Слайд 1
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Системный подход по формированию базовых нравственных ценностей с учетом
регионального компонента в ГПД»
Слайд 2«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука
о том, как жить, делая как можно меньше зла и
как можно больше добра».
(Л.Н. Толстой)
Слайд 3Нравственность
-Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами.
(Ожегов «Толковый словарь»)
Слайд 4
Задача нравственного воспитания
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания
ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Слайд 5
Цель духовно-нравственного воспитания
Обеспечить системный подход к созданию условий
для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
Слайд 6
Основные направления нравственного воспитания
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Слайд 7
Основные направления нравственного воспитания
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического
сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Слайд 8
Основные направления нравственного воспитания
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к
учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Слайд 9
Основные направления нравственного воспитания
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье,
здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о
старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Слайд 10
Основные направления нравственного воспитания
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета
Земля; экологическое сознание.
Слайд 11
Основные направления нравственного воспитания
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности:
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Слайд 12
Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм. Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и
зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Слайд 13«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир
Природы с безграничным
богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».
В.
Сухомлинский
Слайд 14
Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность в разных
формах её проявления, предметным содержанием которой являются разные виды взаимодействия
ребёнка с природой.
Слайд 15Наш вклад в благоустройство города
Слайд 16Вывод
Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, дети с
ОВЗ тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам
и привычкам, следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы его воспитателей.
Слайд 17Доноведение
Особый интерес в работе по данному направлению, вызывают темы, близкие
социальному опыту детей: дом и школа, родной край, город и
село, народные традиции и праздники, как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека.
Слайд 18Цель курса
Целью «Доноведения» является формирование у детей целостного представления о
малой Родине – Донском Крае и адекватного понимания места человека
в нем.
Слайд 19Задачи
1. Пробудить интерес к малой Родине, формировать знания о природных
и социальных объектах донского края
2. Формировать элементарные представления о народах
проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и традициях.
3. Воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края.
Слайд 21
Формирование базовых нравственных ценностей через внеклассное чтение
«Детские книги пишутся для
воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г. Белинский
Слайд 22Важные принципы работы с книгой:
Использование содержания книги для формирования личности
ребенка, для воспитания гражданских чувств, интереса к общественной жизни страны;
Воспитание
правильного подхода к пониманию литературного произведения;
Развитие речи, мышления, наблюдательности;
Формирование у детей своего отношения к тем фактам и событиям о которых говорится в произведении.
Слайд 23Вывод
Внеклассное чтение вызывает у детей живой интерес к чтению, развивает
воображение, учит детей конкретно представлять себе героев книги, пробуждает самостоятельное
осмысление прочитанного, формирует умение сопоставлять, делать выводы.
Слайд 24ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
младших школьников
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества.
Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки
и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим элементом школьного педагогического процесса.
Слайд 25Цель трудового воспитания
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные
виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного
опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Слайд 26По трудовому воспитанию, мною решаются следующие задачи:
1 продолжение совершенствования умений,
формирование которых было начато на первом—третьем годах обучения.
2 сокращение оказываемой
детям помощи в процессе непосредственного выполнения недостаточно освоенных процедур самообслуживания, работ и поручений хозяйственно-бытового труда, операций ручного труда и труда в природе;
3 формирование у детей привычки применять имеющиеся у них культурно-гигиенические и другие умения (мыть руки, соблюдать порядок в помещении и т. п.) по собственной инициативе;
4 расширение границ самостоятельности посредством усвоения нового программного материала.
Слайд 27Самообслуживание
Гигиена тела (уход за собой). Учим уходу за волосами с
использованием заколок для волос, резинок.
Прием пищи. Учим открывать упаковки (развязывать узелки,
открывать и отрезать тонкую бумагу, фольгу, очищать фрукты (бананы, мандарины) от кожуры. Правильно вести себя за столом.
Раздевание и одевание с использованием сложных застежек, завязывание шнурков.
Слайд 28Вывод
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в
общественно- полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и
интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности .
Слайд 29Воспитание младших школьников на беседах по ОБЖ
Цель: Развитие у
детей необходимости беречь свою жизнь здоровье на основе формирования качеств,
необходимых при действиях в экстремальных ситуациях.
Задачи:
-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и жизни.
-Познакомить обучающихся с основными причинами пожаров и с их последствиями.
-Добиваться, чтобы обучающиеся хорошо знали правила дорожного движения и умели ими пользоваться.
-Создавать атмосферу для повышения работоспособности, соблюдения санитарно-гигиенического режима, развивать умение правильно трудиться и отдыхать.
Слайд 30Пожарная безопасность
Цель - создание условий для организации деятельности школьников по
изучению правил пожарной безопасности и
Задачи:
1.
Обучение правилам пожарной безопасности.
2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара.
3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
4. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Слайд 31Детский травматизм
ЗАДАЧА:
Создать условия для формирования у школьников навыков сохранения жизни
и здоровья.
ЦУЛИ:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения
на
улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на
основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения;
- формирование родителей обучающихся устойчивого интереса к соблюдению
безопасности здоровья детей
Слайд 32МЕДИЦИНА
Цель:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в
школе
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения
Слайд 33Что должен знать и уметь ребенок при изучении правил дорожного
движения
- Правилами и нормамы безопасного поведения на дороге для
приобретения социального опыта.
- Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения.
-Умение планировать этапы своих действий.
-Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.
Слайд 34
«Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с
ним, забывает, что он педагог, и видит в своем ученике
друга, единомышленника. Такой воспитатель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. О чуткости воспитателя к духовному миру учеников, как раз и зависит создание обстановки побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В.А. Сухомлинский
Слайд 35Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и
эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая
наблюдательность, мышление, память и т.д.)
Эмоциональная отзывчивость
Волевые качества
Особенности темперамента
Состояние здоровья
Творческое мышление
Диалоговое общение
«Преобразовательные» способности
Педагогическая рефлексия
Положительные этические качества (добродетели)
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание:
Слайд 36
Технология развития чувства
«педагогической любви»
1.Постараться понять, что они - дети,
потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка
таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.