Разделы презентаций


Массовый ( демоскопический ) опрос Лекция 5

Содержание

«Проклятие гуманитарных наук состоит в том, что они имеют дело с «говорящими субъектами». Недостаточно «взяться выслушать субъектов, чтобы узнать истину об их поведении и даже о его причинах, выдвигаемых самими субъектами».Пьер

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Массовый (демоскопический) опрос Лекция 5

Массовый (демоскопический) опрос  Лекция 5

Слайд 2«Проклятие гуманитарных наук состоит в том, что они имеют дело

с «говорящими субъектами». Недостаточно «взяться выслушать субъектов, чтобы узнать истину

об их поведении и даже о его причинах, выдвигаемых самими субъектами».

Пьер Бурдье:

«Проклятие гуманитарных наук состоит в том, что они имеют дело с «говорящими субъектами». Недостаточно «взяться выслушать субъектов,

Слайд 3«Поле»
Социологи называют «полем» совокупность работ по сбору информации.
В «полевые работы»

входит:
Выезд на место проведения опроса
Создание штаба исследования, в котором будет

постоянно находиться руководитель поля, будут средства связи, анкеты, это место сбора команды, в котором будут проходить инструктажи интервьюеров, обсуждения, куда будут стекаться собранные материалы исследования.
Конструирование реальной выборки (список, инструкций по маршрутизации выборки).
Опрос
Сбор анкет (или данных интервью, фокус-групп и др.)


«Поле»Социологи называют «полем» совокупность работ по сбору информации.В «полевые работы» входит:Выезд на место проведения опросаСоздание штаба исследования,

Слайд 4«Представьте, что чужой человек приходит к вам домой, садится за

ваш кухонный стол и начинает задавать вопросы о сугубо личных

делах, например о состоянии здоровья, о доходах, о планах на будущее, о политических взглядах, о пережитом в молодости, перескакивает с одной темы на другую, не выражает своего мнения, стрижет всех опрашиваемых под одну гребенку, всю беседу ведет, нарушая все нормы общения между культурными людьми». Элизабэт Ноэль-Нойман. Массовые опросы: введение в теорию демоскопии.
«Представьте, что чужой человек приходит к вам домой, садится за ваш кухонный стол и начинает задавать вопросы

Слайд 5Участники исследования
Заказчик, лицо или организация, финансирующее исследование
Руководитель исследования
Исследовательская группа
Руководитель поля
Интервьюеры

– не профессиональные социологи
Опрошенные
Специалисты по выборке, кодировке и обработке данных



Участники исследованияЗаказчик, лицо или организация, финансирующее исследованиеРуководитель исследованияИсследовательская группаРуководитель поляИнтервьюеры – не профессиональные социологиОпрошенныеСпециалисты по выборке, кодировке

Слайд 6Почему интервьюер не должен быть специалистом?
Потому что требуется:
полная объективность,


единообразие опроса,
исследование должно поддаваться повторению
Исследование должно поддаваться перепроверке

его любым другим лицом.
Почему интервьюер не должен быть специалистом?Потому что требуется: полная объективность, единообразие опроса, исследование должно поддаваться повторению Исследование

Слайд 7Особенности интервью, проводимого исследователем
Субъективность
Корректировка и уточнение вопросника по ходу интервью
Исследователь

бессознательно ожидает ответа, подтверждающего его гипотезу
Разные исследователи могут оказывать разное

влияние на респондентов, что снижает повторяемость и исчисляемость данных

Особенности интервью, проводимого исследователемСубъективностьКорректировка и уточнение вопросника по ходу интервьюИсследователь бессознательно ожидает ответа, подтверждающего его гипотезуРазные исследователи

Слайд 8Исследователь и интервьюер
Если исследователь придерживается правил строгого единообразия демоскопического интервью

(единая последовательность, дословно одинаковый текст вопросов и т. д.), то

совершенно непонятно, зачем ему тратить свое время на интервьюирование. При таком стиле опросов он уже не может использовать свои качества ученого.
Исследователь и интервьюерЕсли исследователь придерживается правил строгого единообразия демоскопического интервью (единая последовательность, дословно одинаковый текст вопросов и

Слайд 9Инвариантность
Инвариантность – главное требование к проведению интервью. Ничего не должно

меняться!
Сопоставимость процесса сбора данных,
единообразие обследования и альтернатив ответов,
унифицированное

фиксирование реакций и признаков,
нейтральность,
возможность перепроверки,
возможность воспроизведения исследования другими лицами.
Только наличие в исследовании этих качеств гарантируется результат, не искаженный субъективностью исследователя.


ИнвариантностьИнвариантность – главное требование к проведению интервью. Ничего не должно меняться!Сопоставимость процесса сбора данных, единообразие обследования и

Слайд 10Интервьюер и респондент
Если высказывания респондентов звучат в унисон с мнением

интервьюера, то интервьюер лучше «слышит» респондента и поощряет его своим

ободрением.
Если один интервьюер проводит все интервью, предусмотренные опросом, то следует опасаться влияния его характера и взглядов на результаты исследования.
В исследовании будет присутствовать систематическая ошибка, связанная с личностью интервьюера.
Интервьюер и респондентЕсли высказывания респондентов звучат в унисон с мнением интервьюера, то интервьюер лучше «слышит» респондента и

Слайд 11Усталость интервьюера
В процессе опроса происходит обучение интервьюера. Он быстрее

понимает, к чему клонит респондент. Он узнает доводы, и часто

ему бывает достаточно услышать только несколько слов, чтобы знать, какой вариант ответа выберет респондент.
Это «избирательное слушание», которого следует опасаться, один из опаснейших источников ошибок при проведении исследования методом опросов.
Усталый интервьюер слышит то, что ожидает услышать. Ухо интервьюера становится невосприимчивым. Поэтому лучше в исследовании обучать 100 интервьюеров, чтобы каждый из них провел 7-10 интервью, чем 10 интервьюеров, чтобы каждый провел по 100 интервью.
Усталость интервьюера В процессе опроса происходит обучение интервьюера. Он быстрее понимает, к чему клонит респондент. Он узнает

Слайд 12Стандартизация требует пилотажа
Стандартизация, которая необходима для массового опроса, требует, чтобы

все варианты ответов были четко обозначены. Для этого проводится пробное

интервьюирование с целью обнаружить ошибки формулировок, сделать более полный список «закрытий» ответов и скорректировать композицию вопросника в целом.

Улучшение в ходе обследования недопустимо в силу необходимости соблюдать принцип инвариантности. Простота и ясность вопроса должны быть обеспечены с самого начала.
Стандартизация требует пилотажаСтандартизация, которая необходима для массового опроса, требует, чтобы все варианты ответов были четко обозначены. Для

Слайд 13Анонимность респондентов
Для массового опроса важна анонимность опрашиваемых и их взаимозаменяемость.

Они опрашиваются не как личности, а как члены группы, или,

строже говоря, как «носители признаков».
Анонимность респондентовДля массового опроса важна анонимность опрашиваемых и их взаимозаменяемость. Они опрашиваются не как личности, а как

Слайд 14Последовательность вопросов
Заметная реакция на последовательность вопросов или альтернатив ответа, на

отдельные слова и обороты является досадным недостатком демоскопического метода. Отчасти

это объясняется обозначенным центром внимания для всех опрашиваемых, одинаково направленной логической связью, возникающей в результате определенной последовательности вопросов.
Желательно изгладить из памяти респондента акцент на одном вопросе, чтобы минимизировать влияние всей логической цепочки на ответы.
Только исследователь должен понимать замысел опроса. Для респондента анкета может выглядеть как случайный набор вопросов.

Последовательность вопросовЗаметная реакция на последовательность вопросов или альтернатив ответа, на отдельные слова и обороты является досадным недостатком

Слайд 15Предпосылки искренности
Анонимность опроса.
Скачки в логике, чтобы респондент не реконструировал исследовательский

интерес.
Уступчивость интервьюера, который не дает никакого намёка на «правильный» или

одобряемый вариант ответа, принимая любой ответ как правильный и одобряемый.
Отказ от уличения респондента в противоречиях («но ведь вы только что сказали…»)
Предпосылки искренностиАнонимность опроса.Скачки в логике, чтобы респондент не реконструировал исследовательский интерес.Уступчивость интервьюера, который не дает никакого намёка

Слайд 16Принцип «Спирали молчания»
Респондент охотно и уверенно выражает свою точку зрения,

если он считает ее общественно одобряемой, поддерживаемой большинством.
Те, кто

имеют иной взгляд, боятся почувствовать себя в изоляции, замыкаются, отмалчиваются.

Поэтому надо начинать опрос с нейтрального вопроса, либо с такого, где респондент может ответить, не боясь оказаться в изоляции.
Принцип «Спирали молчания» Респондент охотно и уверенно выражает свою точку зрения, если он считает ее общественно одобряемой,

Слайд 17Факторы, запускающие «спираль молчания»
Трудность формулировок, использование в вопросе абстрактных понятий,

сложных слов, терминов.
Эмоциональная окраска вопроса, позволяющая респонденту понять «одобряемый» вариант

ответа
Вопросы по теме, в который респондент не разбирается, никогда до этого не слышал, и чувствует себя не подготовленным.
Недоверие к интервьюеру, который показывает свою позицию, отличную от позиции респондента.
Искажение по соображениям престижа
Желание отвечать непротиворечиво, разумно («умничанье»)

Факторы, запускающие «спираль молчания»Трудность формулировок, использование в вопросе абстрактных понятий, сложных слов, терминов.Эмоциональная окраска вопроса, позволяющая респонденту

Слайд 18Сколько может длиться интервью?
Эгоистическое т вежливое интервью
Психологический темп и драматургия

интервью
Развлекательные и буферные вопросы
Надоедливые вопросы


Сколько может длиться интервью?Эгоистическое т вежливое интервьюПсихологический темп и драматургия интервьюРазвлекательные и буферные вопросыНадоедливые вопросы

Слайд 19Конструирование вопросника

Конструирование вопросника

Слайд 20Структура вопросника
Вводная часть
Содержит информацию об исследовании, его целях и задачах.
Объясняет

респонденту, что данные исследования будут использоваться. только в обобщенном виде
Предупреждает

об анонимности.

Основная часть
Содержит базовые вопросы исследования

«Паспортичка»
Содержит социально-демографическую информацию о респонденте (пол, возраст, семейное положение, профессию, статус и проч.)

Структура вопросникаВводная частьСодержит информацию об исследовании, его целях и задачах.Объясняет респонденту, что данные исследования будут использоваться. только

Слайд 21ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ
Базовые гипотезы нашего исследования
Политизированность молодежи возросла





Есть два явления: «мода

на политизированность» и реальный интерес к политике. И эти явления

имеют разную природу



Молодежь больше склонна к либерализму, чем к консерватизму, к оппозиционности, чем к конформизму и лоялизму

Необходимые вопросы
Выявить индикаторы политизированности (участие в выборах, митингах, смотрит пол.передачи ТВ, читает пол.контент и др.)
Сравнение «раньше - сейчас»


Измерение индикаторов моды (тусовка, кроссовки, мода как ценность, включенность в субкультуры )
Измерение индикаторов интереса к политике (политические взгляды, знание пол.устройства, пол.лидеров)

Измерение политических взглядов, партийности, оценка атмосферы в стране

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗБазовые гипотезы нашего исследованияПолитизированность молодежи возрослаЕсть два явления: «мода на политизированность» и реальный интерес к политике.

Слайд 22Литература: 1. Девятко И. Методы социологического исследования 2. Белановский С.А. Глубокое интервью.

М.: 2001. 3. Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы: введение в теорию

демоскопии.
Литература:  1. Девятко И. Методы социологического исследования 2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: 2001.  3.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика