Слайд 1Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Юный экскурсовод»
Педагог
дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
Год обучения:1
Группа: 1
Тема занятия:
«Миллионная улица
– средоточие особняков петербургской знати»
Слайд 2Материалы по теме занятия 30.03.2020 15.00-16.40 «Миллионная улица – средоточие
особняков петербургской знати».
Слайд 3Особняк И.Ф. Громова
В первой четверти XVIII века на этом участке
Дворцовой набережной находился дом капитана Ипата Муханова. В 1715 году
его купил молдавский господарь Дмитрий Константинович Кантемир, вынужденный после неудачного Прутского похода переселиться на берег Невы. Старый дом был снесён, на его месте по проекту молодого Ф. Б. Растрелли построили новый дворец. Это стало первой самостоятельной работой архитектора.
Молодой Растрелли удачно распланировал помещения дворца Кантемира. Вдоль набережной были размещены залы для приёмов, жилые покои находились с противоположной стороны. В первом этаже был устроен просторный светлый вестибюль, над которым находился парадный двусветный зал. Лепнина зала и резьба на каминах была выполнена отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Симметрично главному залу по его сторонам находились две гостиные с камином и пышным декором.
Слайд 5Кантемир так и не поселился во дворце, он умер в
персидском походе ещё во время строительства особняка. После смерти Кантемира
дворец перешёл к его вдове Наталье Ивановне. Далее зданием владели их дети, которые устроили здесь свою парадную резиденцию.
В 1762 году дворец был продан. Его приобрела Екатерина II, которая отдала его вернувшемуся из ссылки графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Старый дом графа к этому времени уже был занят Сенатом, поэтому ему требовалось новое жилище. По имени нового владельца соседний Мраморный переулок некоторое время назывался Бестужевским.
Через четыре года Бестужев скончался, участок купил граф Павел Мартынович Скавронский. Он слыл страстным меломаном, общался с прислугой только речитативом и этого же требовал от них. В одном из больших залов была оборудована сцена, где ставились оперы, спектакли, концерты. В 1777 году хозяйкой дворца Кантемира стала супруга графа Екатерина Васильевна Скавронская, племянница князя Г. А. Потёмкина.
Слайд 7После смерти Скавронского Екатерина Васильевна вторично вышла замуж за графа
Юлия Помпеевича Литта, с которым она познакомилась в 1788 году
в Неаполе. Для новобрачных архитектором Луиджи Руска в стиле классицизм был перестроен корпус со стороны Миллионной улицы (дом №7). После смерти графини Ю. П. Литта продал особняк министерству финансов, поселившись в его части по Миллионной улице. После кончины графа особняк полностью перешёл министерству финансов. Здесь находились канцелярия и типография министерства, квартира министра.
В 1868 году дом из казны выкупил купец Николай Дмитриевич Лоховицкий. Для него он был перестроен архитектором Л. Ф. Фонтана, который изменил некоторые интерьеры, укрепил перекрытия, возвёл дворовые корпуса, переделал фасад со стороны миллионной улицы.
Следующим владельцем участка в 1875 году стал лесоторговец и меценат Илья Федулович Громов. Для него в 1879 году комплекс из трёх отдельных жилых домов перестраивался в один большой особняк по проекту К. К. Рахау. Именно тогда здание приобрело существующий облик. На углу Миллионной улицы и Мраморного переулка фасад украсила группа из трёх женских фигур, символизирующих плодородие, искусство и мореплавание. Отделка помещения была выполнена в самых разных стилях: готика, рококо, стиль Людовика XVI. Часть интерьеров сохранилась до сих пор.
Слайд 9После смерти Громова в сентябре 1882 года владельцем особняка стал
бывший управляющий делами семьи Громовых тайный советник Владимир Александрович Ратьков-Рожнов.
Особняк со стороны Дворцовой набережной он сдавал в наём, а затем продал министерству финансов. Самый нарядный зал второго этажа служил парадным кабинетом министра, в котором он принимал гостей. В других помещениях располагались общая канцелярия министерства, особая канцелярия по кредитной части. В бельэтаже находились жилые апартаменты министра.
С конца 1930-х и до 1947 года в квартире №9 жил поэт Александр Андреевич Прокофьев.
В настоящее время в особняке размещается Учебный корпус №2 Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств.
Слайд 10Особняк А.М. и М.Ф. Штакеншнейдеров
Проект перестройки дома был выполнен Штакеншнейдером
в 1851 г., когда домом владели титулярные советники М. Е.
и Д. Е. Петровы. Через несколько месяцев архитектор приобрел это здание.
В 1852-1854 гг. Штакеншнейдер перестроил дом: надстроил внутренние флигели, внес ряд изменений во внутреннюю планировку и переделал фасады. После перестройки дом состоял из лицевого корпуса, выходившего на Миллионную ул., боковых продольных флигелей, двух поперечных флигелей и одноэтажных построек, окружавших южный двор, примыкавший к наб. Мойки. Лицевой фасад, обращенный на Миллионную ул., получил при перестройке новую отделку: архитектор использовал в ней мотивы того специфического варианта итальянского ренессанса, который сложился в архитектуре Флоренции в первой четверти XVI века. Окна обрамлены строгими наличниками, плоскость стены расчленена линиями филенок и рустованными лопатками. Простенки центрального ризалита декорированы парящими музами и аллегорическими атрибутами «трех знатнейших художеств» - они указывают на род занятий домовладельца, ставшего к тому времени профессором Академии Художеств.
Слайд 12В доме Штакеншнейдера разместилась и многочисленная семья зодчего, и его
архитектурная мастерская. Во флигелях, занимавших северную часть владения, располагались квартиры,
сдаваемые внаем (в комнатах тех коммунальных квартир, что появились позднее в этой части здания, до недавнего времени сохранялось немало фрагментов прежней отделки). В 1855-1862 гг. дом Штакеншнейдера был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. На штакеншнейдеровских «субботах» бывали Я.П. Полонский, В.Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и др.; дом посещали молодые художники, архитекторы, актеры; в помещении столовой часто устраивались любительские спектакли. Парадные комнаты дома, отделанные по проекту хозяина, располагались со стороны Мойки (дом 9) и выходили окнами в небольшой двор. Со двора крыльцо вело в оранжерею - зимний сад, за ним следовала диванная; легкая арка отделяла ее от соседнего помещения, к которому примыкала гостиная. К сожалению, впоследствии все это было перестроено - описание того, как выглядели парадные комнаты, осталось лишь в дневнике дочери архитектора Елены Андреевны Штакеншнейдер. «Подъезд был с Мойки. Входили через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственен казался шум падающих капель... Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против широких дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой - предметом восхищения всех, и художников, и не художников».
Слайд 14В связи с болезнью А.И. Штакеншнейдера, обострившейся в начале 1860-х
годов, семья была вынуждена продать дом на Миллионной улице. Здание
перестроили в доходный дом, а на месте зимнего сада возвели многоэтажный флигель. В 1898 году корпус со стороны Миллионной улицы надстроили четвертым этажом. Однако отделка трех нижних этажей его фасада хорошо сохранилась, и барельефные изображения парящих муз до сих пор напоминают о том, что полтора века тому назад это здание было подлинным «приютом муз».
Слайд 16Особняк А.Г. Гинцбург
В 1740-х годах участок дома №14 по Миллионной
улице (№13 по набережной реки Мойки) принадлежал придворному повару Юрию
Патону. Позже им владел К. С. Рубановский, а затем его сын Василий, чиновник Главной дворцовой канцелярии. В доме Рубановского бывал писатель Д. И. Фонвизин. К 1770-м годам участок был застроен только со стороны Миллионной улицы. К Мойке выходило пустое огороженное каменным забором с воротами владение.
Здания на участке неоднократно перестраивались. В начале XIX века для купца 1-й гильдии Николая Григорьевича Кувшинникова был построен каменный дом на берегу Мойки (дом №13). Это место стало вторым петербургским адресом будущего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сюда он переехал вместе со своим дядей Василием Львовичем Пушкиным из гостиницы "Бордо" (наб. р. Мойки, 82), которой Василий Львович оказался крайне недоволен. На момент вступительного экзамена в Царскосельский лицей Саша Пушкин жил в одной из квартир купца Кувшинникова. Сюда к нему из дома №14 приходил Иван Пущин, друг детства поэта. Отсюда дядя Александра увёз его в Царское Село 9 октября 1811 года.
Слайд 18После Купца Кувшинникова участком владели его сын Иван, супруга генерал-лейтенанта
Неелова (по атласу Н. Цылова - Неплова) Анна Николаевна и
их потомки. В середине XIX века архитектор Ф. И. Соболевский надстроил особняк на Миллионной улице третьим этажом. В самом начале ХХ века домом со стороны Мойки владел потомственный почётный гражданин Н. А. Сыромятников.
В 1906 году здание на Миллионной улице стало пятиэтажным. Через четыре года весь участок приобрёл барон Александр Горациевич Гинцбург, член совета директоров Верхне-Амурской золотопромышленной компании. К этому времени со стороны Миллионной улицы находилась небольшая ткацкая фабрика. В 1911-1913 годах архитектор О. Р. Мунц реконструировал все строения на участке. Дом на Миллионной он превратил в двухэтажный особняк с мансардой и фасадом в стиле необарокко. При этом зодчий использовал старые конструкции. Так, в здании на Мойке сохранены своды XVIII века. После завершения строительных работ Александр Горациевич подарил участок своей супруге баронессе Розе Сигизмундовне Гинцбург. Она владела им до октября 1917 года, сдавала недвижимость в аренду богатым жильцам.
Слайд 20Одним из обитателей дома №13 по набережной Мойки с 1914
года являлся публицист, юрист, почётный академик Петербургской академии наук Константин
Константинович Арсеньев. Он стал широко известен в России благодаря тому, что работал главным редактором "Энциклопедического словаря" и "Нового энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона.
После 1917 года в доме №14 по Миллионной улице некоторое время располагалось общество "Старый Петербург - Новый Ленинград", затем 16-й детский дом, 42-я школа для переростков. В 1941 году мансарда особняка была разрушена попаданием бомбы. После войны здание восстановили, сделали его трехэтажным. Долгое время здесь размещается средняя школа №204.
Слайд 21Особняк С. С. Абамелек-Лазарева
Первое деревянное строение на участке дома №22
по Миллионной улице было построено в начале XVIII века для
вице-адмирала Мартына Петровича Госслера. С января 1727 года он был директором петербургской Адмиралтейской конторы. Дом Госслера сгорел в 1736 году при пожаре в Морской слободе, который уничтожил все строения в округе.
В 1736-1737 годах архитектором Г. Крафтом здесь был построен новый каменный особняк для графа Фёдора Андреевича Апраксина, племянника адмирала Ф. М. Апраксина. Дом был построен в формах позднего петровского барокко. Изначально слева от особняка располагались ворота. Супругой Ф. А. Апраксина была графиня Александра Михайловна Шереметева, внучка фельдмаршала Б. П. Шереметева.
После смерти Ф. А. Апраксина территория отошла его сыну Александру Фёдоровичу Апраксину, который в 1773 году продал его камер-юнкеру Василию Семёновичу Васильчикову.
Слайд 23При В. С. Васильчикове главное усадебное здание перестраивалось по проекту
Антонио Ринальди. Именно тогда вместо крытого крыльца здесь появился мраморный
четырёхколонный портик. Стены гладко оштукатурили, после чего дом приобрёл существующий сейчас облик.
В 1822-1872 годах домом №22 владел князь Александр Михайлович Потёмкин. Он жил в квартире №3. При нём в здании находилась домовая церковь Сретения Господня. Атлас Н. Цылова показывает, что к 1849 году корпус со стороны Мойки имел четыре этажа. Благодаря супруге Потёмкина Татьяне Борисовне дом на Миллионной улице стал одним из центров благотворительности. После Потёмкина участок принадлежал графу Николаю Павловичу Игнатьеву, который в 1881-1882 годах был министром внутренних дел.
Следующим владельцем особняка в 1904 году стал князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев. Одновременно с этим участком он выкупил и соседний участок дома №23 на набережной Мойки. Часть здания, выходящая на реку Мойку (дом №21), по проекту Е. С. Воротилова в 1907-1909 годах была основательно перестроена
Слайд 25С. С. Абамелек-Лазарев переехал в дом на Миллионной улице в
1910 году. По случаю переезда 19 января был устроен пышный
раут для 250 гостей, о чём сообщили петербургские газеты. Журнал "Столица и усадьба" в 1915 году так описывал интерьеры особняка:
"Главную достопримечательность старого дома графа Апраксина представляет собой великолепный вестибюль и лестница. Смело и легко вьются к верху ступени, от передней площадки, украшенной громадным зеркалом, расходящиеся в разные стороны. Прекрасный лёгкий потолок полукружием сообщает всей этой лестнице большую нарядность и стильность. На площадках стоят огромной величины белые с золотом торшеры, нарисованные Росси для Михайловского дворца. Прямо с лестницы вы попадаете в большую залу с красивой лепной работой нежных тонов. Здесь, как во всём доме, превосходный паркет. Направо и налево от этой залы, окнами на Миллионную, лежит ряд гостиных, кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой - большой гостиной с великолепными фламандскими шпалерами по стенам. Во всех комнатах вы найдёте превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор, семейные портреты кисти известных художников. В зале возвышаются с полу четыре более чем в рост человека бронзовые канделябры Томира. На стенах два громадных гобелена, представляющие историю Тамерлана и Баязета, исполненные в XVIII веке в Брюсселе. Старый дом заканчивается длинной, светлой столовой".
Слайд 27В 1911 году Абамелек-Лазарев выкупил соседний дом №24 по Миллионной
улице, в 1913-1915 годах был перестроен и он. Фасад дома
№22 стал шире на два окна. Дом №24 был дополнен въездными воротами, в нём провели перепланировку. В те же годы архитектор И. А. Фомин перестроил дом №23 на набережной Мойки. После смерти в 1916 году С. С. Абамелек-Лазарева и до революции 1917 года домом владели его наследники.
В 1920-1925 годах эти здания арендовал Пушкинский дом для размещения части фондов и организации выставок. В 1927 году дом №22 был передан Центральному дому работников физической культуры, а в 1933 году здесь стал работать Комитет по физической культуре и спорту.
Слайд 28Задание
До 21:00 30.04.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdv6KnUQWWpZMlLCdBOPjZ4e9dimecCbKMEAOwDOWMiKqVVzQ/viewform