Разделы презентаций


Мастер кисти: Рашит Нурмухаметов

Содержание

Рашит МухаметбареевичНурмухаметов (1925 -1986)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 «Мастер кисти: Рашит Нурмухаметов»

«Мастер кисти: Рашит Нурмухаметов»

Слайд 2Рашит Мухаметбареевич
Нурмухаметов
(1925 -1986)

Рашит МухаметбареевичНурмухаметов (1925 -1986)

Слайд 3 Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов родился 4 сентября 1925

года в Уфе.
В одиннадцать лет Рашит начал

ходить в изокружок при Доме пионеров.
В 1950 году окончил Уфимское театрально-художественное училище.
Преподавателями у него были знаменитые живописцы Александр Тюлькин и Порфирий Лебедев.
В 1956 году Рашит Нурмухаметов закончил факультет живописи Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.

Начало пути

Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов родился 4 сентября 1925 года в Уфе.   В одиннадцать

Слайд 4Московского государственного художественного института
им. В.И.Сурикова.

Московского государственного художественного институтаим. В.И.Сурикова.

Слайд 5 C конца 40-х годов ХХ столетия Рашит

Мухаметбареевич был постоянным участником республиканских, декадных, зональных, всероссийских, всесоюзных, международных

и зарубежных выставок.
Его дебютом стала работа «Портрет девушки в белом платке» (была показана на республиканской выставке в 1947 году).
C конца 40-х годов ХХ столетия Рашит Мухаметбареевич был постоянным участником республиканских, декадных, зональных,

Слайд 6 Творчество художника хорошо знали любители живописи многих городов

страны.
Персональные выставки художника с успехом проходили в Уфе

(1970, 1975, 1986), Севастополе и Алма-Ате (1975), Казани и Ленинграде (1976).
Творчество художника хорошо знали любители живописи многих городов страны.  Персональные выставки художника с успехом

Слайд 7 С 1958 года Рашит Нурмухаметов являлся членом Союза

художников.
В 1958-1972 годы работал заведующим художественным отделением

Уфимского училища искусств.
По его инициативе в Уфимском государственном институте искусств было открыто художественное отделение, которое он возглавлял с 1973 по 1980 годы.
В 1960-1965 и 1971-1980 годы Рашит Мухаметбареевич являлся председателем Союза художников Башкирской АССР.
Он избирался депутатом Верховного Совета республики 10-го созыва.
Как председатель Союза художников Башкирии (1970-1980) Р. М. Нурмухаметов много сделал для продвижения новых имен, организации выставок, обсуждений, дискуссий.
Работы художника ныне хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, музеях России и частных коллекциях.

С 1958 года Рашит Нурмухаметов являлся членом Союза художников.   В 1958-1972 годы работал

Слайд 8Уфимский институт искусств.

Уфимский институт искусств.

Слайд 9 Рашит Нурмухаметов работал преимущественно в стиле портрета

и жанровой живописи.
Героями портретных картин художника стали замечательные

люди республики, деятели культуры, простые труженики.
Рашит Нурмухаметов работал преимущественно в стиле портрета и жанровой живописи.  Героями портретных картин

Слайд 10Портрет Сагита Агиша.
Холст. Масло. 1953.

Портрет Сагита Агиша.Холст. Масло. 1953.

Слайд 11Портрет композитора З. Исмагилова. Холст. Масло. 1974.

Портрет композитора З. Исмагилова. Холст. Масло. 1974.

Слайд 12Портрет. Генерал Т.Т. Кусимов. Холст. Масло.

Портрет. Генерал Т.Т. Кусимов. Холст. Масло.

Слайд 13 У Нурмухаметова есть портреты с пафосными образами

(портрет М. Карима «Я россиянин»), а также - более «земные»

и поэтические - «Портрет заслуженного врача РСФСР В.А. Гизатуллина», «Скульптор М. Якубов». Обе работы написаны в 1967 году.
Портреты довольно далеки от точного сходства, - художник стремился укрупнить образы, придать чертам лиц больше значительности и даже героики.
У Нурмухаметова есть портреты с пафосными образами (портрет М. Карима «Я россиянин»), а также

Слайд 14 В портрете Гизатуллин - не просто врач, а

символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное увеличение форм фигуры,

лица, и приближение всей композиции к самому краю горизонтальной рамы, и резкие, контрастные цвета ярких синих и белых красок.
В портрете Гизатуллин - не просто врач, а символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное

Слайд 15Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина.
1967. Холст, масло.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина.1967. Холст, масло.

Слайд 16 То же решение в образе

Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень молодым.

В жизни Мансур был невысокого роста, худенький, очень подвижный, улыбчивый. Он никогда не мнил себя каким-то маэстро, хотя на самом деле был примером трудолюбия, таланта, знаний профессии. Нурмухаметов создал свой образ - образ значительного человека, личности, чья духовность ощущается во всем: лице, взгляде, фигуре.
То же решение в образе Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень

Слайд 17Портрет скульптора
М.К. Якубова.
1967. Холст, масло.

Портрет скульптораМ.К. Якубова.1967. Холст, масло.

Слайд 18 Важной для Нурмухаметова темой была тема «простого

человека», где герои - плотники, бурильщики и просто хорошие и

добрые люди представляют собой, по мысли автора, лицо народа, повседневную жизнь тружеников, населяющих республику.
Из этого ряда - «Доярка Рыскулова» (1964),
«За самоваром» (1961), «Чабан Давлетов» (1965), «Карим-бабай» (1967), портрет «Бурильщик Гафур» (1959).
Важной для Нурмухаметова темой была тема «простого человека», где герои - плотники, бурильщики и

Слайд 19Доярка Рыскулова. Холст. Масло. 1964.

Доярка Рыскулова. Холст. Масло. 1964.

Слайд 20За самоваром. Холст. Масло. 1961.

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

Слайд 21Карим-бабай. 1967. Холст, масло.

Карим-бабай. 1967. Холст, масло.

Слайд 22 В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве

определилось главное свойство - интерес к людям труда, потребность романтизации

их характеров. Герой будней стал главным.
Энергичный жест, усиленность силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров - таковы внешние признаки живописи 60-70-х годов.
Это явление назвали «суровым стилем», более всего, по меркам эстетики того времени, отражающим героизацию народных характеров.
В творчестве Рашита Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда также прошли через «суровый стиль» («Будни Крайнего Севера» (1972-1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) , «В нефтяном крае»).
В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве определилось главное свойство - интерес к людям

Слайд 23В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

Слайд 24 Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая

композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так, что герои будто

из-за своей великости не умещаются в плоскость холста, - все это приемы «сурового стиля», диктующего особый живописный и композиционный язык. Преувеличенность размеров фигур, огромность элементов пейзажа дают мотив, усиливают тему героики труда и трудящегося.
Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так,

Слайд 25Портрет. Колхозный сторож.
1976. Холст, масло.

Портрет. Колхозный сторож.1976. Холст, масло.

Слайд 26Портрет нефтяника
Аллаярова.
Холст, масло.

Портрет нефтяникаАллаярова.Холст, масло.

Слайд 27После операции.
Холст, масло.

После операции.Холст, масло.

Слайд 28 Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям,

прошлому является ещё одним важнейшим моментом его творчества.
В

1926 году по документальным материалам и рассказам очевидцев Мажитом Гафури была написана печальная повесть о чистой любви и чёрной ненависти - «Черноликие».

Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям, прошлому является ещё одним важнейшим моментом его

Слайд 29Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

Слайд 30 Он писал её десять лет. Картина подробно и

чётко определила накал страстей: герои - только хорошие, антигерои -

только плохие.
Нарушение религиозных догм, особенно в деревне начала века, где свои законы, порядки и понятия, было страшным преступлением.
Традиционная форма решения исторической картины в «суриковском» ключе даёт возможность подробно рассмотреть стоящих в центре картины гонимых и окружающую их толпу.
Он писал её десять лет. Картина подробно и чётко определила накал страстей: герои - только

Слайд 31 Широкую популярность получили картины, посвящённые ветеранам Великой

Отечественной войны, – «Бывший командир минометного расчёта», «Портрет полного кавалера

ордена Славы Х.Л. Хуснутдинова».
Широкую популярность получили картины, посвящённые ветеранам Великой Отечественной войны, – «Бывший командир минометного расчёта»,

Слайд 32Портрет. Бывший командир
минометного расчёта.
1971. Холст, масло.

Портрет. Бывший командир минометного расчёта.1971. Холст, масло.

Слайд 33Портрет полного кавалера ордена Славы Х.Л. Хуснутдинова. 1985. Холст, масло.

Портрет полного кавалера ордена Славы Х.Л. Хуснутдинова. 1985. Холст, масло.

Слайд 34 Пейзажи Нурмухаметова отличаются яркостью красок, выразительностью передачи чувств,

настроения – любви к родному краю, восторга, грусти.
В

полотнах «Агидель у деревни Сакаска», «Сумерки на Кара-Идели» показываются текучесть воды в реке и в то же время, её спокойствие, «Февральский вечер» - холод и неподвижность зимы.
Пейзажи Нурмухаметова отличаются яркостью красок, выразительностью передачи чувств, настроения – любви к родному краю, восторга,

Слайд 35Пейзажи Р. Нурмухаметова.

Пейзажи Р. Нурмухаметова.

Слайд 36 Примером архитектурной живописи Рашида Нурмухаметова является картина «Мечеть

в Хиве».
Художник использует иные,

чем в портретах приёмы, чтобы показать умиротворённость, свойственную религиозным учреждениям.
Примером архитектурной живописи Рашида Нурмухаметова является картина «Мечеть в Хиве».

Слайд 37Мечеть в Хиве.
1975. Картон, масло.

Мечеть в Хиве.1975. Картон, масло.

Слайд 38 За красоту живописи, значительность образов в 1969

году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР

им. С. Юлаева.
За красоту живописи, значительность образов в 1969 году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата

Слайд 39СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 40Презентация подготовлена ГБ № 5 г. Туймазы (Латыповой Г.Р.)
При подготовке

были использованы материалы с сайтов:
http://artageless.com,
http://museum-nesterov.ru,
https://i.pinimg.com,
https://img2.freepng.ru,
https://sun9-66.userapi.com,
https://www.bashinform.ru,
https://www.culture.ru.

Презентация подготовлена ГБ № 5 г. Туймазы (Латыповой Г.Р.)При подготовке были использованы материалы с сайтов:http://artageless.com,http://museum-nesterov.ru,https://i.pinimg.com,https://img2.freepng.ru,https://sun9-66.userapi.com,https://www.bashinform.ru,https://www.culture.ru.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика