Слайд 1Маркетинговые исследования и инструменты маркетинга территорий
Лекция 2. 4 часа
2019, Новосибирск
Слайд 2Исследование целевых рынков и позиционирование территории.
Инструменты маркетингового исследования территории.
Система региональных
рынков.
Процедура и методология маркетингового исследования. Источники, методы сбора, статистическая
обработка информации.
Диагностика экономических процессов
Система социально-экономических показателей развития региональных рынков (региональные индикаторы) и методы их расчета.
Маркетинговые исследования населенных пунктов Проведение SWOT- анализа территории.
Слайд 3МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ: 2 этапа
Позиционирование
Продвижение (реализация)
1
2
Слайд 4Позиционирование территории – это место, которое по мнению целевых потребителей
(инвесторов, туристов, жителей региона, временно работающих и проживающих на территории),
занимает данный регион среди аналогичных регионов.
Позиционирование территории – это первое стратегическое решение, базирующееся на результатах SWOT-анализа, исследованиях целевых рынков и использовании других инструментов переработки маркетинговой информации о состоянии окружающей рыночной среды и факторах, воздействующих на перспективы развития территории.
Цель позиционирования – выбор наиболее выгодных целевых сегментов рынка и определение направлений развития от нынешних к желаемым конкурентным позициям товаров и услуг территории как внутри ее, так и за ее пределами.
Слайд 5Инструменты маркетинговой стратегии
Этап 1. Позиционирование
Слайд 6
Инструменты маркетинга территорий
1. Экономические индикаторы - макроэкономические показатели, публикуемые в
форме отчетов и отражающие состояние национальной/региональной экономики.
2.Индексы- показатель, используемый для
измерения динамики экономических процессов
3.Рейтинг – формализованная информация в виде шкал сопоставления ряда анализируемых объектов по определенным интегральным характеристикам
4.Анализ целевых рынков, позиционирование
Слайд 7Исследование целевых рынков и позиционирование территорий
В основе исследования целевых рынков
заложено изучение рыночного спроса и предложения для целевых потребителей внутри
территорий и за ее пределами (общий объем продаж значимого для территории товара, услуги в определенный период времени).
На величину спроса оказывают влияние:
факторы внешней среды, не контролируемые территорией,
факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами, посредниками
поведение потребителей.
Слайд 9Регион – это часть территории РФ, обладающая общностью природных, демографических,
социально-экономических, национальных, культурных и других условий, может совпадать или не
совпадать с границами территорий субъекта РФ, либо объединение нескольких субъектов
Региональный рынок – это территориальные экономические институты, которые дают возможность покупателям и продавцам обмениваться материальными благами и услугами, т.е. это сфера пересечения интересов рыночных субъектов, участвующих в процессе товарообмена в регионе.
Слайд 114. Процедура и методология маркетингового исследования. Источники, методы сбора, статистическая
обработка информации.
Маркетинговые исследования - вид деятельности, который с помощью
информации связывает маркетолога с потребителями, покупателями и общественностью. Систематическое определение круга данных, необходимых для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий.
Ф. Котлер
Слайд 12
Что означает бизнес-анализ МИС?
Понятие и система маркетинговой информации
Слайд 13Система маркетинговой информации или МИС (marketing information system) — постоянно действующая
структура взаимосвязи людей и методических приёмов сбора, сортировки, анализа и
распределения используемой при принятии маркетинговых решений современной и достоверной информации.
МИС – система, в которой осуществляется формальный сбор, хранение, анализ и предоставление менеджерами маркетинговой информации- в соответствии с их запросами, на регулярной и планируемой основе.
Слайд 14Виды маркетинговой информации
апрель 2014г.
Преподаватель – Князева И.В.
Слайд 15
Специальные исследования
Вторичные
исследования
(кабинетные)
Первичные исследования (полевые)
Качественные
Интервью
Глубинное интервью
Фокус-группа
Неструктурированное
наблюдение
Эксперимент
Хронометраж, замеры
Количественные
Стандартизованный
опрос (персональный,
телефонный,
почтовый, on-line)
Панель
Структурированное
наблюдение
Анализ Интернет
Анализ ранее
проведенных
исследований
Анализ данных
Статистики
Анализ отраслевых
изданий
Классификация видов
маркетинговых исследований
Слайд 16Территория
Контрагенты
Конкуренты\
Потребители
Демографическая составляющая
Социально-культурная составляющая
Институциональная среда
Научно-техническая и технологическая составляющие
МИКРОСРЕДА
МАКРОСРЕДА
Экономическая составляющая
Основные
объекта маркетингового
анализа (марко и микросреда)
Слайд 17Маркетинговую информацию можно определить как отраженное многообразие динамичных параметров рынка.
Система функционирования маркетинговой информации.
Слайд 18Направления исследования в маркетинге территорий
Слайд 19 Процедура и методология маркетингового исследования
Слайд 205. Диагностика экономических процессов и анализ конъюнктуры территориальных рынков
Диагностика позволяет
определить надежность региональных систем, выявить "болевые точки", узкие места с
целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений. При этом важно выяснить взаимосвязи, зависимости, которые являются определяющими для развития региона.
Конъюнктура региональных рынков – совокупность природных, экономических, социальных, правовых и др. условий, влияющих на производство, обращение, сбыт, цены товаров в определенный период времени, т.е. ситуация сложившаяся на рынке в определенный период времени под влиянием различных факторов.
Слайд 21Диагностика экономических процессов
система способов и методов, используемых информационно-аналитическими службами
и маркетинговыми центрами, для анализа: состояния и выявления тенденций складывающихся
на рынках,
определения факторов, оказывающих влияние на их формирование и функционирование.
Слайд 22Диагностика позволяет выявить соотношение между:
• спросом и предложением, характеризующее
удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;
• источниками формирования
и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона;
• наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающее возможности рационального использования трудового потенциала;
• объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии;
• концентрацией производства, социальной инфраструктуры и плотностью населения;
• темпами роста цен и доходов населения;
• объемом ввоза и вывоза и др.
Слайд 236.Система социально-экономических показателей развития региональных рынков (региональные индикаторы) и методы
их расчета.
рыночной ситуации
характеризующие изменение цен
движение товарной массы
оценки социально-экономической эффективности
товарных рынков
Слайд 25
Показатели ,характеризующие изменения цен
Слайд 26Показатели ,характеризующие движение товарной массы
Слайд 27Группы показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности товарных рынков.
Слайд 28Методы расчета:
абсолютные показатели
относительные показатели
индикаторы
индексы
группировки
корреляционный анализ
средние значения
Слайд 29
Основные абсолютные показатели
Валовой внутренний продукт,
Объем промышленной продукции
Валовая продукция
сельского хозяйства,
Товарные ресурсы
Инвестиции в нефинансовые активы
Иностранные инвестиции в
экономику
Прямые и портфельные инвестиции
Грузооборот транспорта
Оборот оптовой и розничной торговли
Внешнеторговый оборот
Финансовые показатели (дебиторская и кредиторская задолженность)
Слайд 30Показатели, характеризующие уровень жизни и доходы населения
Показатели, характеризующие труд и
занятость населения
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Величина прожиточного
минимума
Коэффициент Джини
Потребительские расходы семей
Баланс денежных доходов и расходов населения
Номинальные денежные доходы населения
Реальные денежные доходы населения
Покупательная способность денежных доходов населения
Слайд 31Группы показателей, характеризующих уровень/качество жизни населения
Слайд 327. Маркетинговые исследования населенных пунктов. Проведение SWOT- анализа территории
Маркетинговые исследования
населенных пунктов:
Статистические показатели
Имидж
Опросы экспертов и маркетинговые анализ
Важным объектом анализа является
маркетинговая составляющая – имидж территории, продвижение, действенность маркетинговых коммуникаций, уровень публичности власти, демографические характеристики
Слайд 33SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов
и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые
стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
SWOT-анализ
Слайд 34
SWOT- анализ – основа планирования развития территории, информационная база, позволяющая
оценить сильные и слабые стороны развития региона, возможности и угрозы
Анализу
подвергается широкий спектр вопросов - состояние социальной сферы,
природные ресурсы,
экономический потенциал,
геополитическое положение,
организация и управление на территории
На основе SWOT-анализа дается комплексная оценка текущего состояния территории, ее конкурентоспособности. SWOT-анализ, безусловно, должен предшествовать любому варианту планирования развития территории, выступать его информационной базой
Слайд 36. SWOT-анализ территории: туризм
Слайд 38Аналитическое представление SWOT-анализа территории
Слайд 40SWOT-анализ Республики Бурятия на основе материалов комплексных рейтингов и моно-рэнкингов