Слайд 1Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Юный экскурсовод»
Педагог
дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
Год обучения:2
Группа: 2
Тема занятия:
«Итоговое занятие.
Подведение итогов»
Слайд 2Материалы по теме занятия
16.06.2020 14:50 - 16:20
Итоговое занятие.
Подведение итогов
Слайд 3Вот и подошел к концу год. Настало время подводить итоги.
На протяжении этого года мы с вами поговорили о всевозможных
аспектах музейной жизни, изучили всю ее подноготную. Нам известны теперь профили музеев: исторический, художественный, естественно-научный и т.д. Мы знаем об условиях существования музеев в современном мире, о том, как им приходится трансформироваться, чтобы удержать интерес избалованной цифровой эпохой публики. Не обделили мы вниманием и техническую сторону бытования музеев: разнообразные системы учета музейных коллекций, музейные компьютерные программы — все нам теперь знакомо.
Слайд 4Этот год мне хотелось бы завершить замечательными статьями известного советского
филолога Дмитрия Сергеевича Лихачева из сборника «Письма о добром и
прекрасном», посвященными отечественной культуре.
Слайд 5Письмо тридцать седьмое
Ансамбли памятников искусства
Каждая страна – это ансамбль
искусств. Грандиозным ансамблем культур или памятников культуры является и Советский
Союз. Города в Советском Союзе, сколь бы они ни были различны, не обособлены друг от друга. Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга.
Слайд 7Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют
некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в
целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний и немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда так много голландской живописи (это Петр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII и начала XIX века).
А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.
В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.
Слайд 9Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию
и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях
и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.
Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Есть такие города и на Украине: Киев, Новгород-Северский, Путивль.
Это традиции Древней Руси – Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском...
Слайд 11Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо
реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.
В стране
существует единство народа, природы и культуры.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.
Слайд 13Письмо сорок первое
Память культуры
Мы заботимся о своем здоровье и здоровье
других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и
вода оставались чистыми, незагрязненными.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Слайд 15Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас
биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но
и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
Слайд 17А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды
не подлежит ни малейшему сомнению.
За примерами ходить недалеко. После войны
в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы.
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи значит, постепенно обогащаться духовно.
Слайд 19Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают...
Ненавязчиво и
ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек
с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем...
Слайд 21Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в
саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти.
Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?
Слайд 23Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте.
Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а
не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. [...]
Слайд 25Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это
различие не только велико – оно принципиально существенно.
До известных пределов
утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. [...]
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
Слайд 27Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в
Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи
своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут.
В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.
Слайд 29«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире,
и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама
является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Слайд 31Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры.
Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы
на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
Слайд 33Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому
на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются
специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
Слайд 35Задание
До 21:00 16.06.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc27pzHaUZs4mtr__iIIGWSmQ3XKU-QPcHL2yQxw-DKYvZXTg/viewform