Слайд 1МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, ОСНОВ
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
лекция
Слайд 2План изучения
Введение. Типы педагогической деятельности
ТЕМА1.
Нормативно-правовые основы деятельности образовательных организаций.
Новый
закон «Об образовании» в РФ.
Расширение базовых норм и принципов, уровни
образования, характеристика понятий, типы образовательных организаций, понятия образовательная программа.
ТЕМА 2. Дополнительные образовательные программы (дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы, предпрофессиональные программы). Современные требования к образованию.
ТЕМА 3. Понятие технологии обучения. Этапы конструирования учебного процесса. Составление ООП, планов-конспектов и технологических карт.
Практические занятия: составление технологических карт уроков.
Слайд 3Литература:
Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральные государственные требования к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства.
3.Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. –М.: 2012.
4. Васильев А.А. История художественного образования. – Краснодар, 2000.
5. Фомина Н.Н. Институт художественного образования [Электронный ресурс]: Предыстория института художественного образования М.: 2009, URL: http://www.art-education.ru/history.htm
6. Институт информационных технологий в образовании. http://ano-iito.ru/blog/innovatsii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-konferentsiya-v-firo/
Слайд 4Типы педагогической деятельности в историческом развитии
Естественная педагогика
Педагогика культуры
Педагогика идеала
Элитарная педагогика
Эгалитарная
педагогика
Информационно-кибернетическая педагогика
Дифференциальная педагогика
Слайд 5Образование как системно организованная деятельность
Уровни образовательной системы:
Уровень – Идеалы и
ценности образования
Уровень - Содержание образования
Уровень - Программы образования
Уровень -
Методики преподавания (образовательные сценарии)
Уровень - Приемы взаимодействия педагогов и учащихся
Слайд 6Педагогическая система
Под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов
и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на
формирование личности с заданными качествами. Педагогическая система может быть разного масштаба (страна, область, образовательное учреждение)
Слайд 7Понятия «метод», «программа», школа»
Метод – путь, дорога к чему либо,
способ взаимодействия педагога с учениками.
Научный метод – это целенаправленный
подход, с помощью которого достигается цель, что-либо познается или решается.
Программа – определяется как конкретный план учебной работы.
Школа несет ту общность принципов, на основе которой сформировались и формируются художественные системы.
Первые программы составлялись в средневековых школах ученичества. До нас они дошли в воспоминаниях художников.
Слайд 8Виды методов обучения
Пассивные методы
Активные методы
Интерактивные методы
Слайд 9Три типа обучения в художественной педагогике
Характерный для средневековья и Возрождения
тип производственного обучения, чисто эмпирический тип, используется в промышленности.
Научно-практический тип,
основанный на изучении культурных достижений своего времени и предыдущих эпох, лег в основу концепции обучения всех Академий художеств.
Третий тип – индивидуальная школа, которая является результатом осознания одним художником собственного пути, и которую он затем делает доступной для других художников.
Слайд 10Тенденции современного образования
Телеологические (целеполагание) концепции образования сменяются процессуальными.
Диада ученик-учитель сменяется
сообществом педагогов и ученическим сообществом.
Идея ценности самой способности к обучению
как важнейшего результата хорошего образования.
Способность к обучению – способность двигаться в новых предметных областях, умение конструировать инициативные образовательные отношения.
Слайд 11Понятие «Технология обучения»
Понятие «технология обучения» возникло во вт. пол. ХХ
века, в связи с вводом в образовательный процесс Государственных стандартов.
Педагогическую технологию рассматривают такие ученые как В.П. Беспалько, М.В. Кларин, П.П. Образцов, Р.П. Скульский, В.А. Сластенин, А.И. Уман и др.
Педагогическая технология позволяет строить педагогическую деятельность наиболее интенсивно, уделять прогнозированию и проектированию больше времени.
Слайд 12Технология обучения характеризуется признаками:
Разделение процесса обучения на взаимосвязанные этапы
Наличие четко
и диагностично поставленной цели
Координирование и поэтапное выполнение
Указание способов взаимодействия учеников
и учителя на каждом этапе
Использование преподавателем оптимальных средств в процессе обучения.
Слайд 13Виды лекций
Вводная лекция
Лекция-информация
Обзорная лекция
Проблемная лекция
Лекция-визуализация
Бинарная лекция
Лекция-конференция
Лекция-консультация
Слайд 14Технологическая карта
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей
эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.