Слайд 1Материальная азбука природы: от «А» до «Я»
Комаров Антон, 8
класс
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
г. Арзамас
Руководитель: Колмакова
Юлия Леонидовна, учитель истории.
Слайд 2 Кто первым сказал «а».
Знаменитый греческий ученый Фалес жил 2600
лет назад. Это был общительный, жизнерадостный человек отменного здоровья. Занятия
наукой сочетал со спортом. Он не раз завоевывал олимпийские призы. И умер Фалес на стадионе от солнечного удара, в почтенном 78-летнем возрасте, аплодируя соревнованию олимпийцев. Его знания по геометрии и астрономии поражали современников. Особенно, после того как он предсказал полное солнечное затмение. Но главная заслуга Фалеса в том, что он первым поставил вопрос об исходных элементах мира.
Когда спрашивают, кто первым открыл атом, ответ всегда вызывает удивление- его сначала придумали, почти на две с половиной тысячи лет раньше, чем открыли. Слово «атом», точнее «атмон» в переводе с греческого означает «неделимое». Так греки называли и букву алфавита. Ученики Фалеса – Левкипп и Демокрит считали: атомы—буквы материальной азбуки природы, бесконечное число твердых, неделимых далее частичек.
Слайд 3Анатомия атома
В 1869 году внимание ученого мира было обращено к
строгим шпилям Петербурга. Оттуда пришла сенсационная новость: 35-летний профессор Петербургского
университета Д. И. Менделеев установил, что между атомами существует связь, которая проявляется в периодичности их свойств. Это было выдающимся открытием. Московский физик А. Г. Столетов обнаружил, что в состав атомов входят электроны. Англичанин Дж. Томсон считал, что по своему строению атом похож на круглую булку с изюмом: положительно заряженное тесто с изюминками—электронами. Француз Ж. Перрен высказал мысль о том, что атом устроен наподобие Солнечной системы — в центре тяжелое ядро с положительным электрическим зарядом, вокруг вращаются планеты—электроны. Какая из этих двух моделей правильная решили опыты Эрнста Резерфорда. Победила планетарная модель Перрена.
Слайд 4Возможности мирного использования атомной энергии
XX век дал удивительные примеры человеческого
гения: появились авиация, ракеты, космонавтика, электроника, радио, телевидение, вычислительная техника...
Блага от этих изобретений, как и порожденные ими проблемы, прямо или косвенно затронули всех землян. Человек овладел невиданными ранее средствами созидания и глобальными по возможностям орудиями разрушения и уничтожения. Разбуженная человеческим гением атомная энергия необычайно усилила процесс, названный научно-технической революцией.
Слайд 5Мирный атом на службе человека
Атомный ледокол «Ленин» первое в
мире надводное судноАтомный ледокол «Ленин» первое в мире надводное судно
с ядерной силовой установкойАтомный ледокол «Ленин» первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССРАтомный ледокол «Ленин» первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Проект атомохода был разработан в 1953—1955 годах Главным конструктор -В. И. Неганов. Судно было спущено на воду 5 декабряПроект атомохода был разработан в 1953—1955 годах Главным конструктор -В. И. Неганов. Судно было спущено на воду 5 декабря 1957.
Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.
Слайд 6Создание атомных электростанций
Первая в мире атомная электростанция (АЭС), построенная в
городе Обнинске под Москвой, дала ток в июне 1954 г.
Мощность ее была весьма скромной - 5 МВт. Однако она сыграла огромную роль экспериментальной установки, где накапливался опыт эксплуатации будущих крупных АЭС.
Впервые была доказана возможность производства электрической энергии на основе расщепления ядер урана, а не за счет сжигания органического топлива и не за счет гидравлической энергии.
Слайд 7Атомный щит родины.
После окончания Второй мировой войны американцев нервически интересовал
вопрос: сможет ли Советский Союз создать атомную бомбу?. Если да,
то когда? Многие эксперты и «знатоки России» вообще категорически отвергали какую-либо возможность создания атомной бомбы в нашей стране, только что перенесшей тяготы четырехлетней кровопролитной войны. Генерал Гровз так и заявил в конгрессе: « В лучшем случае Советам для этой цели потребуется 15-20 лет»…
Слайд 8Создатели атомной бомбы
Игорь Курчатов
Юлий Харитон
Андрей Сахаров
Слайд 9Игорь Курчатов – академик атомного века.
В мировой науке с именем
И.В Курчатова связан период расцвета ядерной физики. В первые дни
Отечественной войны ученый уходит добровольцем в Военно-Морской флот. Им были разработаны эффективные способы защиты советских кораблей от мин врага. Однако через год Игорь Курчатов возвращается к своей работе по исследованию атомного ядра. Он был основоположником отечественной ядерной энергетики, одним из создателей советской атомной бомбы, руководил первыми испытаниями на Семипалатинском полигоне и занимался исследованиями цепной ядерной реакции. И.В.Курчатов явился также основателем первого НИИ по ядерным проблемам, который перерос во Всероссийский научный центр, носящий его имя.
Слайд 10Первая атомная бомба
В 1947 году Советское правительство заявило: секрета атомной
бомбы не существует. Но на Западе это заявление сочли пропагандистским
трюком. В этом были убеждены и самые матерые разведчики.
Можно представить их изумление, когда в конце августа 1949 г. самолет американских ВВС, оснащенный специальным оборудованием, доставил пробы воздуха , взятые на большой высоте и не оставляющие сомнения в том, что где-то в Советской Азии произведены испытания атомной бомбы. Так США потеряли атомную монополию.
Слайд 11Новые достижения науки
Наука не стоит на месте. В 60-80-х годах
ученым предстояло создать миниатюрный и надежный космический ускоритель, электронную пушку,
выстрелы которой должны вызвать искусственное полярное сияние, плазменный генератор
В Москве состоялись советско-американские технические переговоры о промышленном использовании ядерных взрывов. Посредством ядерных взрывов были перекрыты две аварийные газовые скважины в Узбекистане. Ядерные взрывы применялись и для образования огромных подземных емкостей для хранения воды, нефти, природного газа.
Слайд 12Нанотехнологии – новое в истории атома
Еще в 1959 году нобелевский
лауреат Ричард Фейнман в своём выступлении предсказал, что в будущем,
научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно. В 1981 году появился первый инструмент для манипуляции атомами — туннельный микроскоп. Оказалось, что с помощью этого микроскопа можно не только «видеть» отдельные атомы, но и поднимать и перемещать их. Этим была продемонстрирована возможность собирать из них, словно из кирпичиков, все, что угодно: любой предмет, любое вещество.
С использованием нанотехнологий будут ликвидированы голод, болезни, загрязнение окружающей среды. Практически все может быть изготовлено молекулярными роботами непосредственно из атомов и молекул окружающей среды.
Андронный коллайдер
Слайд 13Миру – мир.
Ученые всего мира должны помнить о
том, что идея неограниченной
свободы научных
исследований сегодня
уже не может приниматься
безоговорочно.
Современные и будущие
возможности науки могут
обернуться весьма
тяжелыми последствиями
для человека и
человечества.
Берегите нашу планету!
Слайд 14Помнить Хиросиму.
В Хиросиме в Парке Мира стоит необычный памятник. Он
поставлен в память о юной жертве атомного взрыва. Памятник напоминает
атомную бомбу: на ее вершине с поднятыми вверх руками девочка поддерживает журавлик. Почему так? В Японии бытует поверье, что журавли живут тысячу лет – это символ долголетия. Девочка Садако Сасаки, 12 лет, за время лучевой болезни должна была свернуть тысячу бумажных журавликов, но не успела, умерла, сделав 644.
Слайд 15«Горькая полынь» - Чернобыль
«Авария на Чернобыльской АЭС
жестоко напомнила, что люди еще только осваиваются с теми
фантастическими могучими силами, которые сами же вызвали к жизни, еще только учатся ставить их на службу прогрессу»
Из выступления М.С.Горбачева
по Центральному телевидению
18 августа 1986 г.
Слайд 16Список литературы
1. Вселенная электрона www bgpu. ru./lit/books/universe/
2 Атомный ледокол «Ленин»
www/rustrana,ru./article/php?nid.
3 Первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске. Users.kpi.kharkov.na/fhgsics/atom/
4.Чернобыльская
АЭС. Фотогалерея. Pripyat.com/ru/
5 Н.В.Попов. Новейшая история в художественно – исторических образах. М.. Просвещение
6. Н.Н.Яковлев. Книга для чтения по новейшей истории 1917 – 1945 г. М., Просвещение
7. В.И.Виноградов, Г.А.Орлов Хрестоматия для учителя. История СССР в документах и
иллюстрациях. М., Просвещение
8. Газета «Аргументы и факты», подшивка за 2007 и 2008 гг.www.aif.ru/
9 Курчатовский институт – центр нанотехнологий. www/ полит.ru. Science/2007/
10 Г. Медведев. Чернобыльская хроника. М., Современник, 1989 г.