Слайд 1Маркетинговые исследования
Эксперимент
Слайд 2 Управляемый процесс изменения одной или нескольких независимых переменных для измерения
их влияния на одну или несколько зависимых переменных при условии
исключения влияния посторонних факторов
Эксперимент
Слайд 3Манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на
зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых
параметров
Независимая – цена
Зависимая – объем продаж
Эксперимент
Слайд 4План проведения эксперимента (experimental design) – это комплекс экспериментальных процедур
по определению единиц наблюдения и состава выборки; независимых переменных; зависимых
переменных; методов исключения влияния посторонних факторов.
Слайд 5Единицы наблюдения (test units) – это люди, организации либо иные
наблюдаемые объекты, чья реакция на независимые факторы подлежит изучению
(потребители, магазины,
географические зоны)
Слайд 6Независимые переменные (independent variables) – это переменные, которыми манипулирует исследователь,
и результат от воздействия которых подлежит измерению и сопоставлению.
(уровень цен,
дизайн упаковки, тематика рекламы)
Слайд 7Зависимые переменные (dependent variables) – это факторы, или показатели, с
помощью которых измеряется воздействие базисных факторов на тестируемые элементы.
(объемы продаж,
прибыль, доля рынка)
Слайд 8Посторонние переменные (extraneous variables) – это все прочие факторы, кроме
независимых, воздействующие на реакцию единиц наблюдения.
(торговая площадь магазина, его местоположение,
сбытовая политика)
Слайд 9Установление причинно-следственной связи
Оценка влияния одной переменной на другие
Цели эксперимента
Слайд 11Эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью
исключить влияние побочных факторов
Оценка рекламы в искусственных условиях
Лабораторные эксперименты
Слайд 12Проводятся в реальных условиях:
в магазинах,
на дому у потребителей,
на
рабочем месте и т.д.
Полевые исследования
Слайд 13Вид контролируемого эксперимента, который проводится на ограниченной и тщательно отобранной части всего
рынка, называемой пробным маркетингом
(test market)
Пробный маркетинг
(test marketing)
Слайд 14Оценка степени успешности выхода продукта на рынок
Опробывание вариантов комбинаций некоторых независимых
факторов
Цели пробного маркетинга
Слайд 16Организация испытывает продукты и другие переменные комплекса маркетинга через обычные
каналы сбыта товаров, используемые данной организацией
Высокая стоимость
Высокая цена
Длительность по времени
Отсутсвие
конфиденциальности
Стандартное тестирование рынка
Слайд 17Проводится специализированными исследовательскими фирмами, которые осуществляют реализацию товаров через определенных
дистрибьютеров, поощряемых за участие в проведении эксперимента.
Каналы дистрибьюции могут отличаться
Контролируемое
тестирование
Слайд 18Участники потребительской панели получают специальные идентификационные карточки, которые они предъявляют
при покупке товара.
Возможное несоответствие реальному рынку
Электронное тестирование
Слайд 19Изучение реакции потребителей на новый продукт, в условиях, имитирующих реальные.
Имитационное
тестирование
Слайд 20Высокая стоимость
Известность продукта конкурентам
Временной лаг
Меньшая степень контроля по сравнению с
лабораторными
Недостатки пробного маркетинга
Слайд 21Определение необходимой информации
Манипулирование одной или несколькими переменными
Наблюдение эффекта и последствия
действий
Определения степени влияния изменяемой переменной на возникший эффект
Этапы проведения эксперимента
Слайд 22Единицы наблюдения и разделение их на однородные подгруппы
Независимые переменные
Зависимые переменные
Методы
исключения влияния посторонних факторов
Элементы плана эксперимента
Слайд 23X — воздействие на группу единиц наблюдения некоторых независимых переменных
(условий, событий), результат которого необходимо установить
О — процесс наблюдения или
измерения зависимой переменной для единиц наблюдения или их групп
R — случайное распределение единиц наблюдения или их групп по отдельным выборкам
Условные обозначения
Слайд 24движение слева направо означает движение во времени
горизонтальное расположение символов означает
их принадлежность к одной выборке
вертикальное расположение символов означает, что они
относятся к событиям или процессам, происходящим одновременно.
Правила записи
Слайд 25События должны происходить в соответствующем порядке
Причина должна быть статистически связана
с эффектом
Альтернативные объяснения должны быть сведены к минимуму
Критерии действенности эксперимента
Слайд 26 Показатель, характеризующий степень устранения альтернативных объяснений результатов эксперимента
Внутренняя достоверность
Слайд 27Предварительное измерение
Взаимодействие
Влияние фона
Естественное развитие
Инструментальная погрешность
Отбор
Выбывание
Факторы, влияющие на внутреннюю достоверность
Слайд 28Формулируются более точные предсказания
Изменения причины влекут более сильные изменения следствия
Эффект
воздействия полностью изменяет преобладающую тенденцию
Внутренняя достоверность выше, если:
Слайд 29 Показатель, характеризующий репрезентативность и обобщаемость результатов
Внешняя достоверность
Слайд 30Угроза смоделированной ситуации
Угроза реагирования
Влияние на внешнюю валидность
Слайд 31Исторические
Специфические события, внешние по отношению к эксперименту, но происходящие одновременно с ним.
Зрелости
Посторонние факторы, связанные
и изменениями в самих единицах наблюдения, происходящих с течением времени
Эффект тестирования
Влияние самого процесса
тестирования на результаты.
Посторонние факторы, влияющие на эксперимент
Слайд 32Инструментарий
Посторонний фактор, включающий изменения в способах оценки и в действиях самих исследователей.
Статистическая регрессия
Единицы
наблюдения с крайними значениями показателей приближаются к средним значениям в процессе эксперимента.
Отклонения выборки
Неверного
определения состава групп единиц наблюдения для оценки действия независимой переменно
Посторонние факторы, влияющие на эксперимент
Слайд 34Применяется если известен определенный признак — дополнительная переменная, -- то его
можно исключить.
Метод исключения
Слайд 35Используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его
избежать нельзя.
Метод выравнивания условий
Слайд 36Применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать
его воздействия невозможно. Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в
разных местах, на разных категориях людей и т. п.
Метод рандомизации
Слайд 38Не включает контроль посторонних факторов методами случайного отбора.
Однократные исследования
Предварительные
и итоговые исследования в рамках одной экспериментальной группы,
Модель статичной группы
Предварительный эксперимент (preexperimental
designs)
Слайд 39Исследователь формирует группы единиц наблюдения и определяет варианты независимых переменных для
каждой группы на случайной основе.
Модели предварительного и последующего исследования с использованием контрольных
групп
Итоговые исследования с применением контрольных групп
Действительный эксперимента(true experimental designs)
Слайд 40Исследователь не может в полной мере управлять независимыми переменными, но
может использовать часть процедур и приемов действительного эксперимента.
Временные ряды
Множественные временные ряды
Псевдоэксперимент
(quasi-experimental designs)
Слайд 41Серия базовых экспериментов, предоставляющих возможность статистического контроля и анализа внешних факторов.
Статистические модели (statistical design)