Разделы презентаций


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Маслов Евгений Анатольевич доц., к.ф.-м.н. Кафедра

Содержание

СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ! МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ3. РЕШЕНИЯ СЛАУ МЕТОДОМ «ПРОГОНКИ» МЕТОД ПРОГОНКИ ПРИМЕРОТЧЕТНОСТЬ!!! – бумажный (рукописный) отчет2

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Маслов Евгений Анатольевич
доц., к.ф.-м.н.
Кафедра атомных и тепловых электростанций
Корпус 4,

ауд 234

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕМаслов Евгений Анатольевичдоц., к.ф.-м.н.Кафедра атомных и тепловых электростанцийКорпус 4, ауд 234

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ!

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

3. РЕШЕНИЯ СЛАУ МЕТОДОМ «ПРОГОНКИ»
МЕТОД ПРОГОНКИ
ПРИМЕР

ОТЧЕТНОСТЬ!!! – бумажный (рукописный)

отчет

2

СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ! МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ	ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ	ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ3. РЕШЕНИЯ СЛАУ МЕТОДОМ «ПРОГОНКИ»	МЕТОД ПРОГОНКИ	ПРИМЕРОТЧЕТНОСТЬ!!!

Слайд 31. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Титульный лист (оформленный по ГОСТу)
2. Содержание
3. Задание
4.

Метод решения
5. Основные результаты и выводы
6. Листинг программы
7. Список используемой

литературы

3

ЭТО НЕ ПОНАЦЕЯ! НО…
Чаще всего, когда нет вышеперечисленных пунктов в отчете – ТОР 10 высказываний:
1. А я незнал(а), как надо…
2. А я думал(а)…
3. А вы не говорили!
4. А можно я титульный лист от руки напишу?
5. А зачем содержание? И так понятно…
6. Ой скрепить забыл(а), а можно так?
7. А можно я схожу/сбегаю распечатаю?
8. А что п. (2-7), действительно надо было?
9. А что расписываться надо?
10. А как называется лабораторная?

1. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА1. Титульный лист (оформленный по ГОСТу)2. Содержание3. Задание4. Метод решения5. Основные результаты и выводы6. Листинг

Слайд 42. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЧТО ТАКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?
С середины XX в. в

самых различных областях человеческой деятельности стали широко применять математические методы

и ЭВМ.

Математическая модель — это приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Основная цель моделирования — исследовать эти объекты и предсказать результаты будущих наблюдений. Однако моделирование — это еще и метод познания окружающего мира, дающий возможность управлять им.

Математическое моделирование и связанный с ним компьютерный эксперимент незаменимы в тех случаях, когда натурный эксперимент невозможен или затруднен по тем или иным причинам. Например, нельзя поставить натурный эксперимент в истории, чтобы проверить, «что было бы, если бы...» Невозможно проверить правильность той или иной космологической теории. В принципе возможно, но вряд ли разумно, поставить эксперимент по распространению какой-либо болезни, например чумы, или осуществить ядерный взрыв, чтобы изучить его последствия. Однако все это вполне можно сделать на компьютере, построив предварительно математические модели изучаемых явлений.

4

2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕЧТО ТАКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?С середины XX в. в самых различных областях человеческой деятельности стали широко

Слайд 5ПРОДОЛЖЕНИЕ
Никакое определение не может в полном объёме охватить реально существующую

деятельность по математическому моделированию. Несмотря на это, определения полезны тем,

что в них делается попытка выделить наиболее существенные черты.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение модели по Самарскому и Михайлову, математическая модель — это «„эквивалент“ объекта, отражающий в математической форме важнейшие его свойства — законы, которым он подчиняется, связи, присущие составляющим его частям, и т. д.» Существует в триадах «модель-алгоритм-программа». «Создав триаду „модель-алгоритм-программа“, исследователь получает в руки универсальный, гибкий и недорогой инструмент, который вначале отлаживается, тестируется в пробных вычислительных экспериментах. После того, как адекватность (достаточное соответствие) триады исходному объекту установлена, с моделью проводятся разнообразные и подробные „опыты“, дающие все требуемые качественные и количественные свойства и характеристики объекта.»

5

ПРОДОЛЖЕНИЕ	Никакое определение не может в полном объёме охватить реально существующую деятельность по математическому моделированию. Несмотря на это,

Слайд 6ПРОДОЛЖЕНИЕ

6
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ


1. Построение модели. На этом этапе

задается некоторый «нематематический» объект — явление природы, конструкция, экономический план,

производственный процесс и т. д. При этом, как правило, четкое описание ситуации затруднено. Сначала выявляются основные особенности явления и связи между ними на качественном уровне. Затем найденные качественные зависимости формулируются на языке математики, то есть строится математическая модель. Это самая трудная стадия моделирования.


2. Решение математической задачи, к которой приводит модель. На этом этапе большое внимание уделяется разработке алгоритмов и численных методов решения задачи на ЭВМ, при помощи которых результат может быть найден с необходимой точностью и за допустимое время.


ПРОДОЛЖЕНИЕ 	6ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ1. Построение модели. На этом этапе задается некоторый «нематематический» объект — явление природы,

Слайд 73. Интерпретация полученных следствий из математической модели. Следствия, выведенные из

модели на языке математики, интерпретируются на языке, принятом в данной

области.


4. Проверка адекватности модели. На этом этапе выясняется, согласуются ли результаты эксперимента с теоретическими следствиями из модели в пределах определенной точности.


5. Модификация модели. На этом этапе происходит либо усложнение модели, чтобы она была более адекватной действительности, либо ее упрощение ради достижения практически приемлемого решения.

Обещанного не каждый дождется…ПЕРЕРЫВ

7

3. Интерпретация полученных следствий из математической модели. Следствия, выведенные из модели на языке математики, интерпретируются на языке,

Слайд 83. МЕТОД ПРОГОНКИ
Метод прогонки является частным случаем метода Гаусса. Метод

применяется для решения СЛАУ с трехдиагональными матрицами. Такие системы часто

возникают при конечно-разностной аппроксимации задач для обыкновенных дифференциальных уравнений (ОДУ) и уравнений в частных производных второго порядка. Рассмотрим следующую СЛАУ

8

(1)

3. МЕТОД ПРОГОНКИ	Метод прогонки является частным случаем метода Гаусса. Метод применяется для решения СЛАУ с трехдиагональными матрицами.

Слайд 9ПРОДОЛЖЕНИЕ
9
Отметим характерную особенность строк трехдиагональной матрицы (1):
при этом,

будем полагать, что
Из первой строки системы (1) определим x1


(2)

Таким образом, если построчно перебирая индексы от 1 до n используя выражение (2), с учетом (3), ПОЛУЧИМ ИСХОДНУЮ СИСТЕМУ (1) !!!

(3)

Перепишем полученное выражение, введя соответствующие обозначения

(4)

ПРОДОЛЖЕНИЕ 9 Отметим характерную особенность строк трехдиагональной матрицы (1):при этом, будем полагать, что Из первой строки системы

Слайд 10ПРОДОЛЖЕНИЕ
Из второго уравнения системы (1) с помощью (4) выразим x2

через x3 получим
10
преобразуем полученное выражение, получим
разрешим последнее выражение относительно

x2, получим

Аналогично, полученное выше выражение можно привести к виду (4)

где

(5)

ПРОДОЛЖЕНИЕ	Из второго уравнения системы (1) с помощью (4) выразим x2 через x3 получим10 преобразуем полученное выражение, получимразрешим

Слайд 11ПРОДОЛЖЕНИЕ
11
Из третьего уравнения системы (1) с помощью (5) выразим

x3 через x4 получим
преобразуем полученное выражение, получим
разрешим последнее выражение относительно

x3, получим

Аналогично, полученное выше выражение можно привести к виду (4) или (5)

где

(6)

ПРОДОЛЖЕНИЕ11 	Из третьего уравнения системы (1) с помощью (5) выразим x3 через x4 получимпреобразуем полученное выражение, получимразрешим

Слайд 12Посещение человеком учебного заведения делает его образованным
в той же

степени, в какой посещение гаража делает его автомобилем.
12
Продолжая

этот процесс, получим из i-го уравнения системы (1), с помощью (2) выразим xi через xi+1

преобразуем полученное выражение и разрешим относительно xi, получим

Следовательно,

где

(7)

Посещение человеком учебного заведения делает его образованным в той же степени, в какой посещение гаража делает его

Слайд 13Из последнего уравнения системы (1) имеем
т.е., так как cn=0,
ПРОДОЛЖЕНИЕ
13

Из последнего уравнения системы (1) имеем т.е., так как cn=0,ПРОДОЛЖЕНИЕ13

Слайд 14И В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЯМОГО ХОДА
14
Таким образом, прямой ход определения

прогоночных коэффициентов Pi и Qi (i=1,2…n), завершен. В результате эти

коэффициенты вычисляются по следующим формулам:

(8)

(9)

(10)

И В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЯМОГО ХОДА14 	Таким образом, прямой ход определения прогоночных коэффициентов Pi и Qi (i=1,2…n), завершен.

Слайд 15ОБРАТНЫЙ ХОД МЕТОДА ПРОГОНКИ
15
Обратный ход метода прогонки осуществляется в

соответствии с выражением (7). Операция осуществляется в обратном направлении (n…1).
(11)
Замысел

без умысла называется вымыслом.

Формулы (8) – (11) являются формулами правой прогонки. Аналогично, начиная с последнего уравнения СЛАУ (1), можно вывести формулы левой прогонки.
Общее число операций в методе прогонки равно 8n+1, т.е. пропорционально числу уравнений. Такие методы решения СЛАУ называют экономичными. Для сравнения число операций в методе Гаусса пропорционально n3.

ОБРАТНЫЙ ХОД МЕТОДА ПРОГОНКИ15 	Обратный ход метода прогонки осуществляется в соответствии с выражением (7). Операция осуществляется в

Слайд 16НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ
16
Для устойчивости метода прогонки (8) – (11) достаточно

выполнение следующих условий:
причем строгое неравенство имеет место хотя бы при

одном i. Здесь устойчивость понимается в смысле накопления погрешности решения в ходе вычислительного процесса при малых погрешностях входных данных (правых частей и элементов матрицы СЛАУ).
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ16 	Для устойчивости метода прогонки (8) – (11) достаточно выполнение следующих условий:причем строгое неравенство имеет место

Слайд 17ПРИМЕР
17
Методом прогонки решить СЛАУ
Прямая прогонка

ПРИМЕР17 Методом прогонки решить СЛАУПрямая прогонка

Слайд 18ПРИМЕР
18
Обратная прогонка
ОТВЕТ:

ПРИМЕР18 Обратная прогонкаОТВЕТ:

Слайд 19ЛИТЕРАТУРА
http://mat.1september.ru/2003/14/no14_1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Математическая_модель
3. Численные методы. Сборник задач: учеб. Пособие для

вузов / В.Ю. Гидаспов, И.Э. Иванов, Д.Л. Ревизников и др.;

под ред. У.Г. Пирумова. — М.: Дрофа, 2007. — 144 с.: ил. ISBN 978-5-358-01310-0


19

ЛИТЕРАТУРА http://mat.1september.ru/2003/14/no14_1.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Математическая_модель3.  Численные методы. Сборник задач: учеб. Пособие для вузов /  В.Ю. Гидаспов, И.Э. Иванов,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика