Слайд 1Медицинская академия им. С.И. Георгиевского
ФГАОУ”КФУ им. В.И. Вернадского”
Тема: Основные периоды
онтогенеза человека
Симферополь 2020
Подготовила :Адиева Фериде Тимуровна
Студентка Л1-с-о-205(1)
1-го медицинского
факультета лечебного дела
Слайд 2Онтогенез – процесс индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки
до смерти. Онтогенез состоит из двух периодов:
· пренатального (внутриутробного);
· постнатального (внеутробного).
Раз
Развитие человека – непрерывный
процесс, протекающий в течение всей его жизни. С момента рождения и до смерти в организме протекает ряд последовательных закономерных морфологических, биохимических и физиологических изменений, в связи с чем различают определенные временные отрезки или периоды. Границы, отделяющие один возраст от другого в определенной степени условны, но в тоже время для каждого возраста характерны присущие только ему черты строения и функционирования. В качестве критериев, на основании которых выделяют эти периоды, были предложены: масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, мышечная сила, степень полового созревания и др. Среди предложенных классификаций периодов роста и развития, их возрастных границ наибольшее распространение получила схема возрастной периодизации, рекомендованная Институтом физиологии детей и подростков в 1965 году
Слайд 4Пренатальный период. Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент
в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно
готовиться: избегать стрессов, употреблять качественную, витаминизированную пищу, отказаться от вредных привычек, обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл). Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка (если это важно, по мнению родителей) — цели такой профилактической деятельности.
Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех перечисленных ранее и других врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне — период первых трех месяцев беременности.
Слайд 5Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, — главенствующий стресс нашей жизни,
закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным
родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, — наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.
Слайд 6Период новорожденности. В этот период ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся
из молочных желез матери (молозивом). Большую часть суток проводит в
состоянии сна.
Слайд 7Грудной возраст. Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период
происходит наиболее интенсивный рост по сравнению
с остальными периодами постнатального развития,
длина тела увеличивается в среднем в 1,5 раза, масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
Слайд 8Раннее детство. Заканчивается прорезывание молочных зубов. Происходит перестройка и усложнение микроструктуры
головного мозга, ребенок начинает говорить, усложняется его поведение.
Слайд 9Первое детство. Происходит увеличение скорости роста, которое называют первым ростовым скачком. С 6
лет появляются первые постоянные зубы. Обычно с 5 лет устанавливается
«ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой».
Слайд 10Второе детство. Начинают функционировать половые железы, вследствие повышенной секреции половых
гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела,
появляются вторичные половые признаки. Увеличиваются темпы роста, девочки обгоняют в росте и развитии мальчиков.
Слайд 11Подростковый период. В основном заканчивается половое созревание. Наблюдается выраженное ускорение
роста – это второй или «пубертатный» скачок, особенно характерен для
мальчиков, они догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система. Основные морфологические
и функциональные характеристики органов и систем приближаются к характеристикам взрослого организма.
Слайд 12Юношеский период. В основном заканчивается окостенение скелета и соответственно роста организма.
Организм полностью сформирован, все его параметры достигают окончательной величины.
Слайд 13Следует помнить, что у детей не всегда календарный (паспортный) возраст
соответствует их биологическому возрасту, так как возможны ускорение и задержка
биологического развития. Такая динамика биологического возраста может быть генетически запрограммированной или определяться внешними воздействиями.
Слайд 14юность (16-19 лет). Социально-биологический возраст оптанта, профессионального самоопределения;
молодость (20-29 лет).
Социально-биологический возраст саморазвития способностей в профессиональной деятельности, биологически зрелый возраст
деторождения;
средний (зрелый) возраст (30-59 лет). Социально-биологический возраст построения карьеры и образования мужчинами-бобылями (пока еще не поздно в плане деторождения) полноценной семьи;
пожилой возраст (б0лет - 74 года). Время наслаждаться материальными и духовными плодами своей деятельности, не забывая о необходимости продолжать развитие и саморазвитие, передавать свой опыт другим;
старость (с 75 лет, после 90 лет долгожительство). Время мудрости, если человек здоров, и последнее время подведения итогов жизни, подготовки к смерти, если он немощен.