Слайд 1МБОУ ДПО «Научно-методический центр»
ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Занятие № 1
«НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
КЕМЕРОВО 2018
Анна Ивановна Фёдоровых, методист
Слайд 21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
N 273-ФЗ
Слайд 3Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей
настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование — единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Слайд 42) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
Слайд 514) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
Слайд 625) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные
области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие
виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
Слайд 7Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 10. Структура системы образования
В Российской
Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее
образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование
Слайд 8Статья 12. Образовательные программы
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные
программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
Слайд 9Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
Статья 33. Обучающиеся
К
обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения,
режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
Слайд 10Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
Дополнительное
образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд 11Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные
общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона
Слайд 122. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»
от 29 августа 2013 г. № 1008 (зарегистр. Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2013 г. Рег. № 30468)
Слайд 131. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Слайд 14Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся;
Слайд 15создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва
и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Слайд 166. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Слайд 17Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы
учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
Слайд 18Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной
направленности (технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой,
социально-педагогической).
Слайд 19Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность
учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ
и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Слайд 2011. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы
с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы.
Слайд 2114. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность,
могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
Слайд 223. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р
«К О Н Ц Е П Ц И
Я развития дополнительного образования детей»
Слайд 23Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального
образования проявляются в следующих его характеристиках:
свободный личностный выбор деятельности,
определяющей индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Слайд 24Концепция развития дополнительного образования детей (далее - Концепция) направлена на
воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития
мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Слайд 25Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для
взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание
через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Слайд 26Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими
институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
участие в вариативных
развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
вариативный характер оценки образовательных результатов;
тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Слайд 27На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
создание
необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального
самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
Слайд 28Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих
основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие
образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
Слайд 294. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 08.09.2015
г. № 613 н
(зарег. Министерством юстиции РФ № 38994
от 25.09.2015)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
Слайд 52http://nmc-kem.ucoz.ru/
МБОУ ДПО «Научно-методический центр»
http://pdokemerovo.wix.com/pdokemerovo
Блог «Методическое объединение педагогов дополнительного образования
г. Кемерово»
https://vk.com/mopdo.kemerovo
Методическое объединение ПДО Кемерово
http://vk.com/club42501359
Молодые педагоги города Кемерово