Слайд 1Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Юный экскурсовод»
Педагог
дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
Год обучения:2
Группа: 2
Тема занятия:
«Проблема сохранения
историко-архитектурных памятников и
объектов садово-паркового
искусства как национального достояния.»
Слайд 2Материалы по теме занятия
15.06.2020 14.50-16.30
Проблема сохранения историко-архитектурных памятников
и объектов садово-паркового искусства как национального достояния.
Слайд 3Перепрофилирование памятников культуры
Реставрация и приспособление памятника архитектуры может осуществляться за
счет бюджетных средств с целью дальнейшего использования исторического здания для
государственных нужд.
Так, на условиях договора безвозмездного пользования архитектурные памятники могут использоваться для размещения в них общеобразовательных, музыкальных школ, библиотек, университетов и других организаций некоммерческого характера.
В России уже осознается значимость экономического подхода к культурному наследию. Так, например в «Государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ» отмечается: «В настоящее время необходим взгляд на культурное наследие – как на особый экономический ресурс региона. В рамках такого подхода наследие понимается не просто как совокупность движимых и недвижимых объектов, требующих постоянных мер по их сохранению, оно может одновременно рассматриваться и как особый ресурс и даже отрасль специализации историко-культурной территории.»
Однако, существует несколько обстоятельств замедляющих процесс развития экономики культурного наследия.
Слайд 5Несовершенные механизмы финансирования
С экономической точки зрения сохранение культурного наследия в
России традиционно носило затратный характер. По оценкам экспертов, на настоящий
момент объём государственного финансирования, выделяемого на содержание и реставрацию памятников только федерального значения составляет не более 15 % от необходимой суммы. Сообщается, что в год происходит более 100 разрушений объектов культурного наследия, около 50-70 % памятников, находящихся под государственной охраной находятся в неудовлетворительном состоянии. Эти факты доказывают, что исключительно государственными силами невозможно устранить многочисленные примеры физического износа, ветхого и аварийного состояния, в котором пребывают архитектурные памятники.
Разрешению данной проблемы может способствовать применение европейского подхода к управлению и содержанию культурного наследия который основан на многоканальной системе финансирования. В основе многоканальной системы лежит «объединение ресурсов государства, регионов, муниципалитетов, корпоративного и частного секторов, общественных организаций и граждан».
Слайд 7Недостаточное законодательное оформление системы инвестиционных обязательств и льгот;
Для развития государственно-частного
партнерства необходимо обеспечить четко разработанную систему экономического стимулирования инвесторов, пользователей
и владельцев объектов культурного наследия. Например, в 2012 году Правительством Москвы была утверждена программа «Рубль за квадратный метр», к целям которой относятся реставрация объектов культурного наследия нежилого назначения, находящегося в неудовлетворительном состоянии через привлечение частных инвестиций путём их предоставления в долгосрочную аренду.
Слайд 9Отсутствие интереса частных лиц к архитектурным памятникам как объектам инвестирования
Необходимо
сформировать в обществе отношение к памятнику как к выгодному объекту
для инвестирования. Несмотря на ограничения, установленные законодательством, высокую степень накопленного износа памятников, высокие риски инвестиций объекты культурного наследия обладают некоторыми преимуществами как инвестиционные объекты. К таким факторам относят: фактор «престижности» (статусность памятника, богато украшенные интерьеры, местоположение объекта в историческом центре города и в центре деловой активности); иные нематериальные факторы, повышающие потребительские свойства объекта культурного наследия по сравнению с «типичными» объектами недвижимости (историческая, художественная, мемориальная ценности, роль в архитектурном ансамбле, авторство памятника и т.п.).
К наиболее распространенным формам управления объектами культурного наследия с привлечением частного капитала относятся:
Слайд 11Приватизация с наложением обременения на частных собственников
Под приватизацией объектов культурного
наследия понимается процесс отчуждения объекта из государственной в частную собственность.
К
наиболее распространенным типам объектов для приватизации относятся архитектурные памятники изначально имевшие характер частной собственности, такие как особняки, усадьбы и другие. В соответствии с законодательством приватизация осуществляется на условиях соблюдения охранного обязательства, налагающего определённые ограничения и содержащего требования к режиму использования памятника в целях его сохранения, в том числе собственник должен обеспечить общий доступ к приватизированному объекту, сохранение и неизменность его внешнего облика.
Слайд 13Аренда, концессия, доверительное управление
Данные формы государственно-частного партнерства подразумевают передачу частному
партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование на определённых
договором условиях.
Указанные формы управления объектами культурного наследия предполагают дальнейшее приспособление и использование архитектурного памятника для извлечения прибыли, покрытия расходов на его реставрацию.
Слайд 15Включение в общественную жизнь садово-парковых объектов
Исторические сады и парки всегда
играли важную роль в жизни общества. Для усадебной культуры XVIII
и XIX века парковое строительство было незаменимым элементом быта, они отражали идеи, вкусы сменяющихся поколений. В настоящее время исторический сад является обособленным видом памятника и в то же время тесно связанным с памятниками архитектуры, он является неотъемлемой частью городского пространства.
Памятники садово-паркового искусства являются особой группой объектов культурного наследия. Они создаются известными архитекторами, переживают многократные переустройства в соответствии с возникающими стилями, совершенствуются по указу сменяющихся владельцев, и вместе с тем законы их существования в значительной мере определяются природой. Приусадебные сады, дворцовые парки - истинные произведения искусства, со своей символикой, художественными элементами, эстетическими и философскими концепциями, и в то же время это живые организмы. Из этого двуединства возникает в каждом случае уникальная природная и культурная ценность таких объектов, а также и их потребность в особом режиме использования, условиях сохранения и развития.
Слайд 17Приспособление и адаптация исторических садово-парковых объектов к современному использованию должны
осуществляться в соответствии с данными особенностями. «Он [сад] не может
быть музеефицирован в той мере, в какой эта музеефикация возможна для архитектурного объекта. <...> Летний сад не является только музейным объектом: в него приходят дети и взрослые как для осмотра, так и для «эстетического отдыха». Разделять посетителей на «отдыхающих» и на интересующихся музейностью нельзя: красота способствует отдыху».
«Любая реставрация, а в исключительных случаях восстановление исторического сада должны осуществляться лишь после глубокого исследования всех документов, касающихся сада или аналогичных садов, которые обеспечили бы научный характер вмешательства».
Слайд 19В отношении исторических садов и парков применяются следующие восстановительные меры:
консервация, поддержание, реставрация, иногда рекомендуется восстановление. Целью консервации и реставрации
является сохранение памятника как произведения искусства и как свидетеля истории. Специалисты по реставрации и сохранению объектов культурного наследия призывают отказаться от метода воссоздания или реконструкции не только в отношении архитектурных памятников, но и от применения данных работ на объектах садово-паркового искусства.
Для консервации памятника садово-паркового искусства необходимо устранить или уменьшить влияние вредных имеющих отрицательное воздействие факторов. К таким факторам относятся, например, вредные производственные выбросы загазованность, запыленность в непосредственной близости от объекта культурного наследия.
Слайд 21«Задача реставратора состоит не в том, чтобы «вернуть» сад какому-либо
поэту, архитектору, садоводу или владельцу, а по возможности сохранить находящиеся
в нём ценности всех эпох. Реставратор не возвращает реставрируемое произведение к определенному моменту его жизни, что практически невозможно, а продлевает жизнь его в культурном аспекте».
Реставрация объектов садово-паркового искусства включает следующие этапы: реставрация рельефа, растительности, сплошных массивов, рядовых посадок, водоемов и малых архитектурных форм.
Слайд 23В зависимости от уровня сохранности исторического сада или парка специалистами
выделяется 4 группы объектов, различаемых по требованиям к охране, допустимым
пределам единовременной посещаемости и формам использования:
1. К первой группе относятся наиболее ценные объекты садово-паркового искусства, в которых полностью или в значительной степени сохранились историческая архитектурно-планировочная структура, сооружения, водоемы, насаждения и рельеф. Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, относящихся к данной группе, реализации их информационного потенциала рекомендуется музеефикация подобного памятника.
2.Во вторую группу входят памятники с сохранившимися отдельными фрагментами исторической ландшафтной композиции, дающими представление о характере планировки и стиле усадьбы. Рекомендуется реставрация наиболее важных фрагментов такого парка и введение строгого режима организации тихого отдыха;
3.К третей группе отнесены исторические сады и парки, утратившие большую часть садово-парковой композиции, однако, с сохранившимися локальными объектами и отдельными элементами ландшафтной архитектуры. Сооружения, расположенные на территории таких парков рекомендуется приспособить к деятельности туристических центров, гостиниц, мастерских народных промыслов, сувенирных магазинов и кафе. Сами же парки возможно использовать для организации конных маршрутов, проведения праздников и рекреационной функции.
4.В четвертую группу включены объекты, утратившие подлинные элементы составляющие историко-культурную и мемориальную ценность памятника.
Слайд 25Задание
До 21:00 15.06.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe4Y94oX2cPWf2ADDWrzAd21Fvt-Jcqqu58nR6f2Q4B9QfyPA/viewform