Слайд 1Математическое развитие ребенка в семье
Слайд 2План
Современные подходы к организации математического развития
Формы работы детского
сада и семьи по вопросам ФЭМП
Содержание занятий и бесед с
детьми по развитию элементарных математических представлений
Слайд 3Учебно- исследовательское задание:
Изучить годовой план дошкольного учреждения по разделу «Работа
с родителями». Найти в нем содержание, формы и методы работы
по формированию элементарных математических представлений
Подготовить консультацию для родителей по актуальному вопросу методики ФЭМП
Слайд 4эффективность математического развития связывают:
с расширением информационной насыщенности занятий, иногда за
счет школьных программ, освоения письменной нумерации, решения математических задач, освоения
геометрии и т.д. ( это не способствует осознанию знаний!)
с обогащение содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей детей. Содержание обучения авторы ( Л.С Выготский, Н.Н Поддъяков, Л.А Венгер, В.В Давыдов, А. В Белошистая) видят в формировании математических понятий и представлений, в вооружении дошкольников приемам математического мышления- сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д
Слайд 5 Современные подходы к обучению детей математике
Математика сегодня-это одна
из наиболее важных областей знаний современного человека поэтому актуальными задачами
являются:
Развитие у детей мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и т.д) ;
Основами математического развития выступают формирование умений выделять признаки, сравнивать предметы, сосчитывать и присчитывать, ориентироваться в пространстве и времени;
Активизация детской деятельности (использование проблемных ситуаций, элементов РТВ( развитие творческого воображения), моделирования, экспериментирования и т.п.
Слайд 6Современные подходы к организации математического развития в семье
Реализация личностно-ориентированного взаимодействия
с ребенком
Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде;
Использование
идеи интеграции;
Использование познавательных
книг математического содержания,
рабочих тетрадей
Слайд 7Реализация личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком основана на:
учете индивидуального и
психического развития ребенка
(учет типа темперамента; типа восприятия (« слушатель»,
«
деятель», «зритель»); типа мышления ( наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое); воображения, гибкости ума, скорости переключения мыслительных процессов и т.п.);
учете принципа «Не рядом и не над , а вместе с ребенком»( цель: содействие становлению ребенка как личности, не подгонять под определенный шаблона максимально полно содействовать личностному росту;
Осуществление тактики сотрудничества, партнерства
Слайд 8Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
Особенности организации среды
для математического развития ребенка
первый год жизни
Организация игр с игрушками и
предметами (сосредотачивать взгляд, обследовать, трясти, поворачивать, соединять и разъединять части)
Слайд 9Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
второй год
Манипулирование с
игрушками и предметами (игрушки для нанизывания на стержень, геометрические игрушки-
вкладыши, объемные геометрические фигуры, народные сборно-разборные игрушки, сюжетные игрушки);
формирование сенсорного опыта ( форма, величина, цвет):
Слайд 10Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
третий год
- формирование «сенсомоторных» эталонов опыта
(познание свойств предметов и обозначение их словом- «большой- маленький», квадрат- «как окошко, треугольник -как морковка», геометрическая мозаика, блоки Дьенеша и т.д ;
выделение элементов множества
(игрушки плоскостные,
объемные, палочки Кьюзенера,
парные картинки, лото,
разрезные картинки, складные
кубики, пирамидки, игры-вкладыши
сборные матрешки и т.п)
Слайд 11Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
Четвертый год
Сравнение
величин, предметов по количеству, свойствам
( полоски длинные, короткие, широкие,
узкие, большие и маленькие предметы и игрушки, геометрические фигуры объемные и плоскостные, блоки Дьенеша, палочки Кьюзе-
нера и т.п)
Слайд 12Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
пятый год
Организация практических
действий с предметами и игрушками: пересчитывать, группировать, упорядочивать
( природный
материал-шишки, желуди, ракушки, камешки; Игры на сравнение предметов по разным свойствам- дидактические и развивающие игры)
Слайд 14Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
Шестой год
Создание
игротеки для самостоятельных игр детей
( развивающие логико-математические игры на развитие
действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, преобразования, ориентировку по схеме, модели, на чередование –
«Логический поезд»,
«Четвертый лишний», «Танграм»,
« Колумбово яйцо»,
« Монгольская игра»,
головоломки и т.п.)
Слайд 15Организация совместной с детьми деятельности в специально-созданной среде
Седьмой год жизни
Решение логических задач и арифметических задач и примеров, головоломок, кроссвордов
( развивающие игры, игры на ковролине,
головоломки, арифметические
задачи, задачи-шутки,
игры –экспериментирования,
игры с правилами - шашки,
шахматы и т.п.)
Слайд 17Использование интеграции
Интеграция ( лат.-inteqraio «восстановление, восполнение»; «целый» )
понимается как сочетание, объединение и взаимообогащение содержания другими направлениями развития:
познавательно-речевым, социально-личностным, художественно-эстетическим и т.п)
Слайд 18Варианты интеграции
информационные детские игры-проекты
(« Большие и маленькие в
природе»- обсуждение размеров растений и животных в аспекте связи со
средой обитания);
использование природного материала ( листья, шишки, косточки и т.п.) в процессе упражнений и игр на группировку, сортировку, действий сосчитывания и т.п);
Слайд 19Варианты интеграции
3. использование сюжетно-ролевых игр « Супермаркет»,
« Ателье», «Кухня»
- взвешивание, измерение длин, сортировка товара по признакам - форме,
размеру, длине; счет монет и т.п.)
4. Исследовательские проекты ( организация опытно-экспериментальной деятельности с разными веществами ( переливание, пересыпание, установление отношений- часть- целое, взвешивание и т.п.)
5. Освоение «кулинарии» (заварка чая- определение количества воды; замешивание теста; выпечка пирожных- какая формочка поместится большее число раз на пласте теста; деление торта по количеству гостей и т.п)
Слайд 20Использование познавательных книг
Познавательные книги с математическим содержанием делятся на:
книги, ориентированные на обогащение математических представлений ( познавательные энциклопедии, занимательный
материал для дошкольников (В. Волина «Праздник числа». Занимательная математика для детей. Л.А. Левинова, К.А. Сапгир
« Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика»;
2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций (книги-альбомы, предусматривающие выполнение самостоятельных заданий (З.А Серова «Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки к школе» и т.п.);
3) Рабочие тетради, основная функция которых заключается в активизации самостоятельного выполнения заданий математического содержания
Слайд 21Формы работы детского сада и семьи по вопросам ФЭМП
Основными
формами работы семьи и дошкольного учреждения являются:
Коллективные:
- Родительские собрания
( вопросы умственного, познавательного развития, ФЭМП, подготовки к школе и т.п. )
- семинары - практикумы ( как пользоваться палочками Кьюзенера, как использовать развивающие игры для обучения детей и т.п.)
- дни открытых дверей
Слайд 22Формы работы детского сада и семьи по вопросам ФЭМП
Индивидуальные:
беседа
с родителями;
анкетирование родителей;
Консультирование.
Научно-информационные :
Реклама книг, буклетов, периодических
изданий, познавательных книг и т.п.;
Медиатека ( презентации, сайты для родителей и т.п.)
Видеофрагменты занятий, детской деятельности;
Слайд 243. Содержание занятий, бесед родителей с детьми по вопросам ФЭМП
Математическое
развитие ребенка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно в
следующих видах деятельности:
- в процессе занятий;
-игр, игровых упражнений;
- бесед;
- рассказ, чтение познавательной литературы ;
-объяснения;
-в процессе практической деятельности ( измерение, обследовании, прикладывании, накладывании, вырезании и т.п);
- В экспериментировании;
-в процессе повседневной жизни (мама готовить борщ, и просит ребенка принести большую морковку и маленькую луковицу, измеряет ткань, бумагу, Чтобы отрезать нужный кусок и т.п);
- в процессе прогулок ( считают желуди, шишки. считают деревья по дороге в детский сад, и т.п);
- при организации досуга (головоломки, лабиринты, игры, шашки, шахматы и т.п)
Слайд 25При этом необходимо:
опираться на имеющийся у ребенка опыт и знания;
побуждать
к самостоятельным умственным действиям;
строить материал на интересном содержании, доступном пониманию
детей