Слайд 1Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношении.
А. Б. Лутцев
Слайд 2Основные функции маркетинга:
1. Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной
структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды предприятия.
Слайд 32. Производственная: разработка новых товаров, организация их производства, организация материально-технического снабжения,
управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
Слайд 43. Сбытовая: организация системы товародвижения, организация системы формирования спроса и стимулирования
сбыта и системы продаж (реклама), товарная политика, организация сервиса, ценовая
политика.
Слайд 54. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля, планирование и
информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций на предприятии, управление рисками.
Слайд 6
5. Инновационная: выработка стратегии создания новой продукции.
Слайд 7Цели маркетинга:
Максимизация потребления
Максимизация ассортимента (выбора)
Максимизация удовлетворенности потребителя (уровень сервиса)
Максимизация
качества жизни
Слайд 8Задачи:
I. Изучение рынка услуг, его прогнозирование;
II. Изучение поведения клиентов;
III.
Изучение спроса на услуги и факторов, влияющих на него;
IV. Изучение
конкурентов, оказывающих такие же услуги;
V. Изучение наиболее эффективных способов продвижения на рынок своих услуг.
Слайд 9Субъекты маркетинга в здравоохранении
Пациенты
Медицинские учреждения
Медицинские работники
Органы управления здравоохранением
Страховые медицинские организации
Слайд 10Контролируемые факторы – это факторы, которыми могут управлять руководители и
сотрудники самой организации.
Слайд 11Контролируемые факторы:
Выбор целевых рынков
Выбор целей маркетинга
Организация маркетинга
Структура маркетинга
Руководство всеми
этими процессами
Слайд 12Неконтролируемые факторы:
Потребители (пациенты)
Конкуренция
Государство
Экономика
Лечебно-диагностические технологии
Средства массовой информации
Слайд 13Факторы маркетинговой макросреды:
Экономические
Демографические
Природные
Технологические
Культурные
Политические
ЛПУ, оказание медицинской помощи
Слайд 14 С точки зрения маркетинга важны следующие моменты:
Область деятельности
Общие
цели
Роль маркетинга
Роль других функций
Корпоративная культура организации
Слайд 15Процесс стратегического планирования
Определение задачи организации
Создание стратегических подразделений
Установление целей маркетинга
Ситуационный анализ
Реализации
тактики
Контроль (мониторинг) результатов
Слайд 16Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении должна стать
стратегия социально-этического маркетинга.
Слайд 17«Медицинская помощь» - это совокупность «медицинских услуг», а «услуга» это
экономический термин уже из области товарно – денежных, рыночных отношений.
Слайд 18Рынок - это совокупность отношений, выраженных определенной экономической обособленностью производителей
и потребителей продуктов и услуг и возмездностью их взаимодействия.
Слайд 19Производитель услуг (МО)
Потребитель услуг (пациент)
Предложение = товар (медицинская услуга)
Спрос =
деньги
Цена
Цена предложения
Цена спроса
=
Равновесная цена
Слайд 20Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех составляющих: предложение,
спрос и цена.
Слайд 21Спрос - это количество медицинских услуг, которое желают и могут
приобрести пациенты за условный период по определенной цене.
Слайд 23Сам спрос условно делится на две составляющие: первая — формирование
спроса на услуги, вторая — удовлетворение спроса.
Слайд 24Формирование спроса — это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей с
целью повышения существующего уровня спроса до желаемого, приближающегося к уровню
предложений данной организации.
Слайд 25Удовлетворение спроса — это целенаправленное воздействие на саму организацию, сеть
сбыта и покупателей с целью максимального обеспечения товарами и услугами
в соответствии с запросами и нуждами клиентов.
Слайд 26На спрос оказывают влияние и другие факторы:
1. Уровень доходов
населения (чем выше доход, тем больше возможностей получать медицинские услуги).
Слайд 272. Демографическая ситуация (численность населения - количество потенциальных пациентов, изменения
в структуре населения, например, постарение населения увеличивает спрос на медицинское
обслуживание и лекарства).
Слайд 283. «Форсирование спроса» на медицинские услуги со стороны врачей (их
диагнозы и рекомендации способны изменять спрос), т.е профессиональная медицинская ориентация.
Слайд 294. Изменение «вкусов» - запросов пациентов (мода на определенные пластические
операции привела к большому спросу на них).
Слайд 30Предложение - это количество медицинских услуг, которое могут оказать за
определенный период времени населению медицинские организации.
Слайд 32На предложение медицинских услуг оказывают влияние такие факторы, как:
1. Наличие
современного медицинского оборудования и техники;
Слайд 332. Увеличение количества конкурентов - производителей медицинских услуг на рынке;
Слайд 343. Процент обеспеченности медицинских организаций квалифицированными кадрами.
Слайд 35Цена - это денежное выражение стоимости услуг.
Слайд 36Цена спроса это та максимальная цена, по которой пациент согласен
получить данную услугу.
Слайд 37Цена предложения - это та минимальная цена, по которой производители
еще готовы оказывать данную услугу пациентам.
Слайд 38«Равновесная цена» - это ценовая категория, которая устраивает наибольшее количество
производителей и потребителей медицинской услуги.
Слайд 39Особенностью равновесной цены является ее эластичность: если под влиянием некоторых
факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении, или снижение предложения
при неизменном спросе, то цена возрастет; если при неизменном предложении произойдет снижение спроса, или возрастет предложение при неизменном спросе, то цена снизится.
Слайд 40В результате достигается оптимальный объем предложенных медицинских услуг, соответствующий спросу.
Слайд 41Рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического равновесия между спросом
и предложением.
Слайд 42Рынок – это саморегулирующаяся система.
Слайд 43Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинского
назначения, фармакологических средств, лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.
Слайд 44Конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия
и результаты коммерческой деятельности.
Слайд 45Совершенная («чистая») конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда
отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но
формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Слайд 46Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне
малое количество предприятий (для здравоохранения - медицинских организаций).
Слайд 47Монополия — тип рыночной структуры, в которой отсутствуют значимые конкуренты
(для здравоохранения типично предложение медицинских услуг, не имеющих аналогов).
Слайд 48Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции.
Слайд 49Рынок функционирует на трёх принципах:
1. Эквивалентность
2. Возмездность
3. Взаимовыгодность
Слайд 50Составляющие рынка в здравоохранении:
Слайд 51Особенности рынка медицинских услуг
Слайд 521. На рынке медицинских услуг выступают пять групп субъектов: пациент,
МО, медицинские работники, СМО, органы управления.
Слайд 532. Асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских
свойств получаемой услуги.
Слайд 543. Доверие к продавцу медицинских услуг.
Слайд 554. Качественная медицинская услуга, которую можно легко продать.
Слайд 565. Приоритетность медицинских услуг.
Слайд 576. Отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и
конечным результатом.
Слайд 587. Приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.
Слайд 601. Неосязаемость медицинской услуги.
Слайд 612. Невозможность ощутить до момента её приобретения.
Слайд 623. Неотделимость от источника услуги.
Слайд 645. Непостоянство качества медицинской услуги.
Слайд 656. Медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно.
Слайд 66Ценообразование – это процесс формирования цен, определения их уровня.
Слайд 67Задачи ценообразования:
1. Расширение рынка сбыта услуг здравоохранения,
2. Увеличение массы
прибыли,
3. Обеспечение баланса спроса и предложения,
4. Объёма денег и
объёма услуг в здравоохранении.
Слайд 68 Законы ценообразования
1. Цена стремится к такому уровню,
при котором спрос равен предложению.
Если под влиянием неценовых факторов
произойдёт повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, - цена возрастает.
Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократиться или при неизменном спросе увеличится предложение - цена снизится.
Слайд 69Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия:
1) стоимость лечения
в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой;
2) соотношение объема
и качества медицинской помощи.
Слайд 71Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и
оплата труда работников МО в расчете на единицу услуг.
Слайд 72Прибыль – результат финансовой деятельности.
Слайд 73Уровень рентабельности – это соотношение прибыли к затраченным ресурсам.
Слайд 74Основные сегменты рынка частной медицины в России %