Слайд 1МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2012г.
Слайд 2
ЛЕКЦИЯ
«Тактическая подготовка личного состава подразделений»
Слайд 3Литература:
Основная
. Артамонов В.С. и др. “Пожарная тактика в вопросах и
ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009,
с. 18-19.
Дополнительная
1. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001, с. 128-135.
2. Приказ МЧС России № 156 от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
3. Приказ МЧС России «О введении правил по охране труда в ГПС» от 31.12.2002 г. № 630.
Слайд 4
План лекции:
1. Основы тактической подготовки личного
состава
пожарной охраны, цели и задачи.
2. Организационные формы, принципы и методы
тактической подготовки личного состава.
3. Методика подготовки руководителя к занятиям.
4. Методика проведения занятий по решению пожарно-
тактических задач (ПТЗ).
5. Методика проведения пожарно-тактических учений.
6. Групповые упражнения (деловые игры)
7. Разбор пожаров
8. Оперативно-тактическое изучение района выезда части.
9. Контроль и оценка подготовки.
Слайд 51. Основы тактической подготовки личного состава пожарной охраны, цели и задачи.
Тактическая
подготовка - это организационный, непрерывный и целенаправленный процесс обучения всего
личного состава, направленный на повышение его профессиональных знаний, формирование необходимых умений управления силами и средствами на пожаре, совершенствование навыков ведения боевых действий.
Слайд 6Пожарно-тактическая подготовка призвана решать следующие задачи:
подготовить отделения и караулы к
ведению боевых действий на пожарах, авариях и стихийных бедствиях;
выработать у
личного состава самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях, навыки тактического мышления;
подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к ведению умелых и слаженных действий в условиях сложной оперативной обстановки и гражданской обороны днем и ночью во взаимодействии с другими службами и ведомствами;
совершенствовать навыки у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных;
изучать передовой опыт и внедрять его в организацию и проведение боевой и политической подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны;
совершенствовать пожарно-тактические знания и практические навыки начсостава по управлению силами и средствами на пожаре;
изучать оперативно-тактические особенности взрывопожаро-опасньгх и особо важных объектов в районе выезда части.
Слайд 7 В тактической подготовке выделяют теорети-ческую и практическую части. Теория тактической
подготовки должна показать рациональные орга-низационные формы обучения пожарных, подраз-делений и
начальствующего состава по тушению пожаров.
Целью практической части пожарно-тактической подготовки является обучение личного состава подразделений способам и приемам тушения возможных пожаров на различных объектах в разно-образной обстановке.
Слайд 82. Организационные формы, принципы и методы тактической подготовки личного состава
Подготовка личного
состава подразделений ГПС включает следующие виды обучения:
специальное первоначальное обучение;
боевая подготовка;
специальная
подготовка по должности;
стажировка;
повышение квалификации и переподготовка;
самостоятельная подготовка.
Слайд 92.1. Специальное первоначальное обучение.
Кандидаты, впервые принимаемые на службу в подразделения ГПС
по контракту (договору) или посредством назначения на должности, до самостоятель-ного
исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение.
Обучение начинается с прохождения инструктажа по правилам техники безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения".
Специальное первоначальное обучение проводится последовательно в два этапа:
1-й - индивидуальное обучение.
2-й - курсовое обучение.
Слайд 102.2. Боевая подготовка
Боевая подготовка - это целенаправленная деятельность должностных лиц органа
управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период
боевого дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной боевой готовности караулов (дежурных смен), успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.
Слайд 11 Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке устанавливается приказом
начальника подразделения ГПС, если иное не установлено органом управления ГПС.
В приказе дается анализ учебы и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год, расчет часов на год, тематический план и план боевой подготовки, определяются периоды обучения, ответственные лица за организацию учебного процесса.
Боевая подготовка проводится по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства.
Начало учебного года - 15 января, окончание - 15 декабря. Начальнику органа управления, подразделения ГПС предоставляется право прерывать процесс обучения на срок не более 30 дней для усиления службы, подготовки и совершенствования учебной материально-технической базы, проведения спортивно-массовых мероприятий и бытового устройства личного состава подразделения ГПС.
Слайд 122.3. Специальная подготовка по должности
Специальная подготовка проводится:
а) помощников начальников караулов,
командиров отделений, старших инструкторов газодымозащитной службы, старших инструкторов газодымозащитной службы
и химической (радиационной) защиты (разведки), командиров (помощников командира) катера, боцманов, старших респираторщиков (респираторщиков) - на инструкторско-методических занятиях (возможно по группам должностных категорий) не реже одного раза в полгода по восемь часов;
б) старших водителей (водителей) пожарных автомобилей, техников по ремонту и обслуживанию транспортных средств, старших мастеров-диагностов, старших мастеров технического контроля, старших механиков по техническому оборудованию, старших мастеров связи и специального оборудования, старших мастеров связи, начальников радиостанций, радиотелефонистов (диспетчеров), рулевых, старших мотористов и мотористов - на постоянно действующем семинаре (возможно по группам должностных категорий) не реже одного раза в полгода по восемь часов;
в) младших инспекторов пожарной профилактики - на постоянно действующем семинаре один раз в квартал по шесть часов.
Слайд 132.4. Стажировка.
Стажировка организуется начальником подразделения ГПС в целях приобретения личным составом
ГПС новых знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного
выполнения функциональных обязанностей по занимаемой или новой должности. Руководитель стажировки назначается приказом начальника подразделения ГПС.
Стажировку проходит личный состав ГПС в случаях, установленных начальником органа управления ГПС.
Продолжительность стажировки устанавливается от 5 дней до одного месяца, если иное не установлено настоящей Программой.
Слайд 14 Лица, проходящие стажировку, обязаны:
совместно с руководителем стажировки разработать индивидуальный план
стажировки и утвердить его у начальника подразделения ГПС; подобрать нормативные
акты и литературу, необходимые для изучения обязанностей по должности; ознакомиться с функциональными обязанностями и должностной инструкцией, организацией работы подразделения (караула, дежурной смены);
определить и утвердить у руководителя стажировки контрольные нормативы по пожарно-строевой и физической подготовке с учетом индивидуальной подготовленности на данном этапе обучения и т.д.
Оформить и утвердить отчет по окончании стажировки.
Отчет составляется по произвольной форме с отражением в нем мероприятий, выполненных стажером, результатов работы на пожарах и сдачи нормативов. В заключение делается вывод и предложение о возможности допуска стажера к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.
Слайд 152.5. Повышение квалификации и переподготовка
Повышение квалификации личного состава подразделений ГПС
организуется начальником органа управления, подразделения ГПС в целях повышения технического
уровня и углубления имеющихся знаний. Переподготовка проводится с целью получения новой специальности (квалификации) или при переводе на другую работу.
Обучение в системе повышения квалификации осуществляется на основе перспективных (на 5 лет) планов и планов комплектования на год.
О прохождении обучения в системе повышения квалификации и переподготовки делается отметка в личном деле обучаемого.
Слайд 162.6. Самостоятельная учеба.
Самостоятельная учеба проводится под контролем непосредственного начальника подразделения ГПС
и включает в себя:
изучение нормативных документов (актов),
конспектирование различных материалов,
регулярное ознакомление
с новой юридической, экономической, технической и специальной литературой,
выполнение различных практических упражнений, имеющих целью выработать и закрепить умения и навыки.
Слайд 172.7. Формы тактической подготовки.
В системе тактической подготовки применяются все основные
принципы обучения:
активность,
наглядность,
систематичность и последовательность,
доступность,
учет индивидуальных особенностей обучаемых.
В пожарно-тактической подготовке начсостава
широкое применение нашли и такие формы, как:
групповые упражнения. (деловые игры);
стажировка при дежурной службе пожаротушения (при оперативных дежурных);
научно-теоретические и практические конференции.
Слайд 18 В результате тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны обязан знать:
оперативно-тактические
особенности района выезда части (охраняемого объекта), особо важных и взрыво-пожароопасных
объектов (цехов, установок);
тактические возможности пожарных подразделений гарнизона пожарной охраны;
уставы, наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, меры техники безопасности при несении службы и ведении боевых действий;
закономерности развития пожаров, их параметров и сопровождающих явлений;
огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи при тушении пожаров;
методику расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;
назначение, устройство и правила эксплуатации изолирующих противогазов и средств связи. Руководящие документы по их применению на пожарах, учениях и при ликвидации аварий.
Слайд 19 Обязан уметь:
правильно определять решающее направление боевых действий на пожаре, необходимое
количество сил и средств на его тушение, принимать решение по
их рациональному использованию и обеспечивать успешное тушение пожара;
работать со спецагрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей гарнизонов пожарной охраны, пользоваться радиосредствами, работать в кислородно-изолирующих противогазах;
методически правильно готовить и проводить пожарно-тактические занятия и учения;
исследовать боевые действия личного состава при тушении пожаров, оформлять результаты исследований, проводить разборы пожаров;
составлять планы и карточки тушения пожаров, расписание выезда пожарных частей, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в районе, инструкции взаимодействия пожарной охраны с другими службами города (района, объекта) и другие документы по вопросам пожаротушения;
организовывать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться их своевременного выполнения.
Слайд 202.8. Методы тактической подготовки.
Методы обучения - это способы, при помощи
которых обучающий передает новые знания и умение обучаемым.
В системе
тактической подготовки ими можно считать рассказ, беседу, практический показ с пояснениями, демонстрацию, практическую работу по тушению условного пожара, самостоятельную работу и т. п. На занятиях часто используется сочетание нескольких методов. Например, рассказ с показом, переходящий в беседу; демонстрация нового с практической работой по тушению условного пожара и т. д.
Слайд 213. Методика подготовки руководителя к занятиям
В нее входит:
Ознакомление с темой занятия
по расписанию, разрабатываемому в части.
Изучение содержания темы по программе подготовки
личного состава частей и подразделений пожарной охраны;
Определение цели занятия.
Подбор и изучение основной литературы (руководящих документов, информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий).
Выбор технических средств обучения и подбор наглядных пособий.
Определение схемы (плана занятия), т. е. определение метода проведения занятия основных узловых вопросов.
Составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающего преподавателя рекомендуется полное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет развернутого плана.
Слайд 224. Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ)
Решение ПТЗ -
одна из основных форм обучения практическим действиям личного состава подразделений
пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства.
Практическая часть занятия проводится по следующей примерной схеме:
выезд на объект;
объявление темы и цели занятия;
изучение объекта в оперативно-тактическом отношении;
имитация обстановки условного пожара;
отработка боевых действий личным составом подразделения;
свертывание сил и средств после решения ПТЗ;
разбор и подведение итогов занятия;
отъезд в часть
Слайд 235. Методика проведения пожарно-тактических учений
Учения являются высшей формой тактической подготовки начальствующего
состава пожарной охраны и важнейшим средством достижения высокого уровня боевой
готовности.
По целевому назначению тактические учения подразделяются на виды:
тренировочные,
проверочные,
показные,
комплексные,
опытные.
Слайд 24 Каждому тактическому учению предшествует тщательная подготовка руководителя учения, который обязан:
определить
тему и цель учения;
подобрать объект;
изучить его оперативно-тактические особенности;
согласовать дату и
время его проведения с администрацией объекта;
проанализировать развитие и организацию тушения пожаров на аналогичных объектах;
разработать тактический замысел и порядок имитации с учетом возможной обстановки условного пожара;
определить возможную обстановку пожара ко времени его обнаружения, прибытия первого пожарного подразделения и старшего оперативного начальника, к моменту локализации и ликвидации пожара;
установить время проведения и продолжительность учения, определить силы и средства, привлекаемые на учение.
Слайд 256. Групповые упражнения (деловые игры).
Групповые упражнения или деловые игры -
наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны. Они
позволяют привить обучаемым навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся на пожаре обстановки.
Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки.
Слайд 267. Разбор пожаров.
Разбор пожара организуется и проводится с целью:
анализа противопожарного состояния
объекта, где произошел пожар, и его оперативно-тактических особенностей, причин возникновения
и особенностей развития пожара;
анализа боевых действий подразделений пожарной охраны, ДПД и граждан по борьбе с пожаром, уровня службы и боевой подготовки пожарных частей гарнизона;
анализа положительных сторон и недостатков в профилактической работе и руководстве тушением пожара, уровня службы и боевой подготовки пожарных частей гарнизона, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;
анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов техники безопасности;
разработки мероприятий, направленных на предупреждение подобных пожаров и устранение недостатков, имевших место при их тушении, обобщение и распространение положительного опыта.
Слайд 27 Разбор пожаров проводится:
после его исследования отдельно с начальствующим составом гарнизона
(части, отряда) и с личным составом, участвовавшим в тушении пожара;
с
начальствующим составом гарнизона (части, отряда) по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.
Для разбора пожара необходимо:
определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;
подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежы, таблицы, диаграммы и т.д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.
Слайд 288. Оперативно-тактическое изучение района выезда части.
Оперативно-тактические особенности района выезда - это
совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и
тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.
Оперативно-тактическое изучение района выезда включает в себя:
изучение общих особенностей района выезда;
изучение особенностей отдельных участков района выезда;
изучение особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений.
Слайд 299. Контроль и оценка подготовки.
Проверка личного состава подразделений ГПС на пригодность
к действиям в условиях, связанных с применением специальных навыков, физической
силы, пожарной техники, порядка присвоения (подтверждения) квалификационных званий, наличия и состояния учебной материально-технической базы, своевременности обучения на всех этапах подготовки, качества проводимых занятий, усвоения личным составом программного материала проводится систематически должностным лицом из числа среднего и старшего начальствующего состава, который ведет учебные занятия по данному предмету (текущий контроль), ежеквартально руководством подразделения ГПС, начальниками караулов, дежурных смен, а также во время инспектирования, итоговых и целевых проверок деятельности подразделений ГПС (итоговый контроль).