Слайд 1Материалы для лекции
Тема №2: Нормативно-правовые основы управления качеством
Слайд 2Правовое обеспечение управления качеством на уровне государства направлено на регулирование
отношений, которые складываются на всех уровнях управления качеством, а также
создание нормативно-правовой базы, которая обеспечивает соответствующее правовое регулирование процессов эффективной реализации функций управления качеством.
Правовая база управления качеством продукции включает нормативные акты и правила различных уровней и осуществляется на основе международных, национальных стандартов и стандартов предприятий.
Основу государственной политики в сфере обеспечения безопасности и качества товаров и услуг составляют: Конституция Российской Федерации (ст. 71), федеральные законы: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» и др., а также постановления Правительства РФ и иные нормативные акты.
Слайд 3Федеральный закон «О защите прав потребителей» (1992 г., переиздан с
некоторыми изменениями в 2009 г.)
Федеральный закон No184 -ФЗ «О техническом
регулировании», принятый 27 декабря 2002 года и вступивший в действие 01 июля 2003 (изменения и дополнения от 17.11.2010 г.)
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (принят в 2008г.)
Федеральный закон «О защите конкуренции» (принят в 2006 г.)
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (принят в 2009 г.)
Слайд 8Стандартизация-это деятельность по установлению правил и характеристик с целью их
добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства
и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. (ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 25.12.2009 г.)
Стандартизация это установление и применение правил с целью упорядочивания деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности. (согласно ИСО)
Слайд 9ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ:
Повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности
жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению технических регламентов.
Повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
Рационального использования ресурсов.
Технической и информационной совместимости.
Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономических данных.
Взаимозаменяемости продукции.
Слайд 12ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ:
Добровольное применение стандартов
Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов
заинтересованных лиц
Применение международного стандарта как основы национального стандарта, за исключением
случаев, когда это признано невозможным в следствие несоответствия требованиям международных стандартов климатическим и географическим условиям страны, либо если страна выступа против принятия международного стандарта или отдельного его положения
Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это необходимо для достижения целей стандартизации
Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам
Обеспечение условий для единого применения стандартов.
Слайд 13Международная -стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех
стран.
Региональная -стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран
только одного географического, политического или экономического района (регион) мира.
Национальная -стандартизация, которая проводится на уровне одной страны
Слайд 14Международный стандарт-стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации (общепризнанными неправительственными
организациями в области стандартизации являются ИСО (ISO) -международная организация по
стандартизации и МЭК (IEC )- международная электротехническая комиссия., статус данных стандартов- рекомендательный, добровольный.
Региональный международный стандарт- стандарт, принятый международной неправительственной региональной организацией по стандартизации (например стандарты CEN-европейского комитета по стандартам, ENSI- европейский институт телекоммуникационных стандартов; статус стандартов для стран, входящих в региональные объединения- обязательный.
Национальный стандарт- стандарт, утвержденный национальным органом в конкретной стране (в России это национальный орган Российской федерации по стандартизации-Госстандарт РФ)
Слайд 15
Основная цель ISO определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе»
К основным функциям ИСО относятся:
Установление международных стандартов с согласия членов
ИСО
Способствование внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов
Организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов
Сотрудничество с другими международными организациями.
Слайд 17Вторая редакция 1994 г.
Серия стандартов ИСО 9000 расширилась за счет
распространения их требований на четыре категории продукции: технические и программные
средства, перерабатываемые материалы и услуги.
Включено изложение основ современных систем качества, а также более подробно изложена роль стандартов при оценке этих систем.
Включены 4 ключевых аспекта качества, обусловленные:
Определением спроса на продукцию.
Проектированием продукции.
Соответствием продукции проекту.
Материально-техническим обеспечением продукции на протяжении ее жизненного цикла.
Слайд 18Третья редакция 2000 г.
Международные стандарты серии ИСО версии 2000г. устанавливают
восемь принципов управления предприятием:
Вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на
клиентов
Управляемость и наблюдаемость всех процессов на предприятии
Вовлечение и мотивация персонала
Подходы к управлению, основанные на процессном представлении всех видов производственной деятельности
Системный подход к управлению
Непрерывное совершенствование системы менеджмента качества
Все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных
Установление взаимовыгодных отношений с поставщиками
Слайд 19
Система менеджмента качества включает в себя:
Обеспечение и контроль качества
Планирование и
совершенствование качества
Для создания системы менеджмента качества необходимо:
Идентифицировать все ключевые процессы
предприятия
Установить последовательность и взаимосвязь между этими процессами
Установить критерии и методы контроля параметров процессов
Обеспечить наличие информации, необходимой для реализации и мониторинга процессов
Измерять и отслеживать, анализировать процессы и выполнять действия, необходимые для достижения установленных результатов и непрерывного совершенствования.
Третья редакция 2000 г.
Слайд 20Третья редакция 2000 г.
Стандарты серии ИСО 9001-2000 требуют проведения шести
обязательных «документированных процедур» для следующих ключевых процессов:
Управления документацией и записями
СМК
Регистрация качества
Внутреннего аудита
Управления несоответствующей продукцией
Корректирующих действий
Предупреждающих действий
Слайд 21Четвертая редакция 2008 г.
ИСО 9001, текущая версия ИСО 9001:2008 Системы
менеджмента качества. Требования.- содержит набор требований к системам менеджмента качества.
ИСО
9000, текущая версия ИСО 9000:2008 менеджмент для достижения устойчивого развития организации. Подход на основе менеджмента качества.- представляет собой словарь терминов и свод принципов менеджмента качества.
ИСО 9004, текущая версия ИСО 9004:2009, содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода с позиции менеджмента качества
ИСО 19001- текущая версия ИСО 19011:2002. Рекомендации по аудиту систем контроля качества и охраны окружающей среды. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в т.ч. и менеджмента качества.
Слайд 22Национальные стандарты РФ в области качества:
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы
менеджмента качества. Основные положения и словарь»
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы
менеджмента качества . Требования
ГОСТ Р ИСО 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Слайд 23
TL 9000 (требования в сфере телекоммуникаций);
AS 9100 (требования в
аэрокосмической области);
QS 9000 (требования в сфере автомобилестроения) ;
ISO
14000 (требования в сфере защиты окружающей среды).