Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Введение
История создания
Русская матрёшка
Загорская матрёшка
Семёновская
Полхов
– майданская матрёшка
Туринская, молдавская и украинская матрёшки
Авторская матрёшка
Сказочные сюжеты
В чем сходство и различие
Вывод
Литература
Слайд 3 Наше знакомство мы начнем с русской красавицы.
А с какой именно? Отгадайте!
Алый шёлковый платок,
Яркий сарафан в
цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может - три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Слайд 4 Прообразом матрешки могли послужить «писанки»-деревянные пасхальные яйца,
их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми
внутри, и в большое вкладывается меньшее.
Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная куколка, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
Слайд 5РУССКАЯ МАТРЁШКА
В конце 19 века в Абрамцево
по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звёздочкин выточил
первую деревянную куколку. А Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке.
Слайд 7ЗАГОРСКАЯ
Появилась матрёшка в Московской области, в городе Загорске
в 1920 году. Она похожа на русскую матрёшку: так же
наряжена в сарафан, кофточку, передник, платок, а в руке держит узелок, корзинку …
Образ – яркий, открытый, броский.
В ярком соцветии загорской матрёшки, в её безыскусной яркости и простоте выразилась энергия коллективного народного творчества
Роспись – локальным, чистым и звучным цветом, с чёрной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.
Слайд 10СЕМЕНОВСКАЯ
Основой композиции в росписи Семёновской
матрёшки считается фартук. Поэтому всё внимание мы обращаем на фартук.
Здесь можно использовать контрастные цвета и обводку чёрной краской. Мастера используют и растительные мотивы – цветы, и геометрические узоры. Могут быть и мелкие цветы и крупные, но чтобы они выделялись на фоне фартука, их обводят чёрной краской.
Слайд 12ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ
Основной элемент росписи этой матрёшки
- цветок шиповника или, как его называют мастера, «роза». Этот
цветок всегда считался символом женского начала, любви, материнства. Мастера часто изображают рядом с пышным цветком полураскрытые бутоны на ветках. Главное внимание художники из Полхов-Майдана уделяют цветочной росписи на фартуке. Роспись более крупная, чем у Сергиев-Посадской и Семёновской матрёшек. Платку не уделяется особое внимание. Либо его оставляют закрашенным одним цветом (розовым, малиновым), либо рисуют завитушки чёрной краской.
Слайд 14 Туринская, молдавская и
украинская матрёшки – форма
и роспись которых отражает или передает национальный характер костюма и
головного убора.
Слайд 15АВТОРСКАЯ
Авторская матрёшка вбирает в себя основные типы
традиционных матрёшек.
Характерная черта искусства современной
матрёшки - её богатая цветовая гамма, насыщенный колорит.
Слайд 24В чём сходство и различие
Форма у всех матрёшек
одинаковая; она плавно, ровно круглится, медленно перетекает из одного объёма
в другой, сужаясь и утолщаясь без резкой границы. Матрёшка – это разъёмная деревянная куколка, с разным количеством таких же куколок – матрёшек меньших по размеру.
Материалом для изготовления матрёшек служит древесина – липы, осины, ольхи.
Различаются матрёшки по – росписи.
Слайд 25ВЫВОД
Матрёшка – это общепризнанный национальный русский сувенир.
Матрёшка настоящая
русская красавица.
Но главное, это куколка – с секретом!
В нутрии
её прячутся веселые сестрички,
мал-мала меньше.
Про матрёшку придумали потешку:
Шли матрёшка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка.
Слайд 26ЛИТЕРАТУРА
1. А. Клиентов
«Народные промыслы России»
/г.Москва.
«Белый город» 2003г./
2. А.В.Соколов
«Посмотри, подумай и ответь»
/г.Москва. «Просвещение» 1991г./
3. Н.И.Каплан
«Народные художественные промыслы»
/г.Москва. «Высшая школа» 1980 г.
4. П.И.Уткин
«Народные художественные промыслы России»
/г.Москва. «Детская книжка» 1983г./