Слайд 1МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Слайд 2ЭТАПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ:
1. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ,
2. РАБОТА НА МАРШРУТЕ,
3. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ ПУТЕШЕСТВИЯ (ЗАЩИТА)
Слайд 3
Подготовка к путешествию
Определение идеи (проблемы) образовательного путешествия:
Подготовка к образовательному
путешествию начинается с определения его темы и, что не менее
важно, - его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современных школьников, способно повести его в путешествие.
Необходимо ввести учеников в контекст предстоящего исследования: дать основные термины и понятия, снабдить информацией, которая может им понадобиться в ходе самостоятельной работы на маршруте. Обсудить цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения. Путешествие предполагает наличие у учеников определенного багажа знаний, к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута.
При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры, исследование, которых позволит учащимся, справится с задачей.
Требования к объектам образовательного путешествия:
- Являться единичным выражением всеобщих законов существования, указывать на смыслы и структуры, лежащие вне данного конкретного объекта.
- Давать возможности для индивидуального творческого развития личности, выраженного в применении «домыслия», «дофантазирования» в его собственном восприятии.
Предоставлять возможности для выявления тех многообразных связей, которые существуют в культурном пространстве как на уровне реальной действительности, так и на уровне понятий и представлений.
Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.
Слайд 4Маршрутный лист
Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только
указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а
также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности учащихся.
В маршрутном листе указаны:
- Объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности (в иных случаях составление маршрута доверяется самим участникам путешествия).
- Порядок действий учащихся при исследовании данных объектов.
- Вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание учащихся, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать информацию.
- Вопросы должны носить открытый характер, стимулировать учеников высказывать версии и предположения и аргументировать их обращаясь к объекту исследования.
Слайд 12Работа на маршруте
Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учащихся
на маршруте. Который может пролегать как в реальном, так и
в виртуальном пространстве.
Образовательное путешествие предполагает работу детей в малых группах, по 6-9 человек, в зависимости от возраста участников. Каждый, из которых может получить как индивидуальный, так и групповой маршрут.
Совокупность исследований, совершенных учениками на разных маршрутах, дает возможность изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить различные ее аспекты.
На первых порах, пока у учащихся нет определенных навыков исследовательской деятельности, предпочтительнее, чтобы каждую группу сопровождал педагог. Во время работы на маршруте он направляет внимание на тщательное изучение объекта, помогает найти пути получения информации, организует исследовательскую деятельность.
Не менее важно научить детей работать в группе: выслушивать суждения каждого участника путешествия, настраивать учащихся помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы, корректировать собственные представления в процессе обсуждения, вести конструктивный диалог.
Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники, столкнутся с «неразрешимыми» вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути поиска недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования.
Слайд 13Заключительная часть работы. Защита
Путешествие не может быть завершенным до тех
пор, пока не будут подведены его итоги. Итоговое занятие проводится
в форме защиты проведенного исследования. Ученикам предоставляется возможность отстоять свое мнение, гипотезу, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия.
Защита строится как проблемное обсуждение в результате, которого высказываются версии по поводу заявленной в ходе подготовки проблемы путешествия.
Всем участникам раздаются маршрутные листки по каждому направлению образовательного путешествия.
Ученикам предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать свою точку зрения с помощью сведений полученных в процессе защиты исследований.
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ
защита строится таким образом, чтобы в обсуждении
высказалось как можно больше участников путешествия и гостей;
за педагогом закрепляется
право задавать уточняющие вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;
обсуждение носит непредсказуемый характер и требует от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;
задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;
поощряется деятельность учеников, связанная с размышлениями, построениями версий и гипотез, доминантой обсуждения являются предположения и их аргументация;
оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения;
снижение оценки может быть связано с недостаточной тщательностью исследовательской работы на маршруте, что приводит к слабой аргументации высказываемых мнений и предположений, а также с неумением слушать выступления других участников образовательного путешествия.