Слайд 19 ноября 2011 г.
Координационный совет
Якутск
«Урок в системе деятельностной педагогики»
Прекина Е. Г., к.п.н., доцент,
преподаватель ГПОУ КемПК
Слайд 2
Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться
всю жизнь
пословица
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 3Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как
пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение
в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г. С. Батищев
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 4
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Предметные
Метапредметные
Личностные
Чтение. Работа с текстом
Формирование
ИКТ компетенции
Педагогическая деятельность нового
типа Профессиональный стандарт педагога
Модельный кодекс профессиональной этики
Модель выпускника
Модель современного учителя
Модель современного методиста
Методическая деятельность нового типа
Компетентность в области андрагогики
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 5Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Главная мысль. Цель обучения –
дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения
действиям.
Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий.
Основной задачей работы учителя (выявление, рождение, создание, проектирование, исследование) способа действия (например, способ определения части речи). Способ – последовательность практических действий.
Слайд 6Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Главная мысль.
Развитие личности в
системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД),
выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся (субъектность);
способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений
Слайд 7Особое значение с точки зрения проектирования урока в деятельностном подходе
имеют:
мотив (сознательность действия, деятельности);
субъект деятельности;
метод проектирования; коммуникация
субъектов образовательного процесса;
рефлексия деятельности, действия.
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 8Надо хорошо понять содержание каждого термина: учебная деятельность, субъект учебной
деятельности, учебное сотрудничество, коллективно – распределённая деятельность, учебная задача, учебно
– практическая задача
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 9
Л. С. Выготский. Развитие интеллекта ребёнка происходит через
зону ближайшего развития, когда ребёнок умеет что – то делать
лишь в сотрудничестве со взрослым, а лишь затем на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнить самостоятельно.
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 10Определение точек роста
И. С. Якиманская.
Учебная деятельность понимается как такая,
которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами
учебной работы, умение самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить рациональные способы работы и переносить их в новые условия.
Слайд 11Определение точек роста
Л.С. Выготский. Субъект деятельности.
Это значит, что
учащиеся по мере взросления должны принимать всё большее участие в
определении целей и непосредственно задач своей деятельности, в планировании этой деятельности, в её проведении, контроле, оценке, учёте результатов и коррекции её хода.
Слайд 12 Рождение любого урока начинается с осознания идеи СДП –
логика построения урока;
правильного, четкого определения его конечной цели -
чего учитель хочет добиться;
затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели;
а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Слайд 13Урок как акт учебной жизнедеятельности
Первым обязательным элементом психологической структуры урока
является межличностный контакт. Он переживается как общее и индивидуальное пространство
душевного комфорта (мы здесь вместе не просто чтобы что-то познавать, но прежде всего потому, что мы целостны, нам хорошо вместе с учителем).
Опора на мотив межличностного общения, подчеркивающего приоритет целостности каждого из участников совместной деятельности, — важнейшее условие создания комфортной психологической атмосферы урока. Межличностный контакт возникает, когда учитель предъявляет детям свою индивидуальность.
Слайд 14
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Урок начинается с ОЦЕНКИ
того, что ученик может, создаётся ситуация успеха через личностную мотивацию
. В этом блоке важным моментом является именно мотивации .
Следующим шагом является ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, которое может выполнить КАЖДЫЙ ребёнок, т. е. урок не должен начинаться со словесных воспоминаний. Только после выполнения практического задания идёт РЕФЛЕКСИЯ способа и обсуждение того, что сделано. Это принципиальное отличие от традиционного урока.
Слайд 15Урок как акт учебной жизнедеятельности
Второй элемент — включение ребенка в
конкретную предметную деятельность, восстановление ее процесса. Учащиеся с удовольствием возвращаются
к освоенному накануне способу действия (чем вчера занимались на математике, что узнали нового, сохранилось ли знание в памяти...). Но самое главное — переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.
Слайд 16Третьим элементом структуры урока является «зацепка» — та неожиданная странность,
остановка в привычной деятельности, переводящая ее в ситуацию неопределенности, «загадочности».
Таким образом, создается проблемная ситуация: новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее — определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей.
Урок как акт учебной жизнедеятельности
Слайд 17Урок как акт учебной жизнедеятельности
Четвертый элемент — организация учебных действий
детей по анализу проблемной ситуации. Выбор формы работы — фронтальной,
парной, групповой, комбинированной. Важно внимание учителя к любым детским догадкам, гипотезам и их фиксация на доске. При переходе к проблемной ситуации особое значение приобретает логика изменения материала, четкость терминов и понятий. Они дают ребенку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового.
Слайд 18Пятый элемент — пауза перед решением. Задача проанализирована, предложения иссякают.
Коллективная деятельность сменяется индивидуальной мыслительной работой. Умение «держать паузу» —
проявление мастерства педагога, свидетельство корректности, точности поставленной учебной задачи.
Урок как акт учебной жизнедеятельности
Слайд 19Шестым элементом структуры, центральным и в то же время естественным
этапом урока является кульминация — нахождение нового способа решения задачи,
построение модели и т. д. — разрешение противоречия (эврика!). Этот момент требует немедленного эмоционального отклика и вместе с тем — определенного времени, чтобы большинство детей самостоятельно нашли новый способ решения. Учитель использует разнообразные формы индивидуального общения с каждым учеником класса.
Урок как акт учебной жизнедеятельности
Слайд 20Урок как акт учебной жизнедеятельности
Развязка, эпилог — седьмой элемент урока.
Именно он придает уроку целостность, здесь совершается рефлексия пути, движения
урока, фиксируется и обосновывается решение. Упор делается на общем деловом обсуждении продвижения вперед отдельных учащихся, и всего класса, и самого учителя. Завершение урока должно быть пережито ребенком и осознано как его личный вклад в общую коллективную деятельность.
Слайд 21Педагогическая деятельность воспитателя
равнозначные субъекты педагогического процесса
Педагогическая деятельность – один из
видов деятельности, выражающийся в
целенаправленном развитии
обучающегося, овладении им основами
культуры, всестороннем
развитии его способностей,
где педагог и обучающийся выступают как
Слайд 22Педагогическая деятельность воспитателя
равнозначные субъекты педагогического процесса
Педагогическая деятельность – один из
видов деятельности, выражающийся в
целенаправленном развитии
обучающегося, овладении им основами
культуры, всестороннем
развитии его способностей,
где педагог и обучающийся выступают как
равнозначные субъекты педагогического процесса
развитии его способностей,
целенаправленном развитии
Слайд 23Педагогическая деятельность учителя
Равнозначные субъекты педагогического процесса
Научно – методическое сопровождение введения
ФГОС
Субъект – Субъектное взаимодействие
Коллективно-распределённая деятельность
Слайд 24Педагогическая деятельность воспитателя
Равнозначные субъекты педагогического процесса
Субъект – Субъектное взаимодействие
Коллективно-распределённая деятельность
Слайд 25Определение точек роста
Л.С. Выготский. Для того, чтобы деятельность ребёнка (ученика)
оказывала наибольшее влияние на его развитие, нужно, чтобы он –
этот ребёнок (ученик) – был не только (и не столько) объектом обучающих и воспитывающих воздействий воспитателей (учителей), сколько субъектом всей этой деятельности. Это значит, что дети (учащиеся) по мере взросления должны принимать всё большее участие в определении целей и непосредственно задач своей деятельности, в планировании этой деятельности, в её проведении, контроле, оценке, учёте результатов и коррекции её хода.
Слайд 26
Л. С. Выготский. Развитие интеллекта ребёнка происходит через
зону ближайшего развития, когда ребёнок умеет что – то делать
лишь в сотрудничестве со взрослым, а лишь затем на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнить самостоятельно.
Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Слайд 27Активность воспитанников
знания
умения
навыки
способности
установки
Педагогическая деятельность
Предпосылки Научить учиться
Цели
Предметные
Метапредметные
Личностные
Слайд 28Результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЗНАНИЯ
НАВЫКИ
УМЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
ЦЕННОСТИ
СМЫСЛЫ
УСТАНОВКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Слайд 29Всестороннее развитие способностей
Педагогическая деятельность учителя
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
личностные
Слайд 30Педагогическая деятельность учителя
Целенаправленное развитие воспитанника
Субъект – Субъектное взаимодействие
Саморазвитие воспитателя и
воспитанников
Слайд 31ЗНАТЬ
БЫТЬ
ВЛАДЕТЬ
УМЕТЬ
иерархия УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ (УСТАНОВКИ ЦЕННОСТИ)
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К
РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ
ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Конечно, обдумывай «что», но еще больше
обдумывай «как»!
Иоганн Вольфганг Гёте
Возрождение России начинается с учителя
Диагностика лингвистических знаний
1
класс. Мягкий знак, фонетический и грамматический.
Каждый ребёнок получает бланк со словами: осень, ветер, ночь, дочь, трубач, дождь, думать, думает, думаешь, растёшь, беречь, плащ, помощь, рожь, сторож, молодёжь.
Учитель спрашивает: «как вы думаете, про все русские слова вы уже можете сказать: «Я знаю, почему здесь пишется «Ь»? Около всех слов вы можете поставить «+»? Подумайте над словами, записанными на листочках. Если знаете, почему стоит «ь», пишите «+».
Диагностика лингвистических знаний
Запишите
слова: коса, житель, море, живу, письмо, дрова, пишет, полёт в два столбика так, чтобы в 1 – й столбик попали слова, орфограммы слабых позиций в которых вы умеете проверять, а во 2 – ой – слова, орфограммы слабых позиций в которых не можете проверить известным способом.
Бланк
Задание рассчитано на то, чтобы учащийся впрямую различал то, что он знает и умеет, и то, чего он ещё не знает и не умеет. Безошибочное выполнение задания свидетельствует о высшей рефлексивности, количество ошибок есть мера недоразвития рефлексии. Задания такого типа можно предлагать учащимся после изучения каждого следующего класса орфограмм.
Контрольная работа Сложение и
вычитание многозначных чисел.
А) запись «в столбик»,
Б) прикидка (поставь «стрелки»),
В) определение количество цифр,
Г) реши те примеры, которые сможешь
Диагностическая проверочная работа за первое
полугодие (3 класс)
Тема: Действия с многозначными числами.
Цель: 1. выявить уровень овладения обобщённым способом выполнения любого арифметического действия;
2. Определить уровень вычислительных навыков с многозначными числами;
3.Определить способность у детей к определению границ своих знаний и незнания;
4. Выявить умение применять вычислительные навыки в различных конкретных задачах.
Работа состоит из двух этапов. 1 этап: определение детьми уровня своего овладения изученной темой. Данный этап занимает один урок. Работа проводится в парах. Задача детей определить для себя, что у них получается хорошо по данной теме, а в чём у них возникают трудности, над чем (по их мнению) ещё необходимо работать. Определить вероятные причины своих текущих неудач.
Диагностическая проверочная работа за первое
полугодие Тема: Действия с многозначными числами.
Работа оформляется на бланках.
Перед выполнением работы дети вместе с учителем определяют те виды заданий, с которыми они столкнулись в изученной теме (по учебнику). Это поможет учащимся разобраться с их знаниями. Дети вместе с учителем по учебнику могут выделить следующие типы заданий: - выполнение арифметических действий ;
Определение порядка действий в математических выражениях;
- задачи с «ловушками» на арифметические действия (определить ловушки или составить примеры с «ловушками»);
Примеры с пропуском отдельных цифр; - текстовые задачи; -уравнения; - поиск рациональных способов устных вычислений и т. д.
Исходя из этих заданий, дети производят самооценку своих действий по отношению к умениям выполнять такие задания.
Слайд 38Работать с таблицами
Рассмотри таблицу. Найди неизвестное
Слайд 39Упорядочивать числа
Запиши числа в порядке увеличения, начиная с самого маленького.
16,
6, 61.
В0К, ВПК, ВП0
Понимать математическую речь
А) Запиши разность чисел 32 и 10. Найди эту сумму.
б) Сумма чисел равна 15. Одно число 3. Найди второе число
Слайд 40Проверять свои действия
Проверь вычисления. Найди ошибки.
47 + 20 =
49 57 – 4 =
17 34 + 13 = 47
Выполни действия:
0 + 46 57 – 0 24 – 24
Восстанови равенства:
24 + … = 34 60 - … = 40 … + 6 = 36
Устанавливать закономерность
А) Как изменяются числа? Продолжи каждый ряд – запиши следующие три числа.
60, 55, 50, …, …, … 7, 17, 27, …, …, …
Слайд 41Сопоставлять информацию разного вида
Вишенка решил 35 задач на сложение. А
задач на вычитание на 4 больше. Сколько задач на вычитание
решил Вишенка?
Какое выражение подходит для решения задачи: 35 – 4 или 35 + 4
Принц Лимон отправил 30 солдат – лимончиков искать Чиполлино. В замке осталось 20 солдат. Сколько солдат было у принца Лимона?
30
20
?
30
20
30
?
20
?
Слайд 42Группировать числа и фигуры
Выпиши числа, у которых 2 десятка: 12,
25, 2, 42, 28, 20
Разбей фигуры на 2
группы разными способами. Выпиши номера фигур и объясни своё решение.
Слайд 43Конструировать фигуры
Из этих фигур можно сложить квадрат. Одна
фигура лишняя. Какая?
Слайд 44УУД
1.Учимся вспоминать цель работы. УМЕНИЕ СОХРАНЯТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ
2.Учимся сравнивать результат
с целью. УМЕНИЕ СООТНЕСТИ ЦЕЛЬ С КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ.
3.Учимся
оценивать процесс. УМЕНИЕ ОБНАРУЖИТЬ ЗАТРУДНЕНИЕ И ЗАПРОСИТЬ ПОМОЩЬ.
4.Учимся находить и признавать ошибки. УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ КОНТРОЛЬ ВСЕГО ЗАДАНИЯ И ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКЦИЮ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАДАНИЕ
Уважаемый Алёша!
Умеешь ли ты планировать?
Предлагаю тебе ….
САМООЦЕНКА
1.Какое было задание?
2. Удалось выполнить задание?
3.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?
4. Задание выполнено верно или не совсем?
5. Какую отметку себе поставишь
УУД
1.Учимся вспоминать цель работы. УМЕНИЕ СОХРАНЯТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ
2.Учимся сравнивать результат с целью. УМЕНИЕ СООТНЕСТИ ЦЕЛЬ С КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ.
3.Учимся оценивать процесс. УМЕНИЕ ОБНАРУЖИВАТЬ ЗАТРУДНЕНИЯ И ЗАПРОСИТЬ ПОМОЩЬ.
4.Учимся находить и признавать ошибки. УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ КОНТРОЛЬ ВСЕГО ЗАДАНИЯ И ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКЦИЮ
5. Усвоил предметные знания
Слайд 45Практическая работа
Выбрать любое упражнение из учебника и прописать
предметные и метапредметные результаты.
Представить стендовый доклад.
Слайд 46ООД
Сравни числа.
358 … 583 403… 430
w1…w0 v0….v00
235 … 325
5678 ….858
ABC …GH FDH… TYUR 98 …fgd DFE …DF0 K6Q…K7S TPP…PTT
Обозначь цифры в частном точками.
5jjjjj : 2tt = 3uuuu: 7AA =
Слайд 47ООД по решению неравенств (или задач на сравнение чисел)
ООД Прочитать
числа
В числах, которые нужно сравнить определить количество разрядов и
установить отношение между числами: равно или не равно.
Если количество разрядов не равно, то можно сделать вывод об отношении чисел: «то число больше, в котором количество разрядов больше» или «то число меньше, в котором количество разрядов меньше»
Если количество разрядов равно, то нужно сравнивать числа по количеству единиц в разрядах, начиная с самого большого разряда по порядку.
Если количество единиц в разряде не равно, то можно сделать вывод об отношении чисел: «то число больше, в котором количество единиц в разряде больше»
Если количество единиц в разрядах равно, то нужно сравнить следующий по порядку разряд справа.
Если количество единиц во всех разрядах равно, то числа равны.
Общий способ сравнения чисел: то число больше, в котором количество разрядов больше или единиц в старшем разряде больше.
Слайд 48Умение решать текстовые задачи
Ребята изготовили к празднику 8 гирлянд, а
фонариков – на 3 меньше, чем гирлянд. Сколько всего таких
украшений изготовили ребята?
Слайд 50Общий принцип работы над понятиями
Принципиальный момент: не говорить о том,
как надо делать, а сначала дети учатся делать, а только
потом говорить об этом, потому что «если я могу сделать, то у меня и слова найдутся».
Реальные предметные действия
схема
текст
знаковая модель , формулы
словесное описание: правило, определение, алгоритм
Слайд 51Рефлексия
Мои личные приращения в компетентности современного педагога
УЗНАЛ …
ПОНЯЛ…
ОЦЕНИЛ…
ПОЛУЧИЛ ОПЫТ…
ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ…
ДРУГОЕ….
Слайд 52Амонашвили Ш.А. Притча "Крылья"
Сидит старик у обочины и смотрит на
дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький
мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Слайд 53Амонашвили Ш.А. Притча "Крылья"
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте
и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним
– его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки.
Из книги Амонашвили Ш.А. Вера и любовь
Слайд 54
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить
пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все
труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
В.А. Сухомлинский,
книга «Разговор с молодым директором школы»
Слайд 55Метаплан повышения квалификации по вопросам ФГОС
Слайд 56Научно – методическое сопровождение введения ФГОС
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения
уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («Что
вы имеете в виду, когда говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);
парафраз — повторение учителем высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»);
демонстрация непонимания — побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»):
приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;
«доведение до абсурда» —учитель соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
«задевающее утверждение» — учитель высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения.