:
nj — число каналов связи, предоставляемых j-ой
фирмой ТЕЛКО (телекоммуникации);
NΣTK — общий объем производства услуг (общее число каналов связи).
где:
qi— объем ДЗЗ, предоставляемых i-ой фирмой ДДЗ (снимки, изображения, карты);
QΣДЗЗ— общий объем услуг ДДЗ.
Слайд 19Тема 3
Анализ рынков космических услуг для оценки уровня конкуренции (монополизма)
и принятия решения о выходе на данный рынок может осуществляться
фирмой-оператором с помощью показателей, учитывающих:
динамику во времени (развития);
число фирм на рынке;
сбалансированность по размеру.
Слайд 20Тема 3
Рынок может иметь большое количество фирм, но доминировать будет
одна фирм.
Рынок, на котором присутствует небольшое количество равномерно сбалансированных фирм,
может быть более конкурентоспособным.
В случае однородности услуг данного рынка доли рынка (фирм-операторов) лучше оценивать в натуральных показателях.
При неоднородности услуг данного рынка, его объем, и количество предоставленных услуг следует оценивать в стоимостном выражении (присутствие дорогих и качественных услуг, а также дешевых и низкокачественных).
Слайд 21Тема 3
Показатель концентрации рынка
Коэффициент концентрации CR рассчитывается как доля нескольких
крупнейших производителей в общей величине рынка:
если CR > 70%, рынок
сильно концентрирован и необходимы государственный контроль и регулирование в отрасли-производителе;
если 45% < CR < 70% — умеренно концентрированный рынок, умеренный контроль и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов;
если CR < 45% — неконцентрированный рынок, необходим общий контроль за деятельностью предприятий данной отрасли.
Слайд 22Тема 3
Индекс Герфинделя-Гиршмана HHI
Представляет собой более точную характеристику уровня
концентрации (монополизации) рынка. Чем больше значение HHI, тем более влиятельны
крупнейшие компании (фирмы).
HHI рассчитывается как
где
n - число фирм, действующих на рынке;
Di – доля компании на рынке.
Слайд 23Тема 3
Соразмерно с показателем HHI рынки и характер государственного воздействия
классифицируются по степени концентрации:
при HHI > 1800 — высокая степень
концентрации;
при 1000 < HHI < 1800 — умеренная;
при HHI < 1000 — слабая.
Слайд 24Тема 3
Оценка влияния уровня цен на спрос
Чувствительность спроса к
изменению цен характеризуется ценовой эластичностью, которая измеряется изменением спроса q
в процентах на один процент изменения цены Ц.
где: q1,q2 - количество продукции, приобретаемое по цене Ц1 и Ц2.
Слайд 25Тема 3
Различают эластичный и неэластичный спрос.
Эластичным называется такой спрос,
при котором незначительные изменения цены приводят к значительным изменениям потребления.
При эластичном спросе изменение цены на 1% дает более одного процента изменения объема сбыта (роста), в результате чего снижение цены вызывает такой рост спроса и объема продаж, что общая выручка возрастает.
При эластичном спросе Е > 1 по модулю.
В случае неэластичного спроса значительные изменения цены приводят лишь к малым изменениям спроса, т.е. Е < 1.
При неэластичном спросе увеличение цены на один процент привело к незначительному падению потребления, поэтому общая выручка от реализации увеличилась. Но цену можно повышать до тех пор, пока спрос не станет эластичным и доход упадет.
Если величина эластичности спроса равна 1, то при однопроцентном изменении цены и сбыт изменяется на один процент.
Механизм эластичности можно использовать в каждом конкретном случае, когда решается вопрос об изменении цены.
Слайд 26Тема 3
Реакция потребителей на изменение цены при различном характере спроса
Слайд 27Тема 3
При возрастающей конкуренции и более гибком подходе к ценообразованию
в большей степени преуспевают в стимулировании спроса то фирмы, которые
делают акцент на "специальном предложении" - услугах, отражающих действительные (часто эксклюзивные) потребности покупателей. В этом случае цены, как правило, носят договорной характер.