тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России (в науке, спорте, культуре и т.д.)
с иллюстрациями, на которых представлен герой текста (его портрет) и сюжетная фотография, дающая чтецу-школьнику понятие о деятельности героя.Первое задание направлено на выявление сформированности у девятиклассников навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание ими содержания текста. Экзаменатор-эксперт оценивает правильное оформление фонетической стороны устной речи: темп чтения (при норме в 120–150 слов в минуту), соответствие интонации знакам препинания текста (корректное использование пауз, логического и словесного ударения, повышения / понижения громкости голоса), соблюдение орфоэпических норм, отсутствие искажений слов. Также задание проверяет сформированность умения школьников видеть и использовать при чтении графические символы, например знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (Юрий Алексеевич Гага́рин, Байкону́р, бо́льшую часть жизни, в Царскосе́льский лицей, на постаме́нте) и др.
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного в косвенном падеже, представленного в цифровой форме записи (например, «он написал более 400 научных работ», «ей было около 40 лет», «название танка Кошкин придумал в память о 1934 годе», «разработано более 100 различных конструкций самолетов» и т.д.).