Слайд 1Мастер-класс
по активным методам обучения
«Я познаю мир»
Патрикова Т.С.
Патрикова Т.С.,
заведующий кафедрой профессионального образования и менеджмента, к.т.н.
Слайд 2Согласны ли вы?
Можно провести аналогию между процессом познания и четырехтактным
двигателем внутреннего сгорания. Все представляют себе четырехтактный цикл работы двигателя
внутреннего сгорания… Нечто подобное имеет место в процессе познания.
Структура процесса познания
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Эмоциональное
Рациональное
ТЕХНИКА
Слайд 3Структура урока
США
РОССИЯ
Функции трех фаз технологии
Слайд 5Задание № 1
Составьте тематический алфавит приемов и методов,
о которых
пойдет речь в ходе мастер-класса
Слайд 6Рецепт 1. Игровое обучение: поиграем-пошалим?
Ключ к успеху: преобразуйте игру в
обучающий опыт и убедитесь, что обучение – это преимущественно приятно
Джин
Морцалло, Дженис Ллойд,
американские педагоги
Слайд 7Рецепт 2. «Вредные» советы учителю
Слайд 8Рецепт 3. Занимательные факты: удиви, создай ситуацию, научи учиться
Любознательность создает
ученых и поэтом
Анатоль Франс, французский писатель
То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно
Пьер-Симон Лаплас, французский математик, механик, физик и астроном
Слайд 9Подведем итоги
В ходе Педагогического поезда я:
Слайд 10Спасибо за внимание!
Патрикова Т.С.
E-mail: tspatrik86@gmail.com
Сайт: www.tspatrik.blogspot.ru
Слайд 12Формирование мотивации
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 13Удивляй!
Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если
на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление – начальная
фаза развития познавательного интереса
Слайд 14Фантастическая добавка
В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.
Универсальный подход – написать (прочитать подготовленный дома) фантастический рассказ, эссе,
стихи, используя знания по предмету. Или же можно перенести ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение.
Слайд 15Отгадай-ка! или отсроченная загадка
В начале урока учитель дает загадку (или
малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на
уроке во время работы над новым материалом
Слайд 17Читаем! (использование художественной и научно-популярной литературы)
Отрывки из художественных и научно-популярных
литературных произведений можно использовать на разных этапах урока и с
разными целями: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление изученного материала, для формирования мотивации
Слайд 18Ассоциации на доске
Этот метод предполагает привлечение собственного опыта учащихся, рассчитан
высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации
изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. В зависимости от содержания имеет три формы проведения
Слайд 19Показуха (скульптура)
Учитель называет понятие, действие, процесс или явление. Объединив учащихся
класса в несколько групп, он предлагает представителям каждой группы через
минуту представить его в виде скульптуры (без слов). После демонстрации учитель организует обсуждение по следующим вопросам:
Слайд 20Картинная галерея
Учитель вывешивает на доске 4-5 картин (фотографий), которые содержат
признаки основного понятия или явления. Объединив учащихся в группы, он
предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, изображенные на картинах. После завершения работы в группах представители называют по одному признаку. Учитель записывает их на доске
Слайд 21Источники информации
Для активизации работы и заинтересованности учащихся в начале урока
учитель раздает газеты, журналы или страницы тех изданий, где размещена
информация, касающаяся темы урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее ежедневного использования
Как вариант можно использовать отрывки из художественной и научно-популярной литературы
Слайд 22Мозговой штурм
Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью
решения определенной сложной проблемы. Всех учащихся объединяет совместная работа над
поиском истины (решения)
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 23Классификация. Альтернатива
Если основным содержанием изучаемого на уроке являются моральные ориентации
и ценности, тогда целесообразно использовать названные методические приемы.
После заслушивания
ответов трех-четырех учащихся учитель организует фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности учащихся. После этого учащихся непосредственно привлекают к занятиям: каждому предлагают в форме творческой работы определить собственные цели.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ МОТИВАЦИИ
Слайд 24Проверка домашнего задания
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 25Интеллектуальная разминка
это два-три не очень сложный вопроса для размышления;
основная цель такой разминки настраивание ребенка на работу. В
географии, истории можно поручить детям составить дома интересные задачи на чтение карты и с этих заданий начать урок. Наиболее интересны те задачи, которые составляются методом наложения карт (т. е. вы используете несколько карт атласа)
Слайд 26Верю не верю
Этот прием может использоваться на любом этапе
урока. Каждый вопрос начинается словами «Верите ли вы, что…». Учащиеся
должны согласиться с этим утверждением или нет.
Слайд 27Да – Нет
– это универсальная игра которая очень нравится
детям и делает их активными участниками урока
Слайд 31Диктант для «шпиона»
Позволяет развить зрительную память, тренирует внимательность и ответственность
за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла,
на уроках математики и географии
Слайд 33Могут продолжить этот «снежный ком», например, ученик 5 объясняет значение
слова, 6 – называет синоним, 7 – антоним и т.
д.
Снежный ком
Подобно тому, как растет снежный ком, так и этот прием привлекает к активной работе все больше и больше учащихся. Алгоритм этого приема кратко можно описать так:
География. Тема «Рельеф»
Русский язык. Тема «Причастные обороты»
Филологи
Могут конкретизиро-вать алгоритм: Время (исторический период) – страна – факт (событие) – причина – следствие; или Имя (персоналии) – время – факт – значение.
Историки
Слайд 34Тренировка памяти и внимания
Достаточно интересный прием, который особенно эффективен, когда
учащиеся будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы
они внимательно читали домашний параграф
Слайд 35Условные обозначения
Для реализации этого приема (он хорошо работает на уроках
географии, физики, химии) заранее необходимо подготовить материал, который вам пригодится.
На плотном картоне размером 15х15 см нужно нарисовать условные знаки, используемые на уроках и знакомые ученикам. В игре участвуют две команды по два-три человека в каждой. Игру начинают с жеребьевки
Слайд 37Вместительная корзина
Прием очень кстати перед проведением тематического контроля, поскольку выполняет
роль разминки
Слайд 39Лото
На листах плотной бумаги или картона большими буквами записывают формулы
(условные знаки, словарные слова и т.п.), которые были изучены на
предыдущих уроках. Затем лист бумаги разрезают так, чтобы на каждой части бумаги остались отдельные цифры, буквы, математические (химические, географические и т. д.) знаки. Разрезанные части лото в двух экземплярах перемешивают на столе. Учитель вызывает двух учеников к столу и предлагает составить формулы (слова). Побеждает тот, кто сделает быстрее и правильнее. В игру можно ввести рефери, который оценит и прокомментирует результат. Прием так же подходит для индивидуальной работы. Разложите перед учеником, который, например, «стесняется» отвечать при всех, лото и попросите собрать его за определенное время.
Пример. География
Восстановите последовательность фрагментов текста, отражающего закономерности существования растительности на верхнем «этаже» экваториальных лесов, в так называемом балдахине
1. Балдахин представляет собой сплошные заросли зелени толщиной 6-7 м, поэтому…
3. У многих листьев в основании черенка есть сустав, позволяющий…
5. В балдахине тепло и влажно, поэтому мох и водоросли растут там в изобилии.
6. Они могут расти только на коре и ветвях дерева, потому что если бы выросли на листе, то…
2. …Каждый листок в нем повернут под определенным углом, обеспечивающим ему максимальное количество света.
7. … Лишили бы их (листья) необходимого солнечного света – и закупорили бы устьица, через которые листья дышат.
4. … Поворачиваться им (листьям) следует за солнцем.
8. От этой угрозы листья защищены глянцевой восковой поверхностью и крошечными водостоками, благодаря которыми вода скатывается с листа.
(при нажатии мышкой в области скругленного прямоугольника, он закроется )
Слайд 40Рецензия
Ответ ученика записывается на диктофон. Эту запись класс прослушивает еще
раз и пишет рецензию по плану, записанному на доске
Рецензии можно
проверить выборочно, учитель дает свои комментарии к ним
Слайд 43Опрос в форме диалогической пары
Тест-рейтинг
Слайд 44Работа с текстовым материалом
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 47Шпаргалка
Учащимся предлагается сделать шпаргалку (в три этапа) к сложному или
значительному по объему тексту домашнего задания. Этот прием приемлем тогда,
когда материал хорошо знаком ученикам
Пример. Экономика
Слайд 48Контроль путем выбора задания
Уместен на уроках математики, физики, химии. Контрольную
(проверочную) работу выполняют не путем решения предложенных задач, а путем
выбора тех из них, которые ученик, по его мнению, может решить.
Вариант 1
Вариант 2
Слайд 53Философы
Любой материал, как утверждают психологи, лучше запоминается, если его разложить
по полочкам на семь единиц. Этими единицами могут быть такие
философские категории:
Слайд 54Дискуссия
Количество команд, участвующих в дискуссии, определяют в каждом конкретном случае,
как вариант может существовать и индивидуальное оценивание учеников
Слайд 55Диалог Сократа
Характеризуется использование м аналогии как способа для выявления противоречий
в ученических высказываниях. Для проведения сократовского диалога следует определить общественную
проблему – объект обсуждения. Она может быть сформулирована в виде вопросов (см. примеры)
Слайд 56Языковеды
Прием уместен на уроках иностранного языка, где в ходе работы
с текстом много внимания уделяют усвоению лексики и грамматики. Можно
предложить разнообразные задания во время работы над каждым разделом книги (или отдельным текстом)
Слайд 57Изучение основных понятий
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 58Бросая мяч, учитель (или ученик) называет термин, к кому мяч
попал, дает краткое пояснение, о чем идет речь
Учитель диктует или
ученики выписывают из словаря необходимые понятия или их определения
Паучки
Пример. География
Понятийный диктант
Мяч со словами
Слайд 60Видимо-невидимо
Работа по изучению терминов может производиться в группах. Прием можно
использовать как для закрепления пройденного, так и для изучения нового
материала
Вариант 1
Вариант 2
Слайд 61Изучение новой темы
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 62Модель «будущих знаний»
Можно составить познавательную модель изучения предмета и в
начале урока раздать ее всем ученикам. Благодаря этой модели каждый
ученик получит целостное представление об изучаемом предмете. Методика работы в этом случае предполагает штрихование разным цветом тех элементов модели, которые, с точки зрения ученика, ему понятны и им усвоены. Можно использовать следующие элементы цветового кодирования:
Слайд 63Ассоциативные схемы
Основные принципы создания ассоциативных схем
Представьте, что мозговые клетки –
это деревца, на ветвях которых сохраняется тематически родственная информация. На
листе бумаги пропишите основные моменты любой темы в форме дерева
Слайд 64Умное чтение
Советы для «умного чтения»
Слайд 65Диалог Равина
Работа по методике А. Равина предусматривает чтение или изучение
текста абзацами. Под абзацами следует понимать часть текста до 12
строк, содержащего законченную мысль и суть которого можно передать одним предложением (до 10 слов). Алгоритм:
Слайд 66На вкус и цвет…
Этот методический прием будет уместен на уроках
филологического направления. Учитель по ходу объяснения нового материала предлагает учащимся
на выбор задачи:
У всех четырех типов задач есть свои сторонники. Впрочем, учащиеся в зависимости от настроения пробуют себя в разных жанрах
Слайд 67Слепой капитан
Ученики каждого ряда выбирают себе капитанов, завязывают глаза, и
те, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, выполняют задание
Слайд 68Ожившие модели
Этот прием является модификацией упражнения театральной педагогики «Бытовые механизмы»
Слайд 70«Прыгалки-скакалки»
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 71Эстафета
Простейшая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином
ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия
элементарные, эффект стабильный!
Эстафета с вариациями
Вставание можно заменить эстафетой с мелом у доски: какой ряд быстрее напишет слово или короткую фразу (каждому по одной букве). При этом следует придерживаться того же порядка: только после того, как первый ученик сел на место, стает другой
Слайд 73Коллективное эхо
Класс отвечает на хлопки ведущего (учителя или ученика) дружным
эхом
Кто меня слышит…
Слайд 75Разведчики (связаться глазами с партнером)
Пример использования этого задания на занятиях
подготовительной группы
Слайд 76Закрепление и обобщение
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 77Портрет
Лучше всего эту форму работы применять на уроках обобщения изучаемого
материала.
КАЛЬМАР
Слайд 78Ученые и их открытия
Этот прием можно считать логическим продолжением метода
«Узнай меня», но он отличается формой проведения. Эту игру можно
проводить на уроках систематизации или закрепления знаний (тематического или ежегодного)
Если ученик задержался с ответом, он выбывает из игры и его заменяет другой ученик из той же команды. Побеждает команда, которая четко отвечала на вопросы, назвала больше всего фамилий ученых и в которой меньше всего участников выйдет из игры
Слайд 79Крокодил
Анкетный способ обучения
Слайд 80Рисунок на скале
Первобытные люди на стенах пещер изображали животных, вещи,
которые имели отношение к их жизни. Ученику необходимо выбрать только
одну вещь, которая символизировала бы художественное произведение, ученого или его открытие, явление природы и т. п.
Слайд 81Фантастические животные
Учитель ставит перед учащимися задачу: опираясь на полученные знания,
спрогнозировать возможные изменения во внешнем виде животных, если природные условия
традиционных мест обитания изменятся
Выставка портретов фантасти-ческих животных
Слайд 82Ораторские соревнования
Задания на логику и фантазию
Слайд 83Машина Времени
Этот методические прием имеет смысл использовать на уроках физики,
химии, математики, географии, истории.
Слайд 84На шахматном поле
Игра ведется на обычном шахматном поле, разделенном на
2 командные зоны, в каждой из которых 32 ячейки. Каждая
ячейка расположена на перекрестке буквы и числа, как в шахматах, поэтому и имеет соответствующее название
Слайд 85Домино
Аукцион
Ученикам предлагаются 18 незаконченных фраз. Их окончания записаны на других
листах. Необходимо подобрать правильные окончания к этим фразам
Пример. Физика
Атомы состоят
из более мелких частиц, которые называются…
Если скорость движения молекул увеличивается, то температура тела…
… элементарные частицы
… повышается
Используется на этапе обобщения знаний.
Слайд 86Игра «Погоня в лабиринте»
Большое игральное поле, которое готовят заблаговременно, имеет
вид лабиринта. Основой лабиринта может быть рисунок, соответствующий теме игры,
или коллаж. На основу чётко нанесены маршруты лабиринта для четырёх команд. Готовят четыре основных комплекта вопросов (по 16 в каждом) и дополнительный (для тех команд, которые не смогли ответить на основные вопросы). Вопросы составляют так, чтобы получить на них краткий, чёткий и однозначный ответ. Одновременно могут играть две-четыре команды.
Слайд 87Интеллектуальный тир
Подходит для работы в группе, в паре, индивидуально. Для
игры готовят игровое поле в виде мишени с изображением яблока
(количество колец — 5, секторов — 6), таким образом, на поле обозначено 30 секторов, что соответствует 30 вопросам по определённой теме (желательно подготовить ещё и дополнительные вопросы).
Слайд 88Мои тезисы
Пример того, как методом ускоренного обучения весело и оптимистично
можно закончить учебное занятие, поощряя участников к закреплению главных тезисов
изученного (по Дж. Восс, Г. Драйдену)
Слайд 89Эссе
Достаточно эффективным учебным методом для контроля знаний и умений высшего
порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) является эссе,
еще не получившее широкого распространения в практике учителей отечественной школы
Экономика
Для первых двух видов эссе тема формулируется учителем чаще всего в виде проблемного вопроса, что должно побуждать учащихся к размышлению.
Если темой урока является инфляция – «Как вы думаете, каким образом инфляция будет влиять на ваш семейный бюджет?»
Если темой урока является государственная макроэмоно-мическая политика – «Как вы считаете, какое направление гос. политики (фиксальной или монетной) важнее для развития экономики страны?»
Критерии и требованию
к написанию эссе
Слайд 90Интеллектуальное лото
Уполномачивая…
Слайд 92Репортеры
Перепиши параграф по-своему
Слайд 93Создай тест
Создай диктант
Аналогично приему «Создай тест» можно предложить учащимся создать
диктант
При этом диктанты могут быть двух видов
Понятийный (представляющий собой список
понятий, терминов, словосочетаний)
Связный текст
(состоящий из связанных между собой предложений)
Слайд 94Рефлексия
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 95Неоконченное предложение
Саморефлексия
Слайд 98Синквейн
Портфолио
Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой
рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс
или явление.
Один из видов синквейна на тему “Многоатомные спирты”:
1. Глицерин
2. Сладкий, густой
3. Растворяется, притягивает, предохраняет
4. Сиропообразная жидкость
5. Трехатомный спирт
Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И. Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991).
Слайд 99Цветная феерия
Пример
На столе у учащихся лежат стики трех цветов (зеленый,
желтый, красный), которые означают:
При использовании цветных стиков можно контролировать изменение
настроения класса (или самооценку собственной деятельности учащихся) во время урока или понять результат эмоционального настроя после проведения занятия
Слайд 100Домашнее задание
К дидактическому циклу
К КОНСТРУКТОРУ
Слайд 101Творческое задание
Диапазон творческих задач широк. Однако среди них можно выделить
несколько типовых групп. Например, учащимся предлагается разработать:
Слайд 102Найди задачи
Беспроигрышная лотерея
Этот прием хорошо срабатывает на уроках филологического и
математического цикла и там, где есть возможность выбора письменных заданий
Дети
достают из коробок номера задач (упражнений). Как вариант один из учеников получает задание из коробки для своего ряда (на группу детей)
Слайд 103Кубик, Ярмарка-продажа, Выбери задачи сам
В этом случае учитель «продает» домашнее
задание, установив каждому балльную цену
На доске заранее записаны домашние задания
трех уровней, и ученики выбирают себе комбинацию вариантов в зависимости от интереса и соответствия их уровню
Слайд 104Одно задание на двоих
Заранее
Во втором варианте нужно так продумать задачи,
чтобы работали оба ученика, но части задания были распределены с
учетом их способностей и возможностей
В начале темы сообщают все задачи, которые необходимо выполнить, поделив их на обязательные и дополнительные, письменные и устные. Оговариваются сроки составления заданий и их объем, принципы оценивания, есть возможность выбора задач и прочее