Слайд 1Идеальный вариант
Обучающийся воспринимает произведение как художественное целое;
концептуально осмысляет его в
этой целостности, видит воплощенный в нем авторский замысел.
Слайд 2Реальность
Решение ближайшей задачи –
подготовка к итоговому сочинению
Слайд 3МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте:
одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь,
другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Слайд 4Опорные мысли
1. Мечта и реальность тесно связаны
2.Мечта человека характеризует его
личность и во многом определяет его судьбу
Слайд 5БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
1.Мечты человека отражают его представления о мире и смысле
жизни.
2.Мечта может возвысить человека, помочь ему обрести смысл жизни, если
она становится стимулом для улучшения мира и достижения благородных целей
Слайд 6БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
3.Мечта может превратиться в пустую иллюзию, прожектерство, если она
не подкреплена деятельностью во имя благих целей.
4. Низменные или ложные
цели опошляют мечту, пагубно влияют на реальность, разрушают личность.
Слайд 7Работа с ключевыми словами
Мечта – это …
Реаль-ность – это …
русская
американская
юношеская
суровая
жестокая
виртуальная
явь
иллюзия
утопия
воплощать
сбываться
менять
ускользать
Слайд 8Смысловой объем понятия
Мечта
1) а) Что-л. воображаемое или мысленно представляемое; создание
воображения.
б) Призрак, видение.
2) а) Мысленный образ чего-л. сильно желаемого, манящего.
б) Предмет желаний
и стремлений.
3) Что-л. нереальное, неосуществимое, недосягаемое
Реальность
Объективно существующее явление, действительность, факт
Слайд 9Литературоведческие термины
• неприятие реальной жизни, недовольство мировым порядком в целом, стремление
к идеалу (конфликт мечты и действительности);
• двоемирие (антитеза «мир реальный» –
«мир идеальный»), обусловливающее особые место и время действия;
• герой – неординарная, яркая, возвышающаяся над окружающим миром и, как правило, одинокая личность («исключительная личность», действующая в «исключительных обстоятельствах»);
• мотив бегства в поисках идеала, духовного убежища и т.д.
• новации в области поэтики и стиля (яркость, контрастность образов, обширная палитра образов-символов, метафоричность, экспрессивность речи и т.д.)
Слайд 10Романтизм
1. Относящийся к романтизму как направлению в литературе и искусстве
и как художественному методу. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.) 2.
Свойственный романтику; исполненный романтики; эмоционально-приподнятый, привлекающий своей таинственностью.
Романтика
Содержащий элементы романтизма, таинственности, мечтательности
Слайд 11Романтический
1) романтическое искусство; романтическая школа, поэзия, музыка;
романтическое произведение; романтический герой,
дух;
2) романтическая самоотверженность;
романтические планы;
романтический уголок;
романтическая обстановка, история
Слайд 12Романтичный
романтичный характер; романтичная молодость;
романтичное настроение, приключение;
романтичные фантазии;
романтичный исход.
Слайд 13Примечание
В значении «мечтательно настроенный, наивно-возвышенный» слова романтический и романтичный продолжают
оставаться синонимами: романтическая (романтичная) девушка, старина;
романтические (романтичные) мечты.
Слайд 14Работа с художественными произведениями
РАЗДЕЛ 1. МЕЧТА И ЦЕЛЬ
1.Мечта может свидетельствовать о недовольстве
человека окружающим миром и стать основой деятельности по его изменению
2. Чтобы мечта воплотилась в реальность, она должна стать руководством к действию.
Слайд 15Мечта и цель
Невозможность воплотить высокую мечту в реальность может привести
человека к трагедии, но не умаляет его усилий по преодолению
препятствий на пути к цели
Воплощение в жизнь светлой и высокой мечты дает человеку ощущение счастья, обретение смысла жизни
Слайд 16Работа с текстом
1) чтение фрагмента произведения и вопросов к этому
фрагменту;
2) ответ на вопрос с помощью цитаты (ответ подчеркиваем в
тексте);
3) комментарий цитаты;
4) запись ответа.
Слайд 17Лермонтов «Мцыри»
… Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив
и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный
недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Слайд 18Мцыри, возвращенный в монастырь после неудачного побега
Он страшно бледен был
и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он
на допрос не отвечал
И с каждым днем приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил…
Слайд 19Антитеза
Физическая
слабость
Мцыри-свободолюбивый, сильный духом
юноша
Сила духа
Слайд 22Комментарий
Лермонтов создал образ героя, жаждущего свободы и полноценного существования: до
последнего вздоха Мцыри мечтал о вольной жизни на родине. Три
дня, проведенные за стенами монастыря, для него оказались равными целой жизни: юноша вспомнил детские годы, пережил влюбленность, почувствовал себя воином, охотником («нынче я уверен в том,/Что быть бы мог в краю отцов/Не из последних удальцов). Возвращение на родину не состоялось, мечта осталась недостижимой, однако Мцыри не изменяет своим романтическим порывам и даже перед смертью не отказывается от идеала, к которому стремился :
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог…
Слайд 23Чем может быть обусловлен отказ от претворения мечты в жизнь?
мечты утрачивают свою привлекательность
(А.Болконский);
человек не готов к борьбе с обстоятельствами
(Мастер);
изменились представления о жизни
Слайд 24Желание достичь материального благополучия как мечта
Чехов «Крыжовник»
Слайд 25Авторская позиция
Чехов всем ходом повествования доказывает, что счастье, о котором
мечтает человек, должно состоять в стремлении к чему-то «разумному и
великому», поэтому и появляется призыв: «Делайте добро!»
Слайд 26МЕЧТА И ИЛЛЮЗИИ
иллюзия, -и, ж.1. Обман чувств, нечто кажущееся, болезненное
состояние - ошибочное восприятие предметов, явлений (спец.). Оптическая и. Слуховые
иллюзии. Аффективные иллюзии (под влиянием аффекта).
2. перен. Нечто несбыточное, мечта. Предаваться иллюзиям. Строить себе иллюзии.
Слайд 27Мечта и иллюзия
Мечтания не позволяют человеку увидеть мир реальный во
всем его многообразии
Иллюзорный мир не выдерживает столкновения с реальностью (Ленский)
Слайд 29М.Горький «На дне»
Лука:
«во что веришь, то и есть...»
Слайд 30Горький «На дне»
Мечты героев
Настя сентиментальна и ждет светлой любви,
Актёр мечтает о возвращении на сцену, вор Пепел – о
честной жизни
Мечтают ли
Бубнов
Барон?
Слайд 31Притча Луки о человеке, который «все собирался идти... праведную эту
землю искать»
Иллюзии
"Ничего! потерплю! Еще несколько -- пожду... а потом --
брошу всю эту жизнь и -- уйду в праведную землю..."
Реальность
«пошел домой -- и удавился».
Слайд 32РАЗДЕЛ 3. МЕЧТА И МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ
МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, мечтательности, мн. нет, жен. (книжн.).
отвлеч. сущ. к мечтательный; сильная наклонность к мечтам, к мечтанью.
Юношеская мечтательность. Болезненная мечтательность. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940)
Слайд 33Исходный тезис
Мечта играет столь существенную роль в жизни человека, что
замещает или вытесняет мир реальный.
Слайд 34Темы сочинений
Мечта сбивает с дороги или ведет по жизненному пути?
Что
значит «жить в мире грез»?
Слайд 35Произведения
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
Слайд 36Ф.М.Достоевский «Петербургская летопись»
«А знаете ли, что такое
мечтатель, господа? Это кошмар петербургский, это олицетворенный грех, это
трагедия, безмолвная, таинственная, угрюмая, дикая, со всеми неистовыми ужасами, со всеми катастрофами, перипетиями, завязками и развязками, - и мы говорим это вовсе не в шутку. … Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир <…> вдруг овладевает всем бытием мечтателя…Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни».
Слайд 37Антитеза
День
время разума, позитивизма, стихия рационалистов, любящих, чтобы всё было логично,
понятно, ясно, точно, безусловно
Ночь
мир сна, тени, фантазии и тайны, искажения,
но и усложнения действительности, средоточие сокровенного
Слайд 38Белые ночи
– точка пересечения дня и ночи, соединение несоединимого,
а оксюморон считается одной из категорий мифологического сознания
Слайд 39Белые ночи
- парадоксальное сочетание тьмы и света, черного и
белого, ночи и дня, фантазии и реальности
Слайд 41Мечтатель
Мифологический герой-одиночка Достоевского и живет в особом мифологическом, замкнутом пространстве.
Это те уголки в Петербурге, куда «как будто не заглядывает
то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом»
Слайд 42Мифологический герой
Мифологический герой не может существовать в немифологическом пространстве и
мифологизирует все, с чем ему приходится сталкиваться. Так, он одухотворяет
и оживляет дома, сакрализует их внешний вид, их архитектуру, даже беседует с ними, слышит их голоса: «Мне тоже дома знакомы. <…> Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора»
Слайд 44Мечтатель Достоевского предстает перед нами как подлинный мифотворец. Своим воображением
он пересоздает мир. Герой мечтает «обо всем» (о роли поэта,
о дружбе с Гофманом, о Варфоломеевской ночи и т.д.). Мечтатель сам «художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу. И ведь так легко, так натурально создается этот сказочный, фантастический мир! Как будто и впрямь всё это не призрак! Право, верить готов в иную минуту, что вся эта жизнь не возбуждения чувств, не мираж, не обман воображения
С.М.Телегин
Слайд 45Литературоведы о произведении
Однако, сотворив миф о герое-мечтателе писатель сам испугался
его. В «Белых ночах», а еще отчетливее в «Петербургской летописи»,
он неоднократно дает достаточно негативную оценку мечтательности.
С.М.Телегин
Слайд 46Резюме
Достоевский-философ и писатель, создавая столь необычный художественный образ – образ
Мечтателя, будто приглашает читателя к дискуссии о том, что такое
мечта и мечтательность, ибо в самом тексте даны разные оценки жизни героя, в том числе негативные: «Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого».
Слайд 47Резюме
Тема мечтательства в произведении Достоевского усложняется: если для романтиков тема
одиночества сливалась с мотивом избранничества, со стремлением приблизиться к миру
мечты, то герой Достоевского за один день действительной жизни готов отказаться от грёз и воздушных замков. Он мечтает о любви, ибо она может стать спасением от бесплодного мечтательства.
Слайд 48РАЗДЕЛ 4. МЕЧТЫ И ПРОЖЕКТЕРСТВО
Гоголь «Мертвые души»
Салтыков-Щедрин «История одного города»
Слайд 49Сатира Гоголя социальная
Салтыкова-Щедрина -- социально-политическая
Слайд 50Салтыков-Щедрин «Войны за просвещение»
«Вообще, политическая мечтательность была в то
время в большом ходу…».
Слайд 51Если мечтательность провинциального помещика Манилова выглядит комично, то распространившееся в
«верхах» прожектерство, о котором пишет Салтыков-Щедрин, вызывает опасение
Слайд 52РАЗДЕЛ 5. МЕЧТА И УТОПИЯ
Томас Мор «Золотая книжечка, столь же
полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о
новом острове Утопия»
Слайд 53Утопия
слово происходит от греч.: ou — отрицательная частица, topos —
место, т.е. ‘место, которого нет’
Слайд 54Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист»
Мысль об умиротворении хищников и деспотов путем призыва к
добродетели – это утопия.
Слайд 55Чернышевский «Что делать?»
Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к
нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в
настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего.
Слайд 56А.Платонов «Котлован»
Прушевский « выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города,
где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год
весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом»
Слайд 57Доводы к тезису 3
Социальные иллюзии(утопии) могут нанести непоправимый вред человечеству
(А.Платонов «Котлован», Е.Замятин «Мы»).
Слайд 58Доводы к тезису 4
1.Человек, чья жизнь не подчинена воплощению высокой
мечты, не в состоянии обрести подлинный смысл жизни (Чимша-Гималайский, Господин
из Сан-Франциско, Чичиков)
2. Осознание ничтожности своей мечты способно духовно обновить человека и дать ему новые ориентиры(Болконский).
Слайд 59Н.Гумилев «Мечты» (август 1907)
За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки
забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.
Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.
Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.
Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжелая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.
Слайд 60Сконструируйте сочинения
Всегда ли мечта наполняет человеческую жизнь смыслом?
Слайд 61МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально
противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и
зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Слайд 62МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре
внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на
поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 63Месть – смысловой объем понятия
1. Действие в отплату за причиненное
зло, возмездие за что-нибудь.
2. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью
отплатить за оскорбление, обиду или страдание.
Слайд 64Великодушие – смысловой объем понятия
1.Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости,
снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.
2.Наличие высоких душевных
качеств, щедрость души; благородство.
Слайд 65МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ –опорные мысли
1.Месть и великодушие – противоположные
реакции людей на жизненные и общественные ситуации.
2. Эти реакции позволяют
судить о моральных качествах человека, его ценностных ориентациях, поведении в ситуации выбора между добром и злом.
Слайд 66БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
1.Месть может быть справедливым возмездием за зло, причиненное отдельным
людям или целым народам.
2.Выбор человека в пользу мести или милосердия
влияет на его собственную жизнь.
Слайд 67Доводы к тезису 1
1. Месть может быть наказанием, соразмерным преступлению(«Тарас
Бульба», «дубина народной войны», «Смерть поэта)».
2. Месть противнику, покусившемуся на
высшие ценности, исторически и морально оправдана (Калашников).
3.Великодушие –высшее проявление гуманизма (Гринев, Кутузов – речь перед сражением в конце войны)
Слайд 68Доводы к тезису 2
1. Месть, ставшая целью жизни, разрушает человека,
лишает его жизнь высшего смысла и гармонии (Сальери, Швабрин)
2. Отказ
от мести является показателем нравственной силы человека, обогащает его внутренний мир (Маргарита, Андрей Болконский, Гринев, Мария)
Слайд 69Доводы к тезису 2
3.Люди, для которых великодушие – естественная и
единственно возможная реакция, поступают в соответствии с христианской моралью (Юшка,
Иешуа).
Слайд 70Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных
основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с
одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Слайд 71Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих
произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов
или проходящие путь нравственного перерождения
Слайд 73Альтруизм
Альтруизм -а, муж. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим,
не считаясь со своими интересами. (толк. сл. С.И.Ожегова., Н.Ю. Шведовой).
Солженицын
«Матренин двор»
Слайд 74Причины жестокости
Бездушие, бессердечие
Нежелание признавать поведение и взгляды других людей
Желание самоутвердиться
за счет более слабого
Ложное осознание собственного превосходства
Ложный коллективизм(=стадный инстинкт толпы)
Слайд 75Доброта и жестокость по отношению к животным
Б.Васильев «Великолепная шестерка» «Невеселый
рассказ о равнодушии и черствости»
Слайд 76Фрагмент 1
Контузило меня на переправе, так в воду оба и упали. Я, это,
соображения не имел, а Кучум — вот. Зубами за гимнастерку да вместе с мясом, чтоб покрепше.
И выволок. И упал сам. Осколком у него ребра выломало, и кишки за ним волочились.
— Какая гадость, — сказала вожатая, став пунцовой, как галстук. — Кира Сергеевна, что же это такое? Это же издевательство какое-то, Кира Сергеевна.
— Одевайся, дед, — вздохнул лейтенант, и опять никто не почувствовал его боли и заботы: все своей боли боялись. — Простудишься, так тебя никакой Кучум больше не вытащит.
— Ах, коник был, ах, коник! — Старик надел рубаху и повернулся, застегиваясь. — Мало живут они, вот беда. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают.
Слайд 77Фрагмент 2
Ваши ребята, накатавшись, их к деревьям привязали, а сами уехали. По домам. Кони
все объели, до чего дотянуться смогли: листву, кусты, кору древесную. А привязаны
были высоко и коротко, так что и пасть им не удалось: висят там на уздечках. – Он достал из кармана несколько фотографий, положил на стол. – Туристы мне завезли. А я – вам. На память.
Женщины и физрук с ужасом смотрели на оскаленные, задранные к небу мертвые лошадиные морды с застывшими в глазницах слезами. Корявый дрожащий палец влез в поле их зрения, ласково провел по фотографиям.
– Вот он, Сивый. Старый меринок был, хворый, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, древняя такая кобылка. Так он ей оставлял. Кони, они жалеть умеют…
Слайд 78Вопросы
В чем смысл названия рассказа? Можно ли его понимать буквально?
Почему великолепны кони? Как проявляется их милосердие по отношению друг
к другу?
Как автор убеждает читателя в том, что кони «жалеть умеют»?
В чем причина произошедшей трагедии?