Слайд 1МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Кафедра защиты населения и территорий
Тема :
Нормативные и правовые акты по защите населения
и территорий в чрезвычайных
ситуациях.
Слайд 2МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
1. Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности населения.
2.
Правовые основы защиты населения и территорий от ЧС
Слайд 3МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник / ред.
Л. А. Михайлов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия,
2009. - 272 с.: рис., табл. - (Высшее профессиональное образование) (стр.44-60)
2. Зокоев В.А., Федотов Ю.В., Шепелюк С.И., Кондрашин А.В. «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Под общей ред. В.С.Артамонова. – СПб.: Санкт – Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2012. – 210с (стр. 177 - 181)
Слайд 4МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного
приоритета для личности, общества и государства.
Слайд 5МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
В современных условиях важное значение приобретают
проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно техногенного характера, смягчение их
последствий и создания условий для их быстрейшей ликвидации.
Слайд 6МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
В соответствии с докладом Министра МЧС
– 2030 в качестве основополагающих целей развития МЧС России необходимо
развитие нормативной базы путём разработки и актуализации системы национальных стандартов, сводов правил, других нормативно-методических и нормативно-технических документов с учётом современных опасностей
Слайд 7МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
- законность;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
-
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности.
Слайд 8МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Государственная политика в сфере безопасности формируется
на основе Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов органов
государственной власти.
Слайд 9МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных
законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, а также около
300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в этой области.
Слайд 10МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Вопросы войны и мира отнесены к
компетенции Совета Федерации Федерального Собрания. Задачи обороны и безопасности, оборонное
производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации
Слайд 11МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества
и государства закреплены в Федеральном Законе РФ
«О безопасности».
Слайд 12МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Закон раскрывает систему и функции
безопасности, определяет порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля
и надзора за правомерностью их деятельности.
Слайд 13МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Принципы построения и разграничения полномочий органов
государственной власти, которые закреплены в Федеральном Законе «О безопасности», легли
в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности.
Слайд 14МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии
национальной безопасности РФ до 2020» от 12 мая 2009 года
№ 537 определил общую систему обеспечения безопасности в Российской Федерации .
Слайд 15МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и
мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Слайд 16МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Системой обеспечения безопасности личности, общества и
государства является совокупность взаимосвязанных органов законодательной, исполнительной и судебной власти,
общественных и иных организаций, отдельных граждан, а также нормативные акты, регламентирующие отношения в данной сфере.
Слайд 17МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Силы, посредством которых обеспечивается безопасность в
Российской Федерации, включают в себя: Вооруженные силы; федеральные органы безопасности,
органы внутренних дел, внешней разведки, налоговую службу, таможенные органы, министерство по чрезвычайным ситуациям и ряд других.
Слайд 18МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Международный - Совет Безопасности ООН
Региональный (межгосударственный)
– 1Организация по безопасности и сотрудничеству в европе (ОБСЕ)
2Организация африканского
единства (ОАЕ)
3Организация американских государств (ОАГ)
4Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
5Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Слайд 19МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Государственный - Совет безопасности Российской
Федерации
Региональный (внутригосударственный) - Региональный Совет по безопасности, органы государственной
власти
Локальный - Служба безопасности предприятия
Слайд 20МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Высший законодательный орган государства:
- определяет приоритеты
в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
- разрабатывает систему правового
регулирования отношений в сфере безопасности;
- устанавливает порядок организации и деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении безопасности
Слайд 21МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- осуществляет контроль за кадровой политикой
государственных органов обеспечения безопасности;
- определяет бюджетное финансирование органов обеспечения безопасности
и федеральных программ в сфере безопасности;
- ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения РФ по вопросам обеспечения безопасности.
Слайд 22МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Органы исполнительной власти:
- обеспечивают исполнение законов
и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
- реализуют
государственные программы обеспечения безопасности;
Слайд 23МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- осуществляют систему мероприятий по обеспечению
безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
- в
соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Слайд 24МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Судебные органы:
- обеспечивают защиту конституционного строя
Российской Федерации;
- осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на
безопасность личности, общества и государства;
- предоставляют судебную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Слайд 25МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Организация Объединенных Наций (ООН).
Слайд 26МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Главными задачами ООН считаются борьба с
грубыми нарушениями прав человека, деятельность в сфере международных экономических, социальных,
культурных, гуманитарных отношений, определение наличия «угрозы миру» и принятие мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности .
Слайд 27МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
В рамках ООН существуют специализированные учреждения:
ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международная организация по борьбе с организованной преступностью (Интерпол), Международная организация труда (МОТ) и т.п.
Слайд 28МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
МЧС России — федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому
регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Слайд 29МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
В его основные задачи входят:
1) выработка
и реализация государственной политики в области гражданской обороны, ЗНиТ от
ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
Слайд 30МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
В его основные задачи входят:
3) осуществление
управления в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности,
безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Слайд 31МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
4) осуществление нормативного регулирования в целях
предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС и пожаров, а также
осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
5) осуществление деятельности по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, ЗНиТ от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.
Слайд 32МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
2 учебный вопрос.
Правовые основы защиты населения
и территорий от ЧС
Слайд 33МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Правовые основы защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций это системная совокупность правовых норм и норм
— правил поведения, регулирующих отношения, связанные с предупреждением и ликвидацией ЧС (защитой населения и территорий от ЧС)
Слайд 34МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Правовые основы защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций составляют нормы права, развивающие установления Конституции РФ
в области защиты населения и территорий от ЧС которые содержатся в федеральных конституционных законах «О Правительстве РФ» и «О чрезвычайном положении».
Слайд 35МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Первый из этих законов включает в
себя нормы, регулирующие отношения, в частности, связанные с организацией деятельности
по охране окружающей среды, предотвращению и ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф, обеспечению безопасности личности и общества, охране прав и свобод граждан в рамках осуществления полномочий, прав и обязанностей Правительства РФ.
Слайд 36МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Второй закон преследует цель устранить обстоятельства,
явившиеся основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и
свобод человека и гражданина путём введения в соответствии с Конституцией РФ особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений.
Слайд 37МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Наиболее предметно развиты Правовые основы защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нормах и положениях
базового ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Слайд 38МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
К ним относятся положения, определяющие правовые основы
защиты населения и территорий от ЧС:
- полномочия органов государственной
власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 8-11);
- государственное управление (ст. 12-17);
Слайд 39МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- права и обязанности граждан РФ
(ст. 18, 19);
- подготовка населения (ст. 20, 21);
- порядок финансирования
материального обеспечения мероприятий (ст. 22-25);
государственная экспертиза, надзор и контроль (ст. 26-28);
- международные договоры (ст. 29).
Слайд 40Перечень Министерств и ведомств, входящих в РСЧС
НЦУКС
МЧС России
Росрыболовство
Минздрав
Минпромторг
Минэкономразвития
Минсельхоз
Постановление Правительства
РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
МВД
Минобрнауки
Минкомсвязь
12
Слайд 41МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Основными задачами РСЧС являются:
- разработка и
реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
Слайд 42МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- обеспечение готовности к действиям органов
управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Слайд 43МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы
среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
Слайд 44МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Слайд 45МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий
по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных
акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Слайд 46МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
На сегодняшний день структура РСЧС имеет
пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый и включает
две подсистемы – территориальную и функциональную.
Слайд 47МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Территориальные подсистемы единой системы создаются в
субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Слайд 48МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными
органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Слайд 49МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
«О безопасности гидротехнических
сооружений»;
«Об использовании атомной энергии»;
«О радиационной безопасности населения»;
«Об охране окружающей
среды»;
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Слайд 50МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Первый закон из указанных законов определяет
правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных
объектов (ОПО). Его нормы и положения направлены на:
предупреждение аварий на ОПО;
обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Слайд 51МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Второй закон регулирует отношения по обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений (ГС) на всех этапах их создания, эксплуатации
и вывода из эксплуатации.
Слайд 52МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Третий закон определяет правовую основу и
принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии (АЭ).
Слайд 53МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Четвёртый закон определяет правовые основы обеспечения
радиационной безопасности (РБ) населения в целях охраны его здоровья.
Слайд 54МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Пятый закон устанавливает правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей среды (ОООС), биологического разнообразия и
природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в данной области, обеспечения экологической безопасности
Слайд 55МЧС РОССИИ
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы
Шестой закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения (СЭБН) как одного из основных условий реализации конституционных
прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.