Слайд 1Философско-психологическая проблематика в исландской литературе и кино
Слайд 2Исландская литература – вехи развития
Истоки – в скандинавской мифологии, сохранившейся
в литературе и фольклорной традиции
Исландия – самая читающая и пишущая
страна Европы, давние традиции поэтического творчества
Вехи развития:
Древняя литература:
Эддическая традиция:
«Старшая Эдда» (поэмы и стихотворения, сочиненные в IX , записанные в XIII вв., найдены в 1643 Бриньольфом Свейнссоном; состоит из мифологических («Велуспа», «Речи Высокого», «Песнь о Тримре» и др.) и героических («Песнь о Сигурде», «Песнь о Хелги», «Речи Атли» и др.)
«Младшая Эдда» (прозаический трактат для скальдов), написан Снорри Стурлуссоном в XIII веке, в 4 частях
Поэзия скальдов (Браги Боддасон, Эгиль Скалагримссон, Снорри Стурлуссон), жанры: драпа, флокк, нид, виса
Саги - написаны в XIII – XIV вв., но рассказывают о «веке саг» (930 - 1030): родовые, королевские, фантастические
Слайд 3Исландская литература – вехи развития
Литература Средних веков, Возрождения:
Римы (ср. французские
эпические поэмы)
Псалмы и религиозные гимны («Страстные гимны» Халлгримура Петурссона)
Прозаические автобиографии
(например, «Pislarsaga» Йона Магнуссона, 1658-59)
Литература 18 века: Эггерт Олаффсон, Йон Форклассон, Йон Оддсон Ялталин) – в основном, священники, переводы
Литература XIX века:
Начинается литературное и культурное возрождение
Романтизм (1830-е – 60-е гг.): поэты Бьярни Торарсен (1786 – 1841), Йонас Халльгримссон (1807 – 1845), новеллист и романист Йон Тороддсен (первый исландский роман «Юноша и девушка»
Неоромантизм: Гримур Томсен (1820-1896) – героические поэмы, Маттиас Йохумссон (1835 – 1920) – пьесы, Эйнар Бенедихтссон , поэт
Реализм и натурализм: Гестур Паллсон. Х. Хафстейни др.
Слайд 4Исландская литература – вехи развития
Литература ХХ века:
датскоязычные авторы Йоханн Сигурйоунссон
(пьеса «Горный Эйвинд» - экранизирована В. Шёстрёмом), Гуннар Гуннарссон
Модернисты: поэты
Д. Стефаунссон, Т. Гудмундссон, Тоурдарсон («Письма к Лауре»)
Реалисты: романист Гудмундур Хагалин, новеллист К. Гудмундссон
Хьяллдоур Кильян Лаксснесс (1902 – 1998) – эволюционировал от экспрессионизма и сюрреализма к реализму и модернизму, католик, роман «Великий ткач из Кашемира» (1927), в 1927 – 1929 жил в США, где увлекся социализмом, в 1930 вернулся в Исландию, социальные романы «Салка Валка» (1931-32), «Самостоятельные люди» (1934-35), «Свет мира» (1937-40), пьесы, стихи, трилогия «Исландский колокол» (1943), «Златокудрая дева» (1944), «Пожар в Копенгагене» (действие – в XVI – XVIII веках, «Герпла-сага» (1952) – о викингах, «Атомна станция» (1948), лиризм – «Рыба умеет петь» (1957), «Христианство под ледником»
Слайд 5Фильм «Бараны»
«Бараны» (Hrútar ) – фильм Гримура Хаконарсона, вышел в
2015 году
Сюжет основан на истории, рассказанной режиссеру отцом
Фильм снят в
анаформированном формате, что должно вызывать ассоциации с вестерном
На режиссера оказали влияние фильмы Аки Каурисмяки и «Нефть» (There will be blood? 2007) Пола Андерссона
Фильм удостоен премии Каннского фестиваля в программе «Особый взгляд», выдвигался на «Оскар» от Исландии, но не прошел
Есть определенное сходство в сюжете с романом Т. Линдгрена «Шмелиный мед»
В центре образ братьев: близнечный мотив, контраст и диалектическое единство, порядок и хаос, отголоски саг
Тематика, проблематика: жизнь и смерть, соперничество и сотрудничество, природа и цивилизация
Символизм: снег, буря, дом, убежище, блуждание в буране, воссоединение и др.