Слайд 1
«Мастер кисти:
Рашит Нурмухаметов»
Слайд 2Рашит Мухаметбареевич
Нурмухаметов
(1925 -1986)
Слайд 3 Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов родился 4 сентября 1925
года в Уфе.
В одиннадцать лет Рашит начал
ходить в изокружок при Доме пионеров.
В 1950 году окончил Уфимское театрально-художественное училище.
Преподавателями у него были знаменитые живописцы Александр Тюлькин и Порфирий Лебедев.
В 1956 году Рашит Нурмухаметов закончил факультет живописи Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.
Начало пути
Слайд 4Московского государственного художественного института
им. В.И.Сурикова.
Слайд 5 C конца 40-х годов ХХ столетия Рашит
Мухаметбареевич был постоянным участником республиканских, декадных, зональных, всероссийских, всесоюзных, международных
и зарубежных выставок.
Его дебютом стала работа «Портрет девушки в белом платке» (была показана на республиканской выставке в 1947 году).
Слайд 6 Творчество художника хорошо знали любители живописи многих городов
страны.
Персональные выставки художника с успехом проходили в Уфе
(1970, 1975, 1986), Севастополе и Алма-Ате (1975), Казани и Ленинграде (1976).
Слайд 7 С 1958 года Рашит Нурмухаметов являлся членом Союза
художников.
В 1958-1972 годы работал заведующим художественным отделением
Уфимского училища искусств.
По его инициативе в Уфимском государственном институте искусств было открыто художественное отделение, которое он возглавлял с 1973 по 1980 годы.
В 1960-1965 и 1971-1980 годы Рашит Мухаметбареевич являлся председателем Союза художников Башкирской АССР.
Он избирался депутатом Верховного Совета республики 10-го созыва.
Как председатель Союза художников Башкирии (1970-1980) Р. М. Нурмухаметов много сделал для продвижения новых имен, организации выставок, обсуждений, дискуссий.
Работы художника ныне хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, музеях России и частных коллекциях.
Слайд 9 Рашит Нурмухаметов работал преимущественно в стиле портрета
и жанровой живописи.
Героями портретных картин художника стали замечательные
люди республики, деятели культуры, простые труженики.
Слайд 10Портрет Сагита Агиша.
Холст. Масло. 1953.
Слайд 11Портрет композитора З. Исмагилова. Холст. Масло. 1974.
Слайд 12Портрет. Генерал Т.Т. Кусимов. Холст. Масло.
Слайд 13 У Нурмухаметова есть портреты с пафосными образами
(портрет М. Карима «Я россиянин»), а также - более «земные»
и поэтические - «Портрет заслуженного врача РСФСР В.А. Гизатуллина», «Скульптор М. Якубов». Обе работы написаны в 1967 году.
Портреты довольно далеки от точного сходства, - художник стремился укрупнить образы, придать чертам лиц больше значительности и даже героики.
Слайд 14 В портрете Гизатуллин - не просто врач, а
символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное увеличение форм фигуры,
лица, и приближение всей композиции к самому краю горизонтальной рамы, и резкие, контрастные цвета ярких синих и белых красок.
Слайд 15Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина.
1967. Холст, масло.
Слайд 16 То же решение в образе
Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень молодым.
В жизни Мансур был невысокого роста, худенький, очень подвижный, улыбчивый. Он никогда не мнил себя каким-то маэстро, хотя на самом деле был примером трудолюбия, таланта, знаний профессии. Нурмухаметов создал свой образ - образ значительного человека, личности, чья духовность ощущается во всем: лице, взгляде, фигуре.
Слайд 17Портрет скульптора
М.К. Якубова.
1967. Холст, масло.
Слайд 18 Важной для Нурмухаметова темой была тема «простого
человека», где герои - плотники, бурильщики и просто хорошие и
добрые люди представляют собой, по мысли автора, лицо народа, повседневную жизнь тружеников, населяющих республику.
Из этого ряда - «Доярка Рыскулова» (1964),
«За самоваром» (1961), «Чабан Давлетов» (1965), «Карим-бабай» (1967), портрет «Бурильщик Гафур» (1959).
Слайд 19Доярка Рыскулова. Холст. Масло. 1964.
Слайд 20За самоваром. Холст. Масло. 1961.
Слайд 21Карим-бабай. 1967. Холст, масло.
Слайд 22 В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве
определилось главное свойство - интерес к людям труда, потребность романтизации
их характеров. Герой будней стал главным.
Энергичный жест, усиленность силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров - таковы внешние признаки живописи 60-70-х годов.
Это явление назвали «суровым стилем», более всего, по меркам эстетики того времени, отражающим героизацию народных характеров.
В творчестве Рашита Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда также прошли через «суровый стиль» («Будни Крайнего Севера» (1972-1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) , «В нефтяном крае»).
Слайд 23В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.
Слайд 24 Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая
композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так, что герои будто
из-за своей великости не умещаются в плоскость холста, - все это приемы «сурового стиля», диктующего особый живописный и композиционный язык. Преувеличенность размеров фигур, огромность элементов пейзажа дают мотив, усиливают тему героики труда и трудящегося.
Слайд 25Портрет. Колхозный сторож.
1976. Холст, масло.
Слайд 26Портрет нефтяника
Аллаярова.
Холст, масло.
Слайд 28 Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям,
прошлому является ещё одним важнейшим моментом его творчества.
В
1926 году по документальным материалам и рассказам очевидцев Мажитом Гафури была написана печальная повесть о чистой любви и чёрной ненависти - «Черноликие».
Слайд 29Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.
Слайд 30 Он писал её десять лет. Картина подробно и
чётко определила накал страстей: герои - только хорошие, антигерои -
только плохие.
Нарушение религиозных догм, особенно в деревне начала века, где свои законы, порядки и понятия, было страшным преступлением.
Традиционная форма решения исторической картины в «суриковском» ключе даёт возможность подробно рассмотреть стоящих в центре картины гонимых и окружающую их толпу.
Слайд 31 Широкую популярность получили картины, посвящённые ветеранам Великой
Отечественной войны, – «Бывший командир минометного расчёта», «Портрет полного кавалера
ордена Славы Х.Л. Хуснутдинова».
Слайд 32Портрет. Бывший командир
минометного расчёта.
1971. Холст, масло.
Слайд 33Портрет полного кавалера ордена Славы Х.Л. Хуснутдинова. 1985. Холст, масло.
Слайд 34 Пейзажи Нурмухаметова отличаются яркостью красок, выразительностью передачи чувств,
настроения – любви к родному краю, восторга, грусти.
В
полотнах «Агидель у деревни Сакаска», «Сумерки на Кара-Идели» показываются текучесть воды в реке и в то же время, её спокойствие, «Февральский вечер» - холод и неподвижность зимы.
Слайд 36 Примером архитектурной живописи Рашида Нурмухаметова является картина «Мечеть
в Хиве».
Художник использует иные,
чем в портретах приёмы, чтобы показать умиротворённость, свойственную религиозным учреждениям.
Слайд 37Мечеть в Хиве.
1975. Картон, масло.
Слайд 38 За красоту живописи, значительность образов в 1969
году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР
им. С. Юлаева.
Слайд 40Презентация подготовлена ГБ № 5 г. Туймазы (Латыповой Г.Р.)
При подготовке
были использованы материалы с сайтов:
http://artageless.com,
http://museum-nesterov.ru,
https://i.pinimg.com,
https://img2.freepng.ru,
https://sun9-66.userapi.com,
https://www.bashinform.ru,
https://www.culture.ru.