Разделы презентаций


МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

Содержание

ЛЕКЦИЯ «Тактическая подготовка личного состава подразделений»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2012г.

МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫКАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ2012г.

Слайд 2
ЛЕКЦИЯ
«Тактическая подготовка личного состава подразделений»




ЛЕКЦИЯ «Тактическая подготовка личного состава подразделений»

Слайд 3Литература:
Основная
. Артамонов В.С. и др. “Пожарная тактика в вопросах и

ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009,

с. 18-19.

Дополнительная
1. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001, с. 128-135.
2. Приказ МЧС России № 156 от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

3. Приказ МЧС России «О введении правил по охране труда в ГПС» от 31.12.2002 г. № 630.


Литература:Основная. Артамонов В.С. и др. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС

Слайд 4

План лекции:
1. Основы тактической подготовки личного

состава
пожарной охраны, цели и задачи.
2. Организационные формы, принципы и методы

тактической подготовки личного состава.
3. Методика подготовки руководителя к занятиям.
4. Методика проведения занятий по решению пожарно-
тактических задач (ПТЗ).
5. Методика проведения пожарно-тактических учений.
6. Групповые упражнения (деловые игры)
7. Разбор пожаров
8. Оперативно-тактическое изучение района выезда части.
9. Контроль и оценка подготовки.
План лекции:1.	Основы тактической подготовки личного состава 	пожарной охраны, цели и задачи.2.	Организационные формы,

Слайд 51. Основы тактической подготовки личного состава пожарной охраны, цели и задачи.
Тактическая

подготовка - это организационный, непрерывный и целенаправленный процесс обучения всего

личного состава, направленный на повышение его профессиональных знаний, формирование необходимых умений управления силами и средствами на пожаре, совершенствование навыков ведения боевых действий.

1.	Основы тактической подготовки личного состава пожарной охраны, цели и задачи.Тактическая подготовка - это организационный, непрерывный и целенаправленный

Слайд 6Пожарно-тактическая подготовка призвана решать следующие задачи:
подготовить отделения и караулы к

ведению боевых действий на пожарах, авариях и стихийных бедствиях;
выработать у

личного состава самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях, навыки тактического мышления;
подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к ведению умелых и слаженных действий в условиях сложной оперативной обстановки и гражданской обороны днем и ночью во взаимодействии с другими службами и ведомствами;
совершенствовать навыки у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных;
изучать передовой опыт и внедрять его в организацию и проведение боевой и политической подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны;
совершенствовать пожарно-тактические знания и практические навыки начсостава по управлению силами и средствами на пожаре;
изучать оперативно-тактические особенности взрывопожаро-опасньгх и особо важных объектов в районе выезда части.

Пожарно-тактическая подготовка призвана решать следующие задачи:подготовить отделения и караулы к ведению боевых действий на пожарах, авариях и

Слайд 7 В тактической подготовке выделяют теорети-ческую и практическую части. Теория тактической

подготовки должна показать рациональные орга-низационные формы обучения пожарных, подраз-делений и

начальствующего состава по тушению пожаров.

Целью практической части пожарно-тактической подготовки является обучение личного состава подразделений способам и приемам тушения возможных пожаров на различных объектах в разно-образной обстановке.

В тактической подготовке выделяют теорети-ческую и практическую части. Теория тактической подготовки должна показать рациональные орга-низационные формы обучения

Слайд 82. Организационные формы, принципы и методы тактической подготовки личного состава
Подготовка личного

состава подразделений ГПС включает следующие виды обучения:

специальное первоначальное обучение;
боевая подготовка;
специальная

подготовка по должности;
стажировка;
повышение квалификации и переподготовка;
самостоятельная подготовка.
2.	Организационные формы, принципы и методы тактической подготовки личного состава		Подготовка личного состава подразделений ГПС включает следующие виды обучения:специальное

Слайд 92.1. Специальное первоначальное обучение.
Кандидаты, впервые принимаемые на службу в подразделения ГПС

по контракту (договору) или посредством назначения на должности, до самостоятель-ного

исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение.
Обучение начинается с прохождения инструктажа по правилам техники безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения".
Специальное первоначальное обучение проводится последовательно в два этапа:
1-й - индивидуальное обучение.
2-й - курсовое обучение.

2.1.	Специальное первоначальное обучение.		Кандидаты, впервые принимаемые на службу в подразделения ГПС по контракту (договору) или посредством назначения на

Слайд 102.2. Боевая подготовка
Боевая подготовка - это целенаправленная деятельность должностных лиц органа

управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период

боевого дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной боевой готовности караулов (дежурных смен), успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.

2.2.	Боевая подготовка		Боевая подготовка - это целенаправленная деятельность должностных лиц органа управления, подразделения ГПС по обучению личного состава

Слайд 11 Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке устанавливается приказом

начальника подразделения ГПС, если иное не установлено органом управления ГПС.

В приказе дается анализ учебы и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год, расчет часов на год, тематический план и план боевой подготовки, определяются периоды обучения, ответственные лица за организацию учебного процесса.

Боевая подготовка проводится по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства.
Начало учебного года - 15 января, окончание - 15 декабря. Начальнику органа управления, подразделения ГПС предоставляется право прерывать процесс обучения на срок не более 30 дней для усиления службы, подготовки и совершенствования учебной материально-технической базы, проведения спортивно-массовых мероприятий и бытового устройства личного состава подразделения ГПС.



Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, если иное не установлено

Слайд 122.3. Специальная подготовка по должности
Специальная подготовка проводится:
а) помощников начальников караулов,

командиров отделений, старших инструкторов газодымозащитной службы, старших инструкторов газодымозащитной службы

и химической (радиационной) защиты (разведки), командиров (помощников командира) катера, боцманов, старших респираторщиков (респираторщиков) - на инструкторско-методических занятиях (возможно по группам должностных категорий) не реже одного раза в полгода по восемь часов;
б) старших водителей (водителей) пожарных автомобилей, техников по ремонту и обслуживанию транспортных средств, старших мастеров-диагностов, старших мастеров технического контроля, старших механиков по техническому оборудованию, старших мастеров связи и специального оборудования, старших мастеров связи, начальников радиостанций, радиотелефонистов (диспетчеров), рулевых, старших мотористов и мотористов - на постоянно действующем семинаре (возможно по группам должностных категорий) не реже одного раза в полгода по восемь часов;
в) младших инспекторов пожарной профилактики - на постоянно действующем семинаре один раз в квартал по шесть часов.

2.3.	Специальная подготовка по должности		Специальная подготовка проводится: 	а) помощников начальников караулов, командиров отделений, старших инструкторов газодымозащитной службы, старших

Слайд 132.4. Стажировка.
Стажировка организуется начальником подразделения ГПС в целях приобретения личным составом

ГПС новых знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного

выполнения функциональных обязанностей по занимаемой или новой должности. Руководитель стажировки назначается приказом начальника подразделения ГПС.
Стажировку проходит личный состав ГПС в случаях, установленных начальником органа управления ГПС.
Продолжительность стажировки устанавливается от 5 дней до одного месяца, если иное не установлено настоящей Программой.

2.4.	Стажировка.Стажировка организуется начальником подразделения ГПС в целях приобретения личным составом ГПС новых знаний, практических навыков и умений,

Слайд 14 Лица, проходящие стажировку, обязаны:
совместно с руководителем стажировки разработать индивидуальный план

стажировки и утвердить его у начальника подразделения ГПС; подобрать нормативные

акты и литературу, необходимые для изучения обязанностей по должности; ознакомиться с функциональными обязанностями и должностной инструкцией, организацией работы подразделения (караула, дежурной смены);
определить и утвердить у руководителя стажировки контрольные нормативы по пожарно-строевой и физической подготовке с учетом индивидуальной подготовленности на данном этапе обучения и т.д.
Оформить и утвердить отчет по окончании стажировки.


Отчет составляется по произвольной форме с отражением в нем мероприятий, выполненных стажером, результатов работы на пожарах и сдачи нормативов. В заключение делается вывод и предложение о возможности допуска стажера к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

Лица, проходящие стажировку, обязаны:совместно с руководителем стажировки разработать индивидуальный план стажировки и утвердить его у начальника подразделения

Слайд 152.5. Повышение квалификации и переподготовка
Повышение квалификации личного состава подразделений ГПС

организуется начальником органа управления, подразделения ГПС в целях повышения технического

уровня и углубления имеющихся знаний. Переподготовка проводится с целью получения новой специальности (квалификации) или при переводе на другую работу.
Обучение в системе повышения квалификации осуществляется на основе перспективных (на 5 лет) планов и планов комплектования на год.
О прохождении обучения в системе повышения квалификации и переподготовки делается отметка в личном деле обучаемого.


2.5.	Повышение квалификации и переподготовка 		Повышение квалификации личного состава подразделений ГПС организуется начальником органа управления, подразделения ГПС в

Слайд 162.6. Самостоятельная учеба.
Самостоятельная учеба проводится под контролем непосредственного начальника подразделения ГПС

и включает в себя:
изучение нормативных документов (актов),
конспектирование различных материалов,
регулярное ознакомление

с новой юридической, экономической, технической и специальной литературой,
выполнение различных практических упражнений, имеющих целью выработать и закрепить умения и навыки.

2.6.	Самостоятельная учеба.		Самостоятельная учеба проводится под контролем непосредственного начальника подразделения ГПС и включает в себя:изучение нормативных документов (актов),конспектирование

Слайд 172.7. Формы тактической подготовки.
В системе тактической подготовки применяются все основные

принципы обучения:
активность,
наглядность,
систематичность и последовательность,
доступность,
учет индивидуальных особенностей обучаемых.

В пожарно-тактической подготовке начсостава

широкое применение нашли и такие формы, как:
групповые упражнения. (деловые игры);
стажировка при дежурной службе пожаротушения (при оперативных дежурных);
научно-теоретические и практические конференции.

2.7. Формы тактической подготовки.		В системе тактической подготовки применяются все основные принципы обучения:активность,наглядность,систематичность и последовательность,доступность,учет индивидуальных особенностей обучаемых.		В

Слайд 18 В результате тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны обязан знать:
оперативно-тактические

особенности района выезда части (охраняемого объекта), особо важных и взрыво-пожароопасных

объектов (цехов, установок);
тактические возможности пожарных подразделений гарнизона пожарной охраны;
уставы, наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, меры техники безопасности при несении службы и ведении боевых действий;
закономерности развития пожаров, их параметров и сопровождающих явлений;
огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи при тушении пожаров;
методику расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки;
назначение, устройство и правила эксплуатации изолирующих противогазов и средств связи. Руководящие документы по их применению на пожарах, учениях и при ликвидации аварий.

В результате тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны обязан знать:оперативно-тактические особенности района выезда части (охраняемого объекта), особо

Слайд 19 Обязан уметь:
правильно определять решающее направление боевых действий на пожаре, необходимое

количество сил и средств на его тушение, принимать решение по

их рациональному использованию и обеспечивать успешное тушение пожара;
работать со спецагрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей гарнизонов пожарной охраны, пользоваться радиосредствами, работать в кислородно-изолирующих противогазах;
методически правильно готовить и проводить пожарно-тактические занятия и учения;
исследовать боевые действия личного состава при тушении пожаров, оформлять результаты исследований, проводить разборы пожаров;
составлять планы и карточки тушения пожаров, расписание выезда пожарных частей, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в районе, инструкции взаимодействия пожарной охраны с другими службами города (района, объекта) и другие документы по вопросам пожаротушения;
организовывать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться их своевременного выполнения.

Обязан уметь:правильно определять решающее направление боевых действий на пожаре, необходимое количество сил и средств на его тушение,

Слайд 202.8. Методы тактической подготовки.
Методы обучения - это способы, при помощи

которых обучающий передает новые знания и умение обучаемым.
В системе

тактической подготовки ими можно считать рассказ, беседу, практический показ с пояснениями, демонстрацию, практическую работу по тушению условного пожара, самостоятельную работу и т. п. На занятиях часто используется сочетание нескольких методов. Например, рассказ с показом, переходящий в беседу; демонстрация нового с практической работой по тушению условного пожара и т. д.

2.8. Методы тактической подготовки.		Методы обучения - это способы, при помощи которых обучающий передает новые знания и умение

Слайд 213. Методика подготовки руководителя к занятиям
В нее входит:
Ознакомление с темой занятия

по расписанию, разрабатываемому в части.
Изучение содержания темы по программе подготовки

личного состава частей и подразделений пожарной охраны;
Определение цели занятия.
Подбор и изучение основной литературы (руководящих документов, информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий).
Выбор технических средств обучения и подбор наглядных пособий.
Определение схемы (плана занятия), т. е. определение метода проведения занятия основных узловых вопросов.
Составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающего преподавателя рекомендуется полное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет развернутого плана.

3.	Методика подготовки руководителя к занятиям		В нее входит:Ознакомление с темой занятия по расписанию, разрабатываемому в части.Изучение содержания темы

Слайд 224. Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ)
Решение ПТЗ -

одна из основных форм обучения практическим действиям личного состава подразделений

пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства.

Практическая часть занятия проводится по следующей примерной схеме:
выезд на объект;
объявление темы и цели занятия;
изучение объекта в оперативно-тактическом отношении;
имитация обстановки условного пожара;
отработка боевых действий личным составом подразделения;
свертывание сил и средств после решения ПТЗ;
разбор и подведение итогов занятия;
отъезд в часть
4.	Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ)		Решение ПТЗ - одна из основных форм обучения практическим действиям

Слайд 235. Методика проведения пожарно-тактических учений
Учения являются высшей формой тактической подготовки начальствующего

состава пожарной охраны и важнейшим средством достижения высокого уровня боевой

готовности.

По целевому назначению тактические учения подразделяются на виды:
тренировочные,
проверочные,
показные,
комплексные,
опытные.
5.	Методика проведения пожарно-тактических учений		Учения являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны и важнейшим средством достижения

Слайд 24 Каждому тактическому учению предшествует тщательная подготовка руководителя учения, который обязан:

определить

тему и цель учения;
подобрать объект;
изучить его оперативно-тактические особенности;
согласовать дату и

время его проведения с администрацией объекта;
проанализировать развитие и организацию тушения пожаров на аналогичных объектах;
разработать тактический замысел и порядок имитации с учетом возможной обстановки условного пожара;
определить возможную обстановку пожара ко времени его обнаружения, прибытия первого пожарного подразделения и старшего оперативного начальника, к моменту локализации и ликвидации пожара;
установить время проведения и продолжительность учения, определить силы и средства, привлекаемые на учение.

Каждому тактическому учению предшествует тщательная подготовка руководителя учения, который обязан:определить тему и цель учения;подобрать объект;изучить его оперативно-тактические

Слайд 256. Групповые упражнения (деловые игры).
Групповые упражнения или деловые игры -

наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны. Они

позволяют привить обучаемым навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся на пожаре обстановки.

Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки.


6. Групповые упражнения (деловые игры).		Групповые упражнения или деловые игры - наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава

Слайд 267. Разбор пожаров.
Разбор пожара организуется и проводится с целью:
анализа противопожарного состояния

объекта, где произошел пожар, и его оперативно-тактических особенностей, причин возникновения

и особенностей развития пожара;
анализа боевых действий подразделений пожарной охраны, ДПД и граждан по борьбе с пожаром, уровня службы и боевой подготовки пожарных частей гарнизона;
анализа положительных сторон и недостатков в профилактической работе и руководстве тушением пожара, уровня службы и боевой подготовки пожарных частей гарнизона, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;
анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов техники безопасности;
разработки мероприятий, направленных на предупреждение подобных пожаров и устранение недостатков, имевших место при их тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

7.	Разбор пожаров.		Разбор пожара организуется и проводится с целью:анализа противопожарного состояния объекта, где произошел пожар, и его оперативно-тактических

Слайд 27 Разбор пожаров проводится:
после его исследования отдельно с начальствующим составом гарнизона

(части, отряда) и с личным составом, участвовавшим в тушении пожара;
с

начальствующим составом гарнизона (части, отряда) по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

Для разбора пожара необходимо:
определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;
подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежы, таблицы, диаграммы и т.д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.


Разбор пожаров проводится:после его исследования отдельно с начальствующим составом гарнизона (части, отряда) и с личным составом, участвовавшим

Слайд 288. Оперативно-тактическое изучение района выезда части.
Оперативно-тактические особенности района выезда - это

совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и

тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

Оперативно-тактическое изучение района выезда включает в себя:
изучение общих особенностей района выезда;
изучение особенностей отдельных участков района выезда;
изучение особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений.
8.	Оперативно-тактическое изучение района выезда части.		Оперативно-тактические особенности района выезда - это совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать

Слайд 299. Контроль и оценка подготовки.
Проверка личного состава подразделений ГПС на пригодность

к действиям в условиях, связанных с применением специальных навыков, физической

силы, пожарной техники, порядка присвоения (подтверждения) квалификационных званий, наличия и состояния учебной материально-технической базы, своевременности обучения на всех этапах подготовки, качества проводимых занятий, усвоения личным составом программного материала проводится систематически должностным лицом из числа среднего и старшего начальствующего состава, который ведет учебные занятия по данному предмету (текущий контроль), ежеквартально руководством подразделения ГПС, начальниками караулов, дежурных смен, а также во время инспектирования, итоговых и целевых проверок деятельности подразделений ГПС (итоговый контроль).

9.	Контроль и оценка подготовки.		Проверка личного состава подразделений ГПС на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика